Как изменятся российские города к 2033 году

Правила жизни изучил тренды городской жизни, переложил их на российскую ментальность и предположил, с чем мы столкнемся через 15 лет.
Теги:
Олег Бородин / www.olegborodin.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Башня с турбинами

Вслед за энергоэффективным небоскребом Pearl River Tower в городе Тяньхэ, построенным архитектурным бюро SOM в 2011 году, аналогичные проекты начали реализовываться в каждом миллионнике. Здания оснащают не только блоками управляемых солнечных батарей, но и ветряными турбинами – дома фактически электрифицируют сами себя, расходуя на 60% меньше энергии, чем старорежимные небоскребы.

Возможно ли это?

Да. Раз уж мы смогли построить бизнес-центр по проекту Захи Хадид, однажды построим и «зеленый» небоскреб.

  • Проект «Хороший гражданин»

В России, как и в Китае, вводят систему социальной оценки граждан. После анализа круга общения, интернет-активности, потребительского поведения, надежности, благосостояния и любви к следованию правилам вам присваивают место в рейтинге благонадежности, доступ к информации о вашем поведении есть у любой организации. Чем выше место, тем больше шансов получить кредит, отдать ребенка в хороший сад или устроиться в «Газпром».

Возможно ли это?

Да. Но для людей с низким рейтингом по-прежнему будет доступна опция позвонить кому надо и решить любой вопрос традиционно.

  • Сверчковый бум

Красное мясо подорожало, а доверие к его производителям после череды маркетинговых войн упало. К этому времени мировой рынок насекомых вырос в полтора раза, в том числе и в США: жуки – более дешевый и экологичный источник животного белка. Первые компактные сверчковые фермы вроде тех, что разработала группа урбанистов Terreform, стали появляться и в России. Народ принял сверчков, хоть и не без истерик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно ли это?

Да. После того как лидеры мнений в соцсетях скажут о сверчках что следует.

  • Деловой центр без машин

Припаркованные на улицах автомобили занимают до 50% полезной городской площади, на которой можно построить очередной молл или бизнес-центр. Осознав упущенную выгоду, городские власти пошли по пути американских урбанистов: теперь в пределах ТТК только Uber, каршеринг или авто-беспилотники – последние вовсе не занимают парковочных мест, поскольку находятся в движении все время.

Возможно ли это?

Да. Тем, кому не нравится инновация, предложат работать в Новой Москве.

  • Конура для человека

Вы решили перебраться в мегаполис и морально готовы к жизни на 23 квадратных метрах – на большее у вас в ближайшие пару лет не будет денег: очередь на приемлемую квартиру в приятном районе слишком велика, и цены ползут вверх. Ваш выбор – микроапартаменты в жилкомплексе, напоминающем огромный муравейник, либо микродом в промзоне или на пустыре. Для основателя подающего надежды стартапа это голландский энергоэффективный двухъярусный домик Heijmans ONE на солнечных батареях и с возможностью очистки и повторного использования воды до семи раз. Для айтишника на фрилансе – портативная капсула Exo (7,5 кв. м). Такие в 2018 году начали поставлять в Сирию для потерявших дом в результате военных действий.

Возможно ли это?

Да. Отсутствие контакта с арендодателем и налоговой – мечта многих. А помыться и в бане можно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Курьер, которого не ждут

Впустить уборщицу, курьера, личного повара, кэтситтера или родственника в свой дом можно одним кликом смартфона из любой точки Земли. Рынок «умных» замков показывает уверенный рост, и этой технологии принято доверять. В дверной гаджет Latch встроена широкоугольная камера, которая фотографирует каждого входящего, а в приложении August можно дать сотне людей разный уровень доступа в дом: кому-то, например уборщице, однократный вход, маме – безлимитный. А доступ в комнату с фамильной коллекцией мейсенского фарфора будет только у вас.

Возможно ли это?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да. Особенно учитывая, что в эпоху развитой киберпреступности квартирные кражи станут «прошлым сезоном».

  • Большой брат следит за мигрантами

В районах с наибольшей концентрацией мигрантов камеры видеонаблюдения с системой распознавания лиц установлены через каждые сто метров – они могут отслеживать перемещение любого человека по улице. Каждый житель прошел процедуру сканирования радужной оболочки глаза.

В полиции ведется реестр неблагонадежных граждан, и система слежения посылает сигнал в полицейские участки, если кто-то отклонился от привычного маршрута работа–дом более чем на 300 метров. Технология закуплена у китайцев, которые установили слежку за мусульманами Синьцзян-Уйгурского автономного района, опасаясь сценария «арабской весны».

Возможно ли это?

Нет. В большой и многонациональной стране надо следить за всеми сразу, а это накладно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Оцифрованный россиянин

Вслед за Эстонией Россия ввела в обиход ID-карты для граждан. На них хранится и обновляется вся актуальная информация о человеке: персональные данные, недвижимость, работа и другие – вплоть до результатов его медицинских обследований. Данные одного человека хранятся на разных серверах и защищены сквозным шифрованием. ID-карты позволяют миновать процедуру регистрации где бы то ни было.

Мы, конечно, не зашли так далеко, как эстонцы, и информации о земельных участках, которыми владеют чиновники, в открытом доступе нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно ли это?

Нет. Домик для уточки и уровень сахара в крови – то, о чем любой русский предпочитает молчать.

  • «Умные» системы-доносчики

Если вы устраиваете ночной дебош на съемной квартире, датчик NoiseAware докладывает о вас арендодателю. У последнего, как мы помним, очередь желающих снять жилье, и он вправе поселить вместо вас кого-то более тихого и приятного с виду. Впрочем, у вас есть минут двадцать на то, чтобы, вернувшись ночью из бара, погреметь посудой, пересчитать углы и угомониться, прежде чем датчик сработает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно ли это?

Нет. Программисты-энтузиасты выпустят бесплатный софт для блокировки сигнала NoiseAware.

  • Еда с датчиками

Принт из графена – двумерной модификации углерода толщиной в один атом – можно нанести на любую плотную поверхность, уже содержащую углерод, в том числе и на еду. Разработка американского химика Джеймса Тура из Университета Райса позволяет печатать на продуктах датчики, которые могут обнаружить вредные микроорганизмы в пище.

Возможно ли это?

Нет. Нанесение графенового клейма на каждого сверчка экономически нецелесообразно.

  • Хакеры в канализации

Устаревшие бытовые приборы, инженерные системы и другие устройства, подключенные к интернету вещей, становятся мишенями для хакерских атак. Мы продолжаем пользоваться «умным» счетчиком воды или датчиком загрязнения труб, поскольку они все еще исправны и полезны, но не можем установить обновления программного обеспечения, которым они оснащены. Стоит упустить из вида один гаджет – и он становится лазейкой для вымогателей, террористов и других киберпреступников.

Возможно ли это?

Да. Производители безопасных операционных систем для IoT начали на нас зарабатывать еще в далеком 2018-м.

  • Алгоритм-полицейский

Система PredPol (predictive policing) позволяет вычислить место и время будущих преступлений. Она ежедневно маркирует городские участки, где нарушается закон, и просчитывает вероятность новых преступлений. Вы поймете, что зашли в такой «красный квадрат», когда заметите три патрульные машины, перегородившие вам путь. Возможно, придется полчаса понервничать, доказывая полицейским, что вы просто шли за хлебом, – это небольшая жертва ради снижения уровня преступности.

Возможно ли это?

Нет. Патрульные без всяких алгоритмов вас узнают, что называется, по походке – незачем тратиться на установку американского софта.