От винта: рассматриваем цифровые миниатюры самолетов-истребителей серии X

Посмотрите, как Docubyte (@docubyte) возродил более 150 моделей не введенных в эксплуатацию экспериментальных самолетов серии X в проекте The Joy of X.

Лондон, сентябрь 2021 года. Ровно 75 лет назад маленький ракетоплан впервые взмыл в воздух. Речь о Bell X-1, который годом позже, в 1947-м, преодолел звуковой барьер, тем самым положив начало сверхзуковым полетам и прославив летчиков-испытателей послевоенного времени. Кроме того, Bell X-1 открыл серию самолетов X — то есть экспериментальных, на которых по сей день отрабатываются перспективные технологии. Заметный скачок в разработке экспериментальных самолетов произошел во время холодной войны — американская авиация должна была превзойти советскую не только в скорости, но и а оригинальных возможностях — например, вертикальном взлете, посадке на воду и, в конце концов, суборбитальных полетах. Звезды жанра — ракетопланы X-15 и
XB-70 ( «Валькирия "'), а также менее известные разработки Великобритании и Франции. Фотограф Docubyte (@docubyte) решил восстановить изношенные самолеты серии X в цифровом виде и прикрепить к ним цитаты первых летчиков-испытателей. Более 150 моделей сложились в уникальный срез истории — коллекцию The Joy of X ("Радость серии X").

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Avro 730 (Proposed) / Cancelled 1957
Avro 730 (1954 год) — самолет-разведчик и стратегический бомбардировщик , который разрабатывался Avro Aircraft для Королевских ВВС как замена британским бомбардировщикам V. Проект не продвинулся дальше деревянного макета — в 1957 его свернули в рамках Белой книги по обороне. Одной из возможных причин считают несоответствие Avro 730 советским аналогам.
Bell X-1, 1946
Bell X-1 1946 года выпуска — первый самолет серии X, разогнавшийся до скорости звука (его пилотировал Чак Йегер) и первый полностью оранжевый экспериментальный самолет в истории.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Northrop XB-35 / 1946
Northrop XB-35 — экспериментальный стратегический бомбардировщик с компоновкой «летающее крыло» производства Northrop Corporation.
Avro Canada VZ-9 Avrocar, 1959
Avro Canada VZ-9 (1959 год) — экспериментальный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, разработанный канадской компанией Avro Aircraft Ltd. по засекреченному заказу ВВС США с целью изучения аэродинамики. Сконструировал «тарелку» англичанин Джон Фрост. В 1959 году она совершила первый полет, но в 1961 году проект закрыли «в связи с невозможностью аппарата оторваться от земли выше 1,5 метров». Всего существовало два аппарата «Аврокар».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Shorts SC1, 1957
Shorts SC1 (1957 год) — первый британский самолет вертикального взлета и посади, оснащен пятью двигателями Rolls-Royce RB108. Является прототипом первого поколения британских истребителей-бомбардировщиков «Харриер».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mcdonnell XF-85 ‘Goblin’, 1948
Mcdonnell XF-85 Goblin (1948 год) — создавался как истребитель сопровождения, который мог бы базироваться на тяжёлом бомбардировщике Convair B-36. В 1949 году проект заморозили из-за сложности эксплуатации в условиях турбулентности.
Bell X-22a / 1966
Bell X-22a (1966 год) — был разработан для развертывания войск в зоне боевых действий. Проект заморозили в 1967 году.
Grumman X-29 / 1984
Grumman X-29 (1984 год) — американский самолёт-прототип с обратной стреловидностью крыла (это позволяло увеличивать угол отакт и снижать лобовое сопротивление).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Boeing X-20 ‘Dyna-Soar’, 1957
Boeing X-20 Dyna Soar (1957 год) — первый пилотируемый космический перехватчик-разведчик-бомбардировщик ВВС США, разработанный в том числе для спасательных операций.
Convair F2Y Sea Dart, 1953
Convair F2Y Sea Dart (1953 год) —экспериментальный реактивный гидросамолёт-истребитель. Оснащён водными лыжами для глиссирования на взлёте и посадке.
Convair XFY-1, ‘Pogo’, 1954
Convair XFY-1, Pogo (1954 год) — фирма Convair предполагала, что самолет-истребитель вертикального взлета будет размещаться на обычных кораблях (не авианосцах) с целью обороны морских конвоев от атак с воздуха.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Nasa M2-F1 / 1963
Nasa M2-F1 (1963 год) — первый прототип без двигателя, созданный для летных испытаний концепции бескрылого подъемного тела, и первый же бюджетный самолет (разработка стоила $30 тыс).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ryan X-13 Vertijet / 1955
Ryan X-13 Vertijet (1955 год) — экспериментальный реактивный самолёт вертикального взлёта и посадки, разработанный для ВВС США. Всего создано два самолета — оба хранятся в музеях США, посколько в 1957 году было прекращено финансирование разработки.