Иван, владелец автобизнеса

У  моего клиента прямо сейчас встала Audi из  премиального сегмента. Машине два года, она еще на  гарантии. Сломался генератор. Генератора в  России нет. Говорят, что сейчас в  стране еще 27 машин с  такой же проблемой. Я  предложил привезти генератор из  Германии. Пока согласовывали все тонкости, эти генераторы в  Германии тоже пропали, и  теперь их  нужно покупать под заказ, ждать три недели и  платить 330 тысяч рублей. Дилер в  России идет клиенту навстречу, пытается искать обходные пути, какие-то лазейки — но  у  него нет даже возможности предложить клиенту подменный автомобиль, как это раньше было принято. Машина встала, запчастей нет.

У  меня есть партнеры — несколько дилерских центров на  западе страны, и  они говорят, что запаса запчастей им  хватит еще на  два-три месяца. Все остальное они просят везти. Или, допустим, два дилера японской марки в  Москве — одна компания говорит, что у  них стратегический запас запчастей и  все будет хорошо, другая честно признается, что уже не  сможет ничего заменить. Машины встают из-за совершенных мелочей. Какие- то  потребности, вероятно, будет закрывать вторичный рынок — допустим, подержанные кузовные детали ничем не  хуже новых, если все правильно сделать, но  масло ты  ведь не  заменишь использованным, и  бэушные тормозные колодки тоже не  поставишь. Расходные материалы заканчиваются — фильтры, колодки, масла. Без этого всего невозможно сделать плановое ТО, и  без тормозных колодок ты  не  поездишь тоже.

Как напрямую привезти в  Россию товар из  Европы? Да  теперь, в  общем-то, никак. Европейский прицеп, казахская, узбекская, киргизская голова — вот так можно. Есть, безусловно, лазейки, разные варианты — через Белоруссию, из  Дубая, через Казахстан и  так далее. Сейчас у  меня идет контейнер из  Китая — наверное, как раз границу проходит — а  растаможиваться он  будет в  Белоруссии. Все варианты немного напоминают изобретение велосипеда, и  срок жизни этих схем пока никому не  ясен. Везде свои риски: допустим, в  Белоруссии очень жесткое законодательство. «Где деньги взял? — Бутылки сдал!» — такое там не  проходит. Не  отчитаешься за  лишнюю тысячу долларов — могут быть проблемы.

В  Казахстане с  этим проще, зато у  казахов негласное правило — они хотят, чтобы все деньги оставались в  стране. Теоретически ты  можешь завезти что-то в  Казахстан, потом вывезти в  Россию, но  на  практике растаможить потом в  России этот товар не  получится. Есть схемы с  реэкспортом — когда официально товар продается, например, в  какую-нибудь прибалтийскую страну, а  там местный, европейский гражданин, у  которого есть фирма в  России, как бы передает товар самому себе.

Сейчас все это удорожает запчасти и  расходники минимум на  30%, но  лично я  думаю, что дальше будет не  30%, а  300% накрутки. Все подорожает в  два-три раза. И  люди будут покупать, никуда не  денутся — потому что, ну, сами понимаете, если человеку нужна машина, значит, она нужна всегда, а  не  только по  большим праздникам. Ну  или второй вариант: когда обслуживание станет слишком дорогое, многие плюнут, поставят машину в  гараж и  будут ездить на  общественном транспорте. Конечно, человек, у  которого Maybach с  водителем, на  автобус не  пересядет, но  такому все что угодно можно привезти из  Германии — были бы деньги. А  остальные — почему нет? Пожалуйста — велосипед, электросамокат. Я  в  последнее время регулярно вижу людей в  пиджаках на  электросамокатах. Я  и  себе купил. Когда пробки, доезжаю на  нем до  МКАД, а  там беру каршеринг. Третий вариант — китайцы, китайские автомобили. У  китайского автопрома все очень хорошо, они красавцы. Ну, не  Европа, конечно, пластик в  салоне у  китайских машин совершенно деревянный, в  негодность они приходят намного быстрее, но  ездить можно, привыкнем. На  московском Renault, который теперь «Москвич», скорее всего, будут делать каких-нибудь китайцев. Верю ли я  в  российский автопром? Это в  тот, который пару лет назад торжественно презентовал коробку-автомат, а  потом оказалось, что эта коробка целиком принадлежит Renault? Ну  как-то после такого не  очень верю.

Кирилл, владелец автобизнеса

У  нас в  Калининграде подпитка новыми запчастями идет из  Мос­квы — все, что происходит в  Москве, касается нас напрямую. Что-то поставляется маленькими партиями прямо из  Европы, но  определяющей роли не  играет. Запчастей с  каждым днем становится все меньше. Официальные дилеры говорят, что запасов для стабильной работы им  хватит где-то на  месяц. Доступны всякие альтернативные пути, но  тут встает вопрос налаживания стабильных поставок. Серые схемы есть, но  дилеры пока не  готовы полностью на  них переходить — перейдут, я  предполагаю, когда никаких других вариантов не  будет. С  серыми схемами проблема в  том, что с  ними невозможно оформить выплату НДС и  получить потом налоговые скидки. Многие сейчас занимаются разработкой альтернативных поставок, но  пока нет стабильной схемы. Сегодня ты  прорабатываешь одно, завтра что-то поменялось, и  вся схема сломалась. Позитива мало. Стабильности нет, никто понятия не  имеет, чего ждать.

Простой пример: колодки, которые стоили 15 тысяч рублей, сейчас стоят 30−35 тысяч, и  их  еще не  всегда можно купить. Мне, допустим, недавно были нужны четыре масляных фильтра на  BMW-пятерку. Три из  них нашлись в  Польше, четвертый надо было ждать три недели, и  стоило это 25 тысяч рублей (против 10 тысяч рублей, если покупать в  Европе). Цены выросли после того, как курс скакнул до  120 рублей, и  не  вернулись обратно. Будет ли еще подорожание — зависит от  курса. Люди в  отсутствие стабильных поставок не  готовы продавать свои запасы дешево. Нет никакой уверенности, и  сейчас это рынок продавца. Машины требуют обслуживания. Стоит это тысячу или три тысячи рублей — ты  все равно купишь, ехать-то надо. Ну  или действительно поставишь машину и  поедешь на  велосипеде. Если погода хорошая.

С  машинами (не  с  запчастями) теперь отдельная история из-за сложившегося курса. Мы  везем сейчас машины из  Германии. Все, что стоит дешевле 50 тысяч евро, можно по‑прежнему купить вполне официально, с  оплатой через банк, доставкой и  растаможкой. Поскольку рубль дорогой, цена на  машину получается 50−60% от  рынка, это выгодно. Но, конечно, привезти сложно — не  как за  хлебом сходить: надо найти посредников, договориться. Сложная схема, но  пока она работает. За  последние три недели мы  купили семь машин - для крупного дилера это не  объем, но  для калининградского рынка прилично.

Более дорогие машины, я  подозреваю, тоже не  пропадут — есть альтернативные маршруты. Например, Германия продает запчасти в  Казахстан, там они растаможиваются и  едут в  Россию. Правительство в  этом плане идет навстречу — например, недавно изменили систему сертификации. Раньше официальные запчасти почему-то считались не  только товаром, но  и  интеллектуальной собственностью производителя, и  их, соответственно, нельзя было ввозить и  распространять без разрешения правообладателя торговой марки. Сейчас стало можно, и  серая схема превратилась в  почти белую. Все по‑прежнему можно привезти, если есть желание. Можно задействовать любую страну — например, Эмираты. Просто дороже и  дольше для конечного потребителя, за  счет удорожания логистики — то, что раньше ехало неделю, теперь едет два месяца.

Китайцев, вероятно, на  дорогах станет больше. Но  лично я, как человек, который ездит на  BMW, надеюсь, что никогда не  попаду в  ситуацию, в  которой мне придется купить китайскую машину. Вернее, единственная ситуация, в  которой я  соглашусь на  китайца, — это если выбор будет между китайцем и  русским автомобилем. Китайцы при всех их  недостатках достаточно активно используют новые технологии, наши с  ними рядом не  стоят. В  русский автопром хотелось бы, наверное, верить, но  совершенно не  верится.

На  все это накладывается уже мировой кризис — в  Европе тоже серьезный дефицит запчастей. Например, история из  недавней практики: есть проблемная деталь, автомобиль — немецкой марки, и  при этом нужной запчасти в  Европе нет ни  для кого — ни  для нас, ни  для местных. Просто нет. Машины стоят, потому нужную деталь купить невозможно ни  за  какие деньги. В  конце концов нашли запчасть в  Китае и  везли оттуда. Какие-то логистические цепочки сейчас нарушены — не  могу даже предположить, почему цепочка оборвалась и  в  какой стране. Может быть, где-то металла не  хватает, где-то не  хватает пластика, каких-то полупроводников или еще чего-то подобного. Но  заводы останавливаются из-за нехватки комплектующих не  только в  России, но и, например, в  Чехии, в  Словакии. У  моего товарища есть сервис в  Берлине, ему недавно была нужна запчасть, и  в  Германии она оставалась одна. Он был последний, кто смог ее купить, и  больше их  нет.