T

Пальный район

Репортаж «Правил жизни» с рынка «Садовод»

текст

варя баркалова

фото

михаил гребенщиков / рбк

дизайн и верстка

анна сбитнева

Те, кто вырос в девяностые, навсегда запомнили рынки, с переодеванием на картонке за шторкой, навязчивыми продавцами, «абибасом» и безумными разномастными китайскими товарами. С тех пор как закрылся легендарный Черкизовский, эта эра как будто канула в Лету — по крайней мере, так могло показаться на фоне обилия торговых центров с массмаркетом. Но не тут-то было! На фоне ухода западных брендов с российского рынка редакция «Правил жизни» отправилась исследовать не менее легендарный «Садовод» — и сделала немало любопытных открытий.

Часть 1

Что-то слышится родное

«Садовод», расположенный на самом юго-востоке Москвы, — огромный крытый вещевой рынок. Огромный без преувеличения: три десятка длинных рядов, переплетение проходов — настоящий город в городе, который его обитатели даже не считают частью столицы. «Вы приезжие? Из Москвы?» — «Мы же и сейчас в Москве, в пределах МКАД». — «Э нет, тут другое». Такой диалог состоялся у нас с одним из продавцов.

И хотя название предполагает обилие саженцев, рассады и семян, знаменит «Садовод» в первую очередь благодаря одежде и сопутствующим товарам (садовая часть тоже есть, но расположена отдельно). Тут можно найти все: от сумок и обуви до корейской косметики и тысячи мелочей, как в розницу, так и оптом. Тут закупаются для небольших магазинчиков и точек интернет-продаж на маркетплейсах, сюда приезжают пополнять гардероб москвичи и жители ближнего и не только Подмосковья.

Павильоны разбиты на аккуратные отдельные ячейки (в некоторых даже есть примерочные без картонок!), а в проходах чисто, но атмосфера Черкизона и его региональных братьев считывается безотказно. Даже грузчики громыхают своими железными тележками, на тот же манер выкрикивая: «Дорогу! Дорогу!», а продавцы расхваливают свой товар так же, как и четверть века назад. 

Путешествие на «Садовод»

может быть

и ностальгическим аттракционом,

и травматичным флешбэком

Часть 2

Паль не равно подделки

Конечно же, первое, что вы встречаете в бесконечных вещевых рядах, — это кроссовки. Конечно же, сразу возникает стойкое ощущение дежавю. Почти все, что громоздится на полках, — это знакомые силуэты adidas, Nike, New Balance и других спортивных марок в исполнении китайских фабрик с плохо запоминающимися названиями.

Канье Уэст может сколько угодно обвинять adidas в плагиате дизайна его шлепанцев Yeezy, в то время как на «Садоводе» их полную копию можно приобрести за 800–1300 рублей в зависимости от наличия штампа бренда и наглости торговцев. Именно эти шлепанцы нынешним летом — самый ходовой товар, рассказывают нам продавцы. Среди других популярных покупок — подделки под Yeezy Boost 350 и Nike Air Force 1.





Самый ходовой товар на «Садоводе» — кроссовки разных брендов и шлепанцы Yeezy

Сейчас — видимо, в связи с уходом брендов с российского рынка — поток клиентов в обувных точках увеличился, и, как удивляются хозяева, кроссовки берут все охотнее, хотя обычно спрос на них сезонный и летом падает. Обувь везут почти исключительно из Китая, поэтому проблем с поставками на «Садоводе» нет. Даже несмотря на то, что на ярлычках может быть написано «Вьетнам» или «Индонезия», шьют все равно в КНР. «Вы не думайте, китайцы отлично научились кроссовки делать! Некоторые поставки у нас вообще с тех же фабрик, где оригиналы шьют», — говорит один из продавцов.

Самым занятным открытием становится то, что не весь контрафакт одинаков. Владелец одной из кроссовочных точек охотно показывает разницу: так, «эйрфорсы» у него можно купить за полторы тысячи рублей или за три, но в первом случае вы получите низкокачественную пару из синтетики и картона, которая рискует развалиться через две недели, во втором — кроссовки из кожи, с более аккуратными швами. При выборе обязательно щупать материал, мять и гнуть подошву: хорошую пару можно выявить по упругости и если материал расправляется без заломов. По его рассказам, кроссовки за полторы тысячи держат в ассортименте для наглядности (мол, вот что такое действительно плохая подделка) — и чтобы продавать тем, кто совсем не разбирается в обуви и хочет «подешевле».


Разного качества «йизи» стоят три и шесть тысяч соответственно. Есть драматичная разница и в ценах на сумки: версии Jacquemus Chiquito (той самой модели, с подделками которой так охотно фотографировался сам Симон Порт Жакмюс) можно найти за 2600 рублей — из кожзама (его тут ласково называют «экокожа»), а кожаные обойдутся уже в 4000. Никаких претензий на брендовость и оригинальность товара у продавцов нет — как, очевидно, и у их покупателей.

Сумки Jacquemus Chiquito можно найти за 2600 рублей — из кожзама, а кожаные обойдутся уже в 4000

Часть 3

Сумки из «Киталии»

Совсем отдельной категорией в этом храме консюмеризма идут реплики — точные копии, повторяющие дорогие предметы премиальных брендов. Под них на «Садоводе» выделена отдельная линия № 5, гордо носящая название Fashion Street и похожая по оформлению на европейский аутлет (хотя, впрочем, тоже скорее на его реплику).

Сумки, выставленные на белых полках, и правда очень близки к своим прототипам — Dior, Celine, Gucci, Prada, Bottega Veneta и, конечно же, Hermès. Аккуратные, добротные, с пыльниками и полагающимися бирками.

— А какое производство?



— Киталия! — отвечает продавец и смеется.



Цены на реплики уже не такие доступные: Prada Cleo обойдутся в 15–18 тысяч в зависимости от размера (в «дешевых рядах» — 2-3 тысячи), столько же просят за Jacquemus (но тут и впрямь нужно постараться, чтобы найти отличия от оригинала), Dior Lady D стоят от 20 тысяч, а за самые дорогие сумки — Hermès Kelly — придется выложить 160 тысяч, но это «полностью ручная работа», как нас заверяют. Хозяева корнеров на Fashion Street предлагают подписываться на их телеграм-каналы, где выложен весь ассортимент с ценами.

«Я человек горный, ни минуты в жизни не работал. С 4 февраля через молитвы, через старания пришел к тому, что начал продавать сумки», — рассказал обаятельный владелец еще одного «сумочного» места. Оказывается, точка на «Садоводе» — оптовая, и основной доход ему приносят закупщики маленьких магазинов, которые берут сумок сразу на миллион-другой. У него цены ниже, чем, например, на «Дубровке» — еще одном крупном вещевом рынке, но уже намного ближе к центру Москвы. Также он по секрету сообщил, что многие столичные модники покупают брендовые вещи именно в таких местах с репликами, ведь статусный внешний вид для них важнее собственного знания о подлинности, а проверять их все равно никто не будет.

Пакеты ЦУМа

и бутиков Столешки

можно купить тут же,

«не отходя от кассы».

Часть 4

«Качество хорошее»

И все же ассортимент «Садовода» не сводится к разного качества контрафакту. Примерно половина товаров — ноунейм-производства стран ближнего зарубежья: это и аккуратно скроенные мужские сорочки и костюмы (на манекенах выглядят вполне неплохо), и турецкие джинсы (на производство в Турции особенно упирают — тут это знак качества), и монохромные пиджаки самых трендовых цветов, от Bottega green до Valentino pink.

— ​​Качество хорошее. Очень модные в этом сезоне, — сообщает продавщица, пока мы осматриваем один из пиджаков.

— Полиэстер? Летом жарко будет? — добираемся до бирки с синтетическим составом.

— Не знаю, нормально, — она пожимает плечами. — Я вот хожу, у меня такой же белый. В «Снежной королеве» такой пиджак стоит 7 тысяч, а тут 6 за весь костюм!


По ее утверждению, костюмы производят в России. На бирке же значится «Сделано в Кыргызстане». В другой точке с аналогичными пиджаками нам поясняют, что это не обман, а намеренная хитрость: произведенные в России вещи должны иметь специальный чип, который значительно увеличивает стоимость производства, так что этикетки попросту перебивают — сшитое на локальных фабриках называют киргизским, узбекским или казахским. Узнать, где же на самом деле произведена вещь, абсолютно невозможно.

Примерно половина товаров — ноунейм-производства стран ближнего зарубежья, в том числе турецкого. На производство в Турции особенно упирают — тут это знак качества

Те же самые вещи продаются на Wildberries и Ozon, а ассортимент, если поискать, вполне похож на Zara (кстати, подделки испанского массмаркета на «Садоводе» тоже встречаются, но редко) и другие магазины, привычные посетителям торговых центров. То есть если задаться целью, тут действительно можно пополнить гардероб, не разорившись и избегая популярных псевдобрендов. Или как минимум прикупить оптовое количество носков и не переживать о них весь оставшийся год. Или хотя бы приехать сюда на экскурсию, поболтать с веселыми продавцами и поесть очень, очень вкусного плова в одном из местных кафе.


Потому что да, у «Садовода» точно есть свой колорит.


{"width":320,"column_width":36,"columns_n":6,"gutter":20,"line":20}
default
true
320
762
false
false
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}