Благотворительный аукцион продлится до 22:00 мск 10 мая, и на нем будут представлены тиражные и нетиражные принты 138 фотографов — как именитых, работы которых выставляются в крупнейших музеях и находятся в частных коллекциях, так и молодых. Собранные на аукционе средства будут перечислены на программу фонда «Живой» «Поможем врачам защитить себя и своих пациентов». На собранные в рамках этой программы деньги фонд закупает средства индивидуальной защиты (респираторы, маски, комбинезоны, щитки и очки) и безвозмездно передает их врачам российских больниц. Фонду уже удалось помочь 38 больницам, еще 27 больниц ждут своей очереди.

Мы выбрали несколько работ, на которые стоит обратить особое внимание:

Анастасия Цайдер создала эту работу в 2011 году — она вошла в проект «Олимпиада-80″, исследующий, как меняются с течением времени функции спортивных объектов, созданных 40 лет назад для московской Олимпиады. Фотография сделана в бассейне в спорткомплексе «Олимпийский», на момент постройки — самом большом спортивном центре в Европе. В 2020 году значительная часть спорткомплекса, включая бассейн, была демонтирована. Фотопроект получил приз «Серебряная камера» в 2013 году.

Игорь Елуков: «Весной 2017-го, спустя 4 месяца после того, как все фотографии серии «Книга чудес» были придуманы, я решился на съемку, но к этому времени все олени потеряли рога. Это обыкновенная сезонная смена рогов, и хотя я все детство прожил рядом с оленями, я совершенно забыл об этом явлении. Съемку пришлось перенести почти на год.

После привычной мне документальной съемки такой снимок казался сложным, почти невозможным. Я думал: «Справлюсь с ним — справлюсь и со всем прочим». И довольно ясно представлял его себе. Вариант с использованием цифрового коллажа я отмел сразу: для меня очень важно, что я все это видел своими глазами, кроме того, я слишком люблю сам процесс работы и ни за что не заменю путешествия, общение с животными, работу с молотком, пилой и свежий воздух на комнату с компьютером.

Сперва был двухмесячный поиск церкви и оленя. Церковь я увидел еще в 2016 году в интернете. Оленя мы нашли в Павловске, но за несколько часов до съемок у него отпал рог, поэтому нам заменили его прекрасной белой оленихой, о которой я и мечтать не мог. На машине с животным в прицепе мы отправились в нужную деревню за 600 км от Петербурга. Съемки прошли без особых трудностей. Правда, было около -30, и к этому мы не были готовы, но олениха вела себя прекрасно. Мы все сняли меньше чем за час».

Екатерина Соловьева: «Салют» — одна из самых любимых и важных для меня фотографий. Я сделала этот кадр на пленочную «Лейку» в рождественскую ночь 2015 года в карельском селе Колодозеро на границе с Архангельской областью. Там жил мой друг, священник Аркадий Шлыков. С середины 1990-х он как турист приезжал в окрестности Колодозера с друзьями, а в 2000-м они решили отстроить в селе церковь Рождества Богородицы взамен сгоревшей еще в советское время. Через пять лет Аркадий стал священником в этой церкви и окончательно поселился в Колодозере. С 2009 года я документировала жизнь села — снимала на пленку будни и праздники, повседневный быт людей. Ежегодный салют на Рождество сразу по окончании праздничной литургии — любимая традиция в Колодозере. Все выходят из церкви на высокий берег, несколько человек спускаются вниз на лед озера и запускают фейерверк. Он возносится ввысь, напоминая рождественскую звезду, сияющую посреди черного северного космоса. Мне удалось сделать лишь один хороший кадр — остальные пять оставшихся на пленке оказались размытыми и темными. В 2018 году в Голландии вышла моя книга «Круг земной. Колодозеро», куда вошла и эта фотография. К сожалению, мой друг о. Аркадий не дожил до выхода книги — он умер от сердечной недостаточности в феврале 2018 года».

Фото — Арсений Несходимов: «Арбузные корки я снял в Стамбуле, когда жил там в 2019 году. Терпеть не могу арбузы, так что чтобы снять этот кадр, я откусывал куски и просто выплевывал. Я обожаю красный, а весь Стамбул — он как раз совершенно красный: я снимал в то время улицы и видел этот цвет повсюду. Плюс по всему городу продаются резаные арбузы. Как снеки. Дома у меня была только зеленая скатерть, а красный, как известно, дополнительный цвет к зеленому и отсюда максимально контрастный».

Олег Климов: «Ощущение тепла на этой фотографии очень обманчиво — температура воды в заливе Терпения Охотского моря не больше 5 градусов по Цельсию. Местные мальчишки-островитяне здесь часто играют с набегающей штормовой волной, а потом на берегу закапываются в теплый песок, согретый солнцем, чтобы перевести дух от холодного моря. Официально это побережье часто называют Утром Родины, потому что когда из-за моря на Сахалине встает солнце, в Москве оно уже садится в районе Ходынского поля. Но островитянам поселок больше известен тем, что в нем живут крутые браконьеры, нелегально промышляющие по ночам камчатским крабом. А поутру их дети, подруги и жены варят краба в закопченных от дыма котлах в морской воде. И здесь же на автобусной остановке продают свое нехитрое блюдо любому желающему, проезжающему по единственной трассе, построенной еще японцами и соединяющей юг и север острова Сахалин. Удивительно, но рядом с поселком до сих пор сохранились японские ворота в синтоистский храм — тории, но самого храма, где японцы когда-то поклонялись силам природы, больше не существует».

Данила Ткаченко: «Эта фотография была сделана в одном из заброшенных городов Крайнего Севера. Я выставил искусственное освещение для подсветки двух многоквартирных домов и провел съемку».

Ася Жетвина: «Мой проект «Покусали» — об опасных комарах, которых можно встретить в Черногории. Из-за того что эти комары обитают только здесь, большим фармацевтическим компаниям не выгодно изобретать вакцину против укусов, а местные фармацевты не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы своими силами создать противоядие. Во время 1979 года в Черногории произошло большое землетрясение, в результате которого из коры земли вылезли странные насекомые. В 2017 году, когда я была на отдыхе в Черногории, меня покусал один из таких комаров. Проект был создан в рамках летней школы Марата Гельмана».

Анна Иванцова: «Эта фотография была сделана в ноябре 2012 года. Я тогда работала фоторепортером в столичной газете и пришла на съемку в театр «Уголок Дедушки Дурова». Мы готовили репортаж, кажется посвященный Дню слонов. Главными героями материала стали артистки театра — слонихи Сюзи и Рэми. Нам тогда подробно рассказывали про их характеры, образ жизни и распорядок дня. Еще, помню, дрессировщица Наталья Дурова показала немыслимый трюк: одна из слоних обхватил ее хоботом за талию и подняла к потолку (особый шарм трюку прибавляло то, что хобот и талия были примерно одной толщины). Но для меня самый важный момент того репортажа — на этой фотографии. Когда мы только приехали, слонихи принимали душ: огромные и кожаные, они стояли в клубах пара, переминались с ноги на ногу, а во все стороны летели брызги. Сложно описать словами, насколько это было красиво. Прошло уже немало лет, но я до сих пор считаю, что это один из лучших снимков, которые я сделала за время своей карьеры».

Елена Чернышова: «В радужном круге тень вертолета скользит над промерзшей тайгой. Фельдшер летит на помощь к заболевшему человеку по санзаданию. Сотни километров разделяют разбросанные по тайге поселки и деревушки в Туруханском районе Красноярского края. Дорог нет. Вертолет здесь — единственный способ оказания экстренной медицинской помощи».

Александр Ануфриев: «Работая над этой серией, я понял, что, говоря о нации, невозможно избежать штампов. Я использовал клише, что рождаются в голове при слове «Россия», отражая социальные процессы, происходившие и волновавшие меня в тот момент. Конкретно эта фотография снята на Арбате — туристической улице, на которой собраны чуть ли не все клише о России сразу».