Предыстория: почему туристы в космос летали-летали, а затем перестали

Первым туристом в космосе стал американский миллионер Деннис Тито, побывавший на МКС еще в 2001 году. За ним последовали еще шесть американцев и один канадец. Все они, что характерно, летали на борту кораблей «Союз» «Роскосмоса».

Дело тут не только в относительно высокой безопасности «Союзов» (последняя гибель людей на борту этого типа кораблей случилась в 1971 году, а их американской альтернативы, шаттлов, — в 1986 и 2003 годах). Более важным был коммерческий фактор. Пуск российского космического корабля стоил десятки миллионов долларов, поэтому тот же Тито заплатил «всего» $20 миллионов за попадание на орбитальную станцию. Один пуск американских шаттлов стоил уже $1,5 миллиарда: туристов, достаточно богатых для такого транспорта, найти слишком сложно.

Но уже с 2009 года даже «Роскосмос» потерял возможность доставлять туристов за пределы земной атмосферы. Причем не по своей вине: случилось это из-за свертывания программы шаттлов на стороне США. Штаты отказались от них из-за их очевидной небезопасности для астронавтов: всего за время программы Space Shuttle на американских космических «челноках» погибло 14 человек — в несколько раз больше, чем на всех остальных средствах для полетов в космос, вместе взятых.

В результате отказа США от шаттлов (а других пилотируемых средств для космических полетов NASA пока не имеет) российские «Союзы» оказались вообще единственным средством доставки людей на МКС. От этого «лишние» места для космических туристов в них исчезли — все заняли профессиональные астронавты.

И вот уже десять лет космического туризма просто нет.

Boeing и «Роскосмос»

Разумеется, в США не сидели сложа руки — NASA запустили программу Commercial Crew Development, нацеленную на создание коммерческих средств доставки американских астронавтов на МКС. Один из участников этой коммерческой программы — компания Boeing. Планируется, что она будет доставлять на станцию людей на борту корабля CST-100 Starliner. Этот корабль выводится на орбиту ракетой Atlas 5, произведенной United Launch Alliance (ракета — это результат партнерства Lockheed Martin Corp и Boeing). Двигатель ракеты — РД-180 российского производства.

Производитель CST-100 Starliner заранее договорился с NASA, что получит право возить с собой по одному туристу на один полет к МКС. Новый корабль при массе 13 тонн и диаметре 4,56 метра для этого достаточно вместителен. Если «Союз», спроектированный в 1960-х годах, имеет всего 6,5 кубометра герметичного жилого объема и может везти только троих, то Starliner располагает 11 кубометрами и рассчитан на семерых членов экипажа.

Стоимость новой услуги пока не называют, но уже указывают, что она будет сравнима с аналогичным предложением от «Роскосмоса». С первого полета Денниса Тито прошло много лет, поэтому российский ценник для космотуриста вырос: ориентировочно он будет не ниже $60−80 миллионов. Россия, кстати, тоже опять получит доступ к рынку космического туризма, как только появится альтернативное средство доставки людей на МКС, и «Союзы» смогут уменьшить загрузку космонавтами и астронавтами, освободив место для обычных пассажиров.

Таким образом, «Роскосмос» и Boeing получат возможность возить частных клиентов в космос примерно одновременно — в 2020 году (тогда состоится первый пилотируемый пуск Starliner). Первый беспилотный запуск корабля случится уже 20 декабря 2019 года. Если он окажется штатным, за ним последует и первый пилотируемый полет в 2020 году.

Зачем владелец Amazon хочет стать туроператором?

И все же надо понимать: Starliner будет проектом, эксплуатирующим то, что уже создано для нетуристической, «государственной» космонавтики. Этот корабль сделан для NASA, и туристы здесь — лишь способ немного подзаработать. Если не будет полетов к МКС — никто на нем ради туристов никуда не полетит, потому что стоимость одного пуска одноразовой ракеты Atlas 5 слишком велика, чтобы оправдать ее одной продажей турпутевок на орбиту.

Куда перспективнее здесь выглядит компания Blue Origin. Ее основал — еще в 2000 году — Джефф Безос, владелец Amazon. Не следует думать, что это просто хобби для одного из крупнейших бизнесменов планеты. Сам Безос называет Blue Origin своим «самым важным делом» — и чтобы профинансировать его, он ежегодно продает акций Amazon на миллиард долларов.

На сегодня компания провела уже 12 тестовых беспилотных запусков своей ракеты New Shepard, оснащенной двигателями BE-3 собственной разработки. Это одноступенчатая ракета, садящаяся на хвост. Отсутствие второй ступени не дает ей выводить капсулу-корабль для пассажиров на высоту более 106 километров, но границей космического пространства (она же линия Кармана) считается 100-километровая отметка. Поэтому носитель Blue Origin — самая настоящая, хотя и суборбитальная ракета для полетов в космос.

Суборбитальными называют такие носители, которые не могут вывести космический корабль на устойчивую орбиту вокруг Земли: они способны только на несколько минут «повиснуть» в ближнем космосе, а потом начнут неизбежное снижение на Землю. Именно такими будут полеты туристов на New Shepard. Корабль, доставляемый в космос этой ракетой, имеет объем герметичного пространства 15 кубометров. Это позволит разместить там шесть человек без каких-либо неудобств. Тем более что суборбитальный полет будет длиться лишь десять минут, а не многие часы или даже сутки, как при рейсе на МКС.

Очередные испытания New Shepard успешно прошли 11 декабря 2019 года: корабль поднялся на высоту 104,9 километра, продемонстрировав безупречную работу всех систем. На высоте ракета и корабль разделились. Затем последний спустился на парашютах до поверхности планеты и перед самой посадкой включил твердотопливные малогабаритные ракетные двигатели — для смягчения удара при приземлении. Ракета же, как обычно, мягко села на собственных двигателях, не используя парашюты.

Безос планирует провести первый пилотируемый пуск New Shepard уже в 2020 году. Это значит, что он и Boeing идут «ноздря в ноздрю», и пока трудно точно сказать, кто из них сможет доставить туристов в космос первым.

Одно ясно уже сейчас: в случае успеха туристической программы Blue Origin она сможет пропустить через себя куда больше частных клиентов. Дело в том, что ее ракета для суборбитальных полетов — полностью многоразовая, а вот Atlas 5, которую планирует использовать Boeing, — одноразовая. Само собой, стоимость их миссий будет различаться во много раз. Поэтому полеты на New Shepard будут заметно дешевле, чем в Starliner от Boeing (а значит, и дешевле российского предложения).

И конечно, Илон Маск

Хотя именно два проекта, описанных выше, первыми доставят туристов в космос, рассказ о нарождающейся отрасли был бы неполон без описания планов третьего игрока. SpaceX, лицом и евангелистом которой стал небезызвестный Илон Маск, уже испытывает полетами прототипы Starship — огромной двухступенчатой ракеты. Ее финальная версия будет иметь массу сильно больше 4000 тонн, что сделает корабль крупнейшим из когда-либо строившихся человечеством носителем. Внутренний герметичный объем его корабля (он интегрирован во вторую ступень Starship) составит около 1000 кубических метров — в десятки раз больше любой капсулы для туристов, создаваемой конкурентами. Это даже больше, чем у целой МКС.

SpaceX нужны деньги, чтобы отбить разработку такой колоссальной системы. Собственно, Маск уже договорился с японским миллиардером Юсаку Маэдзавой о том, что тот станет первым в истории космическим туристом, облетевшим Луну. Полет продлится не менее шести дней и — если он состоится — будет заслуживать звания самого эпического случая туризма во всей истории. Японец собирается взять с собой несколько художников, которые, как предполагается, создадут в пути какие-то новые произведения искусства (проект #dearMoon).

Большой проблемой проекта ожидаемо оказался его колоссальный размах. Публично его стоимость никто не озвучивал, но речь в любом случае идет о многих миллиардах долларов. Часть из расходов на создание носителя будет покрыта за счет туризма, но какая — пока тоже не вполне ясно: например, ни Маск, ни Маэдзава не раскрывают сумму, которую японский миллиардер внес за свой будущий полет вокруг Луны. Метановый двигатель Raptor для Starship уже создан и испытан, и первые прототипы корабля уже показали на нем взлет и мягкую посадку. Но в проекте очень много нового и необычного: корпус из нержавеющей стали, торможение корабля в атмосфере никогда ранее не применявшимся способом (разворотом поперек воздушного потока) и многое, многое другое. В нем даже горючее такое, что никогда ранее не использовалось: жидкий метан.

В теории все это очень неплохо смотрится. Метан при сгорании не дает сажи, из-за чего Starship можно будет эксплуатировать сотню пусков подряд без ремонта (SpaceX надеется даже на многие сотни пусков подряд), — если все получится, носитель, несмотря на огромные размеры, будет в конечном итоге дешевле одноразовых ракет. Нержавеющая сталь имеет при низких температурах прочность выше, чем у современных космических кораблей.

Но все эти новшества также подразумевают, что испытывать и доводить новый корабль для туристов придется дольше обычного.

Наконец, SpaceX — да и никто другой в мире — пока не имеет опыта создания систем жизнеобеспечения для такого огромного корабля. Только система поддержания пригодного для дыхания воздуха в объеме тысячи кубометров — уже большая сложность. Илон Маск рассчитывает, что полет Маэдзавы, этот самый амбициозный случай туризма в истории, состоится уже в 2023 году. Но не стоит удивляться, если это случится на год-два позже: в конце концов, для этого надо будет ни много ни мало построить и тщательно испытать самый большой космический корабль в истории Земли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Настоящий Железный человек: как Илон Маск стал главным изобретателем современности

Жизнь на Марсе: как последние открытия приближают нас к переезду на Красную планету и сколько это займет времени

Ученые всерьез обсуждают, в реальном мире мы живем или в «Матрице». Почему?