«За Горбачева»: как создавалась скандальная реклама пиццы Pizza Hut с Михаилом Горбачевым

В 1997 году Михаил Горбачев снялся в рекламном ролике Pizza Hut, с тех пор видео вспоминают раз в несколько лет, включая его в список «самых странных», «самых позорных» и других самых нелестных подборок. В 2019-м году американский журнал Foreign Policy рассказал, как создавался знаменитый ролик и почему бывший советский лидер согласился стать лицом сети ресторанов пиццы. Приводим выдержку из статьи, а также комментарии первого президента СССР.
«За Горбачева»: как создавалась скандальная реклама пиццы Pizza Hut с Михаилом Горбачевым

По сюжету Горбачев со своей внучкой прогуливаются по Красной площади, а после заходят в пиццерию, где его узнает семья, сидящая за соседним столиком. Они начинают спорить между собой о том, как стоит относиться к Горбачеву.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Молодой парень говорит мужчине средних лет (скорее всего, отцу), что благодаря Горбачеву у страны есть возможности и свобода. Тот же в ответ кричит, что политик оставил лишь нестабильность, экономические проблемы и вверг страну в хаос. Спор заканчивается, когда одна женщина говорит, что благодаря Горбачеву появилось много всего, например пицца от Pizza Hut. Все участники спора соглашаются с этим аргументом и начинают кричать «Слава Горбачеву!» (Hail to Gorbachev!).

Об этом рекламном ролике с участием Михаила Горбачева периодически вспоминают каждые несколько лет. В 2010 году издание Time включило эту рекламу в список «Самых позорных роликов с участием знаменитостей», Mental Floss в 2012 году «поздравило» Горбачева с днем рождения, напомнив про этот ролик, в 2014 году Thrillist включил эту рекламу в список 11 самых странных «звездных» эндорсментов всех времен. Большинство фактов издания, вспоминающие эту рекламу, заимствуют из статьи The New York Times 1997 года. Foreign Policy же объяснили популярность ролика «вуайеристским трепетом от наблюдения за человеком, который когда-то управлял сверхдержавой, а теперь торгует пиццей».

В статье говорится, что эта реклама появилась только потому, что компания Pizza Hut в 1990 году открыла недалеко от Красной площади свой первый ресторан и планировала дальнейшую экспансию рынка — речь шла о «сделке века» между руководством СССР и компанией PepsiCo (ей тогда принадлежала Pizza Hut) на сумму $3 миллиарда. Однако после развала Советского Союза рухнула и сделка, и экономика страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Foreign Policy написали, что в то время Горбачев испытывал материальные трудности: его пенсия не индексировалась и с учетом гиперинфляции составляла около $2 в месяц. После поражения на выборах 1996 года у него не осталось средств на содержание своего фонда. Foreign Policy также отметили, что бывший лидер СССР долго сомневался, стоит ли принимать предложение, — переговоры длились несколько месяцев, причем каждый раз сумма гонорара увеличивалась (по подсчетам Foreign Policy, политик заработал около $1 миллиона в пересчете на цены 2019 года). В итоге Горбачев согласился — но на своих условиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. У него будет право финального утверждения сценария.
  2. Он не будет есть пиццу в кадре. По воспоминаниям одного из топ-менеджеров Pizza Hut, Горбачев был непреклонен и сказал буквально следующее: «Как бывший советский лидер, я не могу [есть пиццу в кадре]».

В итоге нашелся компромисс: центр повествования строится вокруг московской семьи, а Горбачев выступает второстепенным героем (FP отметили, что выбор Горбачева был также обусловлен его чрезвычайной популярностью на Западе). Пиццу в кадре ест внучка главы советского государства Анастасия Вирганская.

Съемки длились почти неделю: несколько дней на стадии препродакшена, еще два дня снимали сцены на улице и в помещении. Чтобы запечатлеть панорамный вид на Красную площадь и церкви, съемочная группа установила камеры высоко над Кремлем, а также смогла договориться, чтобы Красная площадь во время съемок была закрыта. Сам ресторан в рекламе настоящий, однако он находился на Тверской улице, поэтому для наружных планов съемочная команда поменяла вывеску у ювелирного магазина на Красной площади. Погода в Москве во время съемок была плохая: было темно, холодно и практически не было снега, который в первую очередь ассоциируется у американцев с зимней Россией (а ведь ролик снимался в первую очередь для западной аудитории). И самое главное — политик опоздал на съемки, и команда Pizza Hut и агентства BBDO до последнего момента думали, что сделка сорвется

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После выхода статьи Горбачев прокомментировал слова американских журналистов, сказав, что те «сильно его огорчили и обидели», к тому же неправильно трактовали события начала 1990-х годов в России.

«Да, тогда мне действительно нужны были деньги для работы фонда и для общественной деятельности, поэтому я и решил сняться в рекламе. Но ни о какой бедности речи не шло, в деньгах я вовсе не нуждался, особенно если сравнивать с большинством населения страны», — сказал тогда политик.

В 2021-м году, после очередной «ностальгии» по рекламному ролику в сети (в честь дня рождения политика), глава пресс-службы Горбачев-фонда Павел Палажченко подтвердил, что Горбачев принял участие в съемках, так как ему нужны были средства для реализации социальных проектов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Две рекламные кампании, в которых участвовал Михаил Сергеевич, были связаны с необходимостью финансирования организаций, которые он возглавлял – Горбачев-фонда и Международного Зеленого Креста», — заявил Палажченко.

Напомним, что Михаил Горбачев также принял участие в рекламной кампании бренда Louis Vuitton в 2007-м году.