В чем причины популярности футбола? Существует множество мнений, в том числе — научные. С точки зрения немецкого философа Петера Слотердайка, интерес к футболу в нас обусловлен эволюционно. С появлением собирательства и земледелия охотничьи инстинкты становились нужны человеку все меньше. Но футбол до сих пор является для людей неким катализатором и возвращает нас к древним «атавизмам». Все дело в чувстве торжества, которое человек получает на поле, забивая гол. Мозг воспринимает это как попадание снарядом в добычу, которая при этом пытается защититься.

Еще один фактор популярности футбола — это его доступность. Для игры подойдет практически любая площадка и шарообразный предмет, имитирующий мяч. Футбол не требует специального оборудования или экипировки, если только речь не идет о профессиональной игре. И именно поэтому первые игры, похожие на современный футбол, появились еще в древности. Официально пинать «мяч» ногами начали в Китае больше двух тысяч лет назад. Тогда игра называлась «куджу», а ее участники бегали по квадратной площадке. Вскоре футбол появился и в других развитых цивилизациях. Правила игры и материалы, из которых изготавливали мяч, отличались от культуры к культуре. Австралийцы использовали шкуры сумчатых крыс. Эскимосы — траву, шерсть или мох. А египтяне — льняные и тканые материалы, перевязанные бычьими жилами.

По мнению немецкого историка Кристианы Айзенберг, во многом успех футбола обусловлен социальными факторами. Здесь оказывается крайне важна сила разнообразия ролей на поле. Игроки могут быть нападающими, защитниками, вратарями, и этот факт позволяет каждому в команде проявлять индивидуальность и артистизм. Но в то же время футбол взывает к духу солидарности, где и спонтанность, и расчет работают на победу команды.

И если на протяжении столетий правила игры отличались в разных странах, то в 1863 году все изменилось. В Англии появилась Футбольная ассоциация (FA), а вместе с ней четкий регламент, который институционализировал игру. Футбол стал безопаснее (по сравнению с тем же регби) и, как следствие, доступнее для работающих людей. А еще — правила помогли футболу сохранить самостоятельность и дали развитие в соответствии с собственным характером. Именно эти факторы сделали игру такой, какой мы знаем ее сегодня, — смелой, воодушевляющей и полной легенд.

В этом смысле расцвет футбола пришелся на XX век, полный незабываемых побед и поражений, блестящей командной игры и ярких самодостаточных героев. И речь не только о мировом футболе, но и советском, который также славился громкими победами и именами. Многие слышали (а кто-то был свидетелем) о легендарных матчах с советским вратарем Львом Яшиным, нападающим Эдуардом Стрельцовым или полузащитником Валерием Ворониным. Советские игроки принесли своей стране победу в чемпионате Европы — 1960, Кубке Европы — 1966 и на Олимпийских играх — 1988. А еще — подарили Советскому Союзу мировое уважение и авторитет.

Конечно, в России, как и в любой стране, любовь к футболу формировалась комплексно. Имели место и социальные, и исторические факторы, и доступность игры. Нередко российские болельщики вдохновлялись футболом благодаря приезду иностранных команд в нашу страну или просмотру матчей по телевизору. Но ничто не заставит человека полюбить игру сильнее, чем чувство общности, которое приносят победы и поражения. Зарубежные примеры, безусловно, вдохновляют, но достижения соотечественников дают возможность особенно сильно прочувствовать свою причастность к игре и судьбам ее героев.

Сегодня любовь россиян к футболу стала частью культурного кода страны. За близкие по духу команды болеют не просто люди, но и целые компании, бренды. Футбол дарит своим болельщикам новые смыслы и ценности, в том числе — материальные.

Платежная система «Мир», официальный партнер сборной России по футболу, запустила серию специальных предложений для болельщиков. 1 сентября 2021 года стартовал новый этап отборочных матчей чемпионата мира, и держателям карт «Мир» доступно множество преимуществ.

Для тех, кто не пропускает ни одной игры любимой команды, за покупки на сайте и в приложении онлайн-сервиса more. tv доступен кешбэк 20%, а за оплату подписки на KION вернется 30% от суммы покупки. Если вы любите не только смотреть футбол, но и играть в него, приятным бонусом станет кешбэк 15% по карте «Мир» за любые онлайн-покупки в магазине adidas.

Российские болельщики также получат кешбэк 15% на карту «Мир», если закажут еду в приложении «Бургер Кинг» в дни матчей сборной. А те, кто особенно соскучился по живому футболу и будет на игре 11 ноября, получат кешбэк 10% за покупку авиабилетов на Ozon Travel или за бронь отеля через Ostrovok.

Зарегистрируйте вашу карту «Мир» на сайте и станьте частью «Сборной выгодных предложений». Акция действует до 14 ноября и включает кешбэк и скидки до 90% на товары и услуги в нескольких категориях.