«Правда более не пригодна для описания окружающего мира». Сергей Евдокимов — о феномене фейк-ньюс. Колонка Правила жизни

Генеральный продюсер телеканала «Пятница!» Сергей Евдокимов по просьбе Правила жизни рассказал о том, почему фейк-ньюс часто оказываются правдой – такой, какой мы бы хотели ее видеть.
Иллюстратор Даниил Шубин
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что может быть парадоксальнее, чем задача написать правдивую колонку о фейк-ньюс? Но попробуем.

На днях посмотрел на «Нетфликсе» довольно непритязательный фильм Рики Джервейса «Изобретение лжи». По сюжету в обществе, где все говорят друг другу правду и только правду (диалоги в фильме выглядят приблизительно следующим образом: «Меня от вас тошнит! Что будете заказывать?»), появляется человек, который случайно произносит вслух... ложь. В первый момент его охватывает ужас и страх – о боже, я соврал! – но вскоре он замечает, какой позитивный эффект на окружающих производит озвученное им вранье: про существование Бога, жизнь после смерти и прочие вещи, в правдивости которых мы не сомневаемся, но с объективными доказательствами существования которых есть проблемы.

В общем, тут в дискуссии о фейк-ньюс можно было бы поставить точку, но колонка должна содержать не менее 3,5 тысячи знаков, поэтому еще пара тезисов.

Тезис первый. Правда – это категория, которая более не пригодна для описания окружающего мира. Мир стал слишком сложным для того, чтобы его можно было описать простым противопоставлением правды и лжи. Во времена повсеместной имитации всего и вся (от голоса Майкла Джексона до демократии, от оргазма до сумочек «Биркин»), создания цифровых двойников (видели фильм Скорсезе, где Роберт Де Ниро помолодел на 30 лет?) и замены физических вещей виртуальными аналогами (после появления биткоина даже деньги перестали быть осязаемыми) очень трудно поверить в существование такой категории, как объективная реальность. Сейчас то, что выглядит как утка, плавает как утка и даже крякает как утка, скорее всего, окажется «уткой» (в смысле дезинформацией), а вовсе не реальной птицей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тезис второй. В жизни важно то, кто именно говорит правду, точнее, в чьих руках находится монополия на нее. Еще несколько десятилетий назад монополией на правду обладали только государство и церковь (в нашем случае партия и русская литература). Затем к ним добавились СМИ, затем звезды шоу-бизнеса, затем младенцы – и сейчас источником правды становится практически каждый из нас. А ее убедительность напрямую зависит от того, насколько сильно мы можем перекричать друг друга.

А кричим мы потому, что исчезло внутреннее ощущение правоты – не в последнюю очередь из-за того, что маркетинг лжи в современном мире стал гораздо более продвинут и эффективен. И мировым правительствам сейчас намного выгоднее нести свою версию фейка, нежели отстаивать правду, носителей которой в этих правительствах и так уже не осталось.

Тезис третий. Изменилось наше представление о правде. Слово «фейк-ньюс» зря используют в качестве синонима «лжи» – на самом деле это чистая правда, но только такая, какой мы бы хотели ее видеть. Во-первых, фейк-ньюс гораздо правдоподобнее, в том смысле, что интереснее и убедительнее, нежели обычные «объективные» новости. Они обладают художественным и психологическим измерением и гораздо активнее привлекают наше внимание, это говорит о том, что информация из объективной категории давно превратилась в категорию развлечения.

Объективность вообще больше никому не нужна, напротив, намного выше ценится предвзятость – то, насколько получаемая информация совпадает с моими представлениями о мире, личными ценностями и ориентирами. Фейк-ньюс – это не те новости, с которыми приходится считаться мне, это новости, которым приходится считаться со мной. Именно по этому алгоритму, например, выстраивается информационная лента телеграма или фейсбука (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Многие в принципе догадываются, что все это фейк и манипуляция, но ничего не могут с собой поделать – и сознательно тянутся к жареному. Если продолжать кулинарные аналогии, то для многих важно не столько качество пищи, изысканность и деликатесность продукта, сколько чувство насыщения и набитости живота, ну или в данном случае мозга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, еще один важный момент: фейк-ньюс – это такие новости, которыми хочется поделиться. Они затрагивают какие-то очень важные для нас вещи, потому что апеллируют не к уже упоминавшейся здесь объективности, а к заблуждениям, страхам и стереотипам. Это новости, построенные на эмоции, на мгновенной реакции глубинного «я» (если есть «глубинный народ», то почему бы не быть и «глубинному индивиду»?). Оттого эти новости и выглядят такими достоверными, потому что работают на базовые комплексы человека и цивилизации. В создании и перепосте фейк-ньюс есть даже что-то творческое: придумывая некий фейк, мы делаем фантазию фактом, материализуем ее. И этой фантазией так хочется поделиться, как хочется поделиться любым актом творчества, чем-то воображаемым, что так хочется выдать за действительность.

В заключение небольшой тест на то, насколько вы подвержены воздействию фейков. Какое из перечисленных ниже высказываний их авторы никогда не произносили? «Хорошие художники копируют, великие – воруют» (Пикассо). «Есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы» (Сталин). «Я устал, я ухожу» (Ельцин).

Ответ – ни одно. ≠