Шутеры как искусство: посмотрите на скриншот-арт из игры GTA V

В 1963 году поп-арт-художник Эд Рушей выпустил черно-белый фотоальбом с 26 снимками заправочных станций Оклахомы. Пятьдесят один год спустя фотограф Мэтью Эрл Уильямс (Matthew Earl Williams) сделал трибьют этой работе — скриншот-арт из популярной видеоигры GTA V, действие которой происходит в вымышленном штате Сан-Андреас, списанном с Калифорнии. Правила жизни публикует несколько изображений Уильямса.

В 1958 году физик Уильям Хигинботам разработал электронную игру «Теннис для двоих», определив вектор развития массовой культуры на десятилетия вперед. Мир пережил бум игровых приставок в 1970-е, в 1980-е стал популярным тетрис, в 1990-х отгремела шутер-революция, в наши дни мы наблюдаем бесконечное разнообразие жанров видеоигр. Игры стали неотъемлемой частью поп-культуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Видеоигры оказывают влияние на другие индустрии: на основе Tomb Raider снят экшен-фильм «Лара Крофт» с Анджелиной Джоли, а футбольный симулятор FIFA популяризировал спорт: в него играют больше людей, чем когда-либо собиралось на стадионах. В последние годы американский Правила жизни, BBC, The Guardian активно обсуждают игровую фотографию: как скриншоты, которые делают игроки во время игры, так и кадры, снятые от лица персонажа, у которого есть камера. Разработчики побуждают делать снимки, добавляя фоторежимы с настройками фокуса, выдержки и света.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутриигровая фотография часто отсылает к классическим фотожанрам. Так, художник Кент Шили снимал бои в игре Day of Defeat: Source, действие которой происходит во время Второй мировой, получившиеся зернистые скриншоты похожи на кадры баталий авторства фотографа Роберта Капы. А психологические «портреты» солдат из военных стимуляторов художника Тибо Брюне вполне могли бы послужить иллюстрацией к статье о посттравматическом синдроме у участников боевых действий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фотограф Мэтью Эрл Уильямс, не выпуская джойстика из рук, сделал оммаж американскому поп-арт-художнику Эду Рушею, который в 1963 году выпустил черно-белый фотоальбом с 26 снимками заправочных станций Оклахомы. Уильямс же фотографировал заправки Сан-Андреаса из игры GTA V. Его снимки не только собрали восторженные отзывы на socialclub.rockstargames.com – комьюнити для любителей игр, но и были собраны в фотоальбом, который можно приобрести за девять долларов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выставки игровых картинок проходили в Центре Помпиду, на биеннале «Медиа сити Сеул». Виртуальные фотографии, как некогда обычные, вызывают громкие этические споры: можно ли считать скриншот искусством? Такие обсуждения могут показаться забавными, но вспомним, как в девяностых обычную фотографию причислили к искусству, когда снимок стеллажа в магазине был продан на аукционе за круглую сумму. Пока скриншоты перепродают за пару десятков долларов в тематических сообществах.