В Мексике стремительно распространяется культ Санта Муэрте: миллионы верующих обращаются с молитвами и дарами к святой смерти, не признанной католической церковью. Особо ее почитают в наркокартелях. Записал Григор Атанесян. Фотограф Джеффри Брайт (Jeffrey Bright).
Читать в полной версииПочитание Санта Муэрте (исп. Santa Muerte) происходит из среды народного католичества и вобрало в себя элементы верований народов йоруба и индейцев, а также атрибуты культа ацтекской богини преисподней Миктлансиуатль. Хотя обожествление святой смерти произошло в среде мексиканских наркокартелей в конце 1980-х, сегодня миллионы мексиканцев, не связанных с криминальным миром, молятся ей наравне с другими «наркосвятыми», Хесусом Мальверде и Хуаном Солдадо.
Первое публичное поклонение зарегистрировано в 2001 году, когда в доме у продавщицы кесадильи Энрикеты Ромеро в Тепито, неблагополучном районе Мехико, появилась статуя Санта Муэрте в человеческий рост. Ее подарил старший сын Энрикеты, уверенный в том, что божество помогло ему с досрочным освобождением из тюрьмы. Сначала статуя стояла на кухне, но когда покупатели стали оставлять у нее дары и возжигать свечи, Энрикета вынесла ее на улицу.
Когда в конце 2000-х годов Санта Муэрте заинтересовались эксперты ФБР, обеспокоенные распространением культа в США, они обнаружили уже не маргинальную форму католицизма, а устоявшуюся систему верований со своими символами, ритуалами и иконографией божества (облаченный в саван черный скелет с косой, злой двойник Девы Марии Гваделупской). Святой смерти приписывают ревность и мстительность. Молитвы к ней обязательно сопровождают дары: от кофе, фруктов, цветов, сигарет и алкоголя до ритуальных жертвоприношений.
В популярном молитвослове «Санта Муэрте: биография и религия», составленном Хуаном Амбросио, описаны 26 основных ритуалов. Среди них:
• любовный приворот• защита от колдовства• защита дома и бизнеса• возвращение долгов• разрешение проблем с законом• очищение денег
Католическая церковь в Мексике поддерживает федеральное правительство в войне с наркокартелями, а те не щадят духовенство: за последние восемь лет было убито двенадцать священников, более тысячи подверглись нападениям. В 2009 году под влиянием епископата президент страны Фелипе Кальдерон объявил культ святой смерти вне закона, тогда же были снесены 40 святилищ вдоль мексикано-американской границы.
Районы особого почитания Санта Муэрте совпадают с самыми криминогенными территориями Мексики: помимо столицы, это город Сьюдад-Хуарес, эпицентр нарковойн, и северные провинции страны. С 2005 года связанные с культом ритуальные убийства регистрируются на юге США и в Чикаго, а федеральный маршал Техаса Роберт Алмонте разработал специальный тренинг для полицейских «Святые покровители мексиканского наркоподполья».