Трифон Бебутов: Существует такое мнение, что интернет в  России развит куда сильнее, чем в  Европе. Что вы  думаете, друзья, по  этому поводу? Так ли это? И  если так, то  с  чем это может быть связано?

Сергей Минаев: Я  человек менее опытный в  телевизоре, чем присутствующий здесь Николай Борисович. Но, по  моему скромному мнению, это не  только интернета касается. Телевизор всегда был в  России сильнее, чем в  Европе, ну  раз в  десять.

Николай Картозия: По  картинке — всегда. Размах декораций, визуальные эффекты. Здесь мы выигрываем.

Сергей: С  американцами, конечно, было тяжело соревноваться, потому что они родоначальники, азиатский рынок я  не  знаю, но  с  Европой даже нельзя сравнивать.

Николай: В Европе сильна Великобритания. Их телик едет за счет оригинальных идей. И  все.

Сергей: И  это не  только с  телевизором так. Абсолютно любые сервисы: банковские, телефонные — у  нас все работает совершенно на  другом уровне, потому что ну  так вышло исторически. Я  не  думаю, что это вопрос технологий. Это вопрос модели поведения. И  у  нас, конечно, был, остается и  есть талантливый телевизор. Пока я  не  попал на  ТВ, я  тоже орал, что это все никому не  нужно, говно старое, деды там сидят, пердят, какой-то Картозия безумный. Что это вчерашний день. А  потом я  стал работать у  Владимира Михайловича Кулистикова. В  целом мое мнение очень простое. Никакого не  существует телевизора или интернета. Это только логистика, способ доставки информации. Первичен контент. Если нет контента, ничего вообще нах*** никому не  нужно.

Николай: Насчет развития интернета — в моем обожаемом Риме подключить выделенную линию почти невозможно. В центре — только модемы из нашей юности. Я спрашиваю бывшего мэра Рима: «Когда в римском метро появится wi-fi?» Заешь, что он ответил? «Никогда!» А мы же голодранцы-девяностыши, у нас ничего не было, начинали с нуля. У меня компьютер появился в 19 лет. Я  уже что-то умел, а  применить было негде. И  вот множество талантливых людей просто с  самого начала пошли в  онлайн, в  блогинг, в  интернет-журналистику и  так далее. Противостояния с  телевизором в  этом не  было, были новые возможности. В  газету «Коммерсантъ» ты  обозревателем попасть не  мог, а в «Газету.ру» (ту, старую) — почему бы нет?

Когда я  писал стратегию телеканала «Пятница!» в  конце 2012 года, третьим пунктом у  меня там шло, что наступает эпоха ведущих-гибридов, что скоро телеведущие, не размножающиеся во всех средах, завянут. Условно говоря, я понимал, что Владимир Познер, который тогда гремел, зачахнет, если не  расползется по  диджитальным площадкам. И  я  сразу сказал, что нам нужны ведущие-гибриды. Берем блогеров, учим их  быть телеведущими, берем телеведущих, учим их  быть блогерами. На  этом, собственно, и  была построена «Пятница!».

Титаны телевидения говорят: «Ужас, нам мешает интернет, надо все это закрыть, и  тогда телевидение опять будет на  коне». Я  как человек, прошедший через это все, скажу: чем в  большем количестве сред находятся мои проекты, тем больше они собирают рейтинг по  телевизору. Единственное, что должен уметь генеральный директор, — это во  всех средах максимально монетизироваться, получать деньги. Есть каналы, которые переживают: «Что нам делать в  YouTube, как мы  там будем зарабатывать?» А  мы  там давным-давно берем по  пять-шесть миллионов за  интеграции в своих диджитальных ресурсах. Выросло целое поколение детей, которые понятия не  имеют, что «Пятница!» — это телеканал.

Евгений Гуцал: Действительно, была такая риторика в  конце 2010-х, все блогеры говорили о  том, что телик им  не  нужен. Первый показательный кейс был, когда Соболев всем известный сходил на «Пусть говорят» с  Малаховым по  поводу истории с  Дианой Шурыгиной. Человек резко превратился из  блогера десятого эшелона с  300 тыс. подписчиков в  блогера-миллионника. Сразу после второго эфира он  обнаружил, что подписчиков у  него два миллиона. А  еще колоссальная медийная узнаваемость и  капитализация. Тут надо заметить, что самые крупные рекламодатели уже давно что на  телике, что в  диджитале более­-менее одни и  те  же.

Николай: Но  все платформы — от  YouTube до  Netflix — п*** по  поводу своих просмотров, потому что никто не  может эти данные перепроверить. Никакого внешнего счетчика или аудитора они к  себе не  пускают. Кто там проверит, какие цифры YouTube засчитывает-недозасчитывает?

Сергей: Я  считаю, что сила ночи, сила дня — одинакова х***. В  том смысле, что телевизор сформировал себе устойчивый брендинг — смотрите, мы  телик, реклама в  телике стоит дорого, а  в  интернете она стоит дешевле. Поэтому интернет будет раздуваться всячески, чтобы всем продемонстрировать, что он  такой же телевизор, только умнее. Якобы там сидят продвинутые люди, смотрят Netflix. А  с  чего вдруг умнее? Вот есть Ivi, большая платформа. Кто там был лидером просмотров за  2022 год? Сериал «Сваты». Вот вам ответ на  все вопросы сразу.

Николай: Люди говорят: «Я  не  смотрю телевизор». Что под этим подра­зумевается? Что люди не  смотрят устройство, которое называется телевизором. А  потребление телеконтента в  интернете, наоборот, с  каждым годом растет. В  2021 году в топ-10 YouTube попало реалити-шоу «Пацанки». Кто тут главный контент-мейкер? Телик. Я  уже не  говорю о  таких вещах, как «Сваты» или сериалы НТВ. Посмотрите, сколько у  них там просмотров.

Трифон: Как, будучи телевизионной звездой, превратиться в  звезду YouTube?

Сергей: У  меня ответ очень простой. Помните, была такая безумно успешная и  суперпопулярная платформа — Clubhouse называлась? Я  за  месяц там стал вторым клабхаузером Советского Союза. Меня в  интервью просили этот невероятный успех как-то объяснить. Я  говорю: «Вы е***, что ли? Что такое Clubhouse? Это миллениалы изобрели радио. Я  радиоведущий, я  знаю, как делать этот эфир, я  моделировал его пять лет. Что тут сложного? Радио изобретено довольно давно. Поэтому, если говорить про топ YouTube, кто там сейчас в  топе? Собчак, Пивоваров (включен в  список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. — «Правила жизни»), Дудь (включен в  список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. — «Правила жизни») — все люди с  телевизионным опытом, все из  телика.

Николай: Специально для «Правил жизни» раскрою секрет. В  2015-м, когда Дудь уже состоялся, выстрелил, все его обсуждали как феномен, мы  с  ним начали общаться по  какому-то поводу. Я  тогда нашел его в  Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и  запрещенной в  РФ) и  обнаружил, что он  мне за  два года до  описываемых событий писал туда и  предлагал делать этот его блог на  телеканале «Пятница!». Вот так я  прое*** Дудя.

Трифон: Но  этот успех телевизионный все-таки (например, большой ведущий, все классно, все круто) не  всегда конвертируется в  успех на  платформы.

Сергей: У  нас с  Николаем Борисовичем есть друг и  коллега Сергей Витальевич Евдокимов, который сказал однажды: «Время измениться в  размерах». Потому что, когда мы  все сидели на  НТВ, мы  были людьми огромного федерального канала, а  когда ты  пришел на  YouTube, ты  орешь в  жопу дракона. Там пустота, ты  не  знаешь, кто в  этой жопе сидит, есть ли там вообще живые организмы. Ты  себе должен сказать: «Чувак, ты  теперь такой же, как Влад Бумага, только ты  сосешь у  него, потому что у  него 15 миллиардов просмотров. Давай, сделай что-нибудь, х*** ты  пять лет кривлялся на  четвертой кнопке!» Вот и  все. Надо сжаться в  размерах и  сказать: «Да, я  хочу вам рассказывать то, что мне интересно, потому что, если это не  интересно ведущему, это не  интересно никому».

Евгений: Причем здесь речь не  только о  маститых телевизионщиках, которые ворвались в  диджитал. Есть тренд на  взрослый контент на  YouTube, в «Дзене». Мы  можем перечислить еще, кроме всех выше озвученных персонажей, множество других людей, которые на  телике, например, не  работали, но  делают сегодня взрослый контент для взрослой аудитории. Такой тренд тоже о  многом говорит.

Трифон: А  если мы  говорим о  перемещении с  одной платформы на  другую? Как в  таком случае сохранить аудиторию? Были же ведь кейсы, когда ВК покупал звезд.

Сергей: Первый кейс — ЧБД. Шоу порвало YouTube, вот оно зашло на  ВК, например. Что там с  ним было дальше?

Трифон: Да, но  мне эти цифры не  кажутся реальными, честно говоря.

Евгений: Последние полтора года (уже скоро будет два) со  всей этой лихорадкой платформенной — кого-то заблокировали, кого-то признали экстремистом и  так далее — аудитория настолько устала от  бесконечных призывов блогеров «Я  теперь здесь! Смотрите меня там!», что должна быть очень лояльная, крутая фанбаза, чтобы случилась большая, хорошая конверсия. Прийти на  какую-то платформу и  сразу там набрать сотни тысяч подписчиков — я  таких кейсов даже не  знаю.

Трифон: Помните, когда заблокировали Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и  запрещенной в  РФ), все звезды начали рыдать, побежали в  телегу, а  воз и  ныне там. Там никто не  собрал каких-то аудиторий великих.

Сергей: Знаете, почему они не  собрали? Потому что Instagram — это очень понятные технологии. У  кого красивей жопа, тот чемпион. А  в  Telegram и  ВК, куда они прибежали, надо что-то ручками писать и  показывать, что у  тебя в  голове не  побывал х** твоего продюсера. Что там собственные мысли какие-то есть.

Николай: У  тебя должна быть экспертность, чтобы в  Telegram чего-то добиться. А  красивая жопа, привет-привет, давай попьем винишка — вот это все инстаграмное вообще не  конвертируется. Посмотрите, насколько слабые телеги у  звезд Instagram. Мы  уж  не говорим о  монетизации. Эксперт с  телегой в  20 тысяч человек может монетизироваться на  300 миллионов в  год, а  эти х*** по 80 сторис рекламных и зарабатывают в 20 раз меньше. Пришло другое время. В  свое время был тренд на  блогинг, тренд на  то, чтобы пустить себя по  кругу — количество подписчиков, количество просмотров. А  сейчас тренд на  экспертность.

Трифон: Насколько вообще эффективно для платформ привлекать больших звезд YouTube под спецпроекты? Не  переманивать полностью, а  делать коллаборации?

Евгений: Сейчас вообще эпоха коллабораций. Все коллаборируются со  всеми, и  чем неожиданнее участники (какие-нибудь полярные бренды, например), тем интересней, тем эффективней это все может срезонировать.

Сергей: У  меня вопрос про сериал «Сваты». Скорее риторический. Когда мы  были молоды, то  считали, что взрослые замшелые люди сидят и  смотрят всякое говно. Но  ведь получается, что дети повторили модель поведения своих родителей.

Николай: Да. От  того, что в  этом году дети начали красить волосы в  зеленый цвет, внутри у  них ничего не  меняется. Вот в  кварто-квинтовом круге за  Россией до конца времен закреплена тональность ля-минор. Утром девочка садится в  свою модную машинку, слушает Кэти Перри, едет на  работу, где на  нее начальник наорет, нах*** пошлет. Вечером она приедет домой, откроет бейлис, включит YouTube и  поставит Таню Буланову, потому что внутри каждого из  нас живет медляк. Просто для кого-то этот медляк — Земфира, а  для кого-то - Вадик Казаченко.

Евгений: Формат «Сколько стоит шмот?» это повторение передачи МУЗ-ТВ, где ходили три латексных чувака и допрашивали звезд, во что те одеты. Дудь — это программа «Час пик», и так далее. Что сказать? Все придумано до нас.

Трифон: Но  при этом упрощается, разве нет? От  газет до  TikTok — быстрее, короче, примитивнее.

Николай: Я  хочу напомнить, что в  основном мир знает Бетховена благодаря сраной композиции «К  Элизе», которую он  за  минуту написал этой Элизе в  альбом. Но  ведь была «Апассионата», были более сложные вещи. Тренд на  упрощение контента есть всегда. Но  ты  всегда можешь переломить этот тренд качеством своей работы.

Трифон: Раньше не  было такого количества контента. Не  каждый производил этот контент, по  крайней мере, а  сегодня его делают большие платформы, большие проекты и  все конкурируют со  всеми. Получается, масштаб запроса на  упрощение совершенно другой.

Евгений: Когда был апофеоз TikTok — все эти липсинки, когда люди просто открывают рот, просто танцы, какие-то челленджи с  повторением незамысловатых движений, — действительно так было. И  разгоняло платформу, люди действительно еще пару-тройку лет назад становились таким образом звездами. Но  параллельно с  этим прекрасно существуют длинные форматы. Трехчасовые интервью никто не  отменял. Да  даже если мы  берем не  какой-то совсем серьезный контент, а, например, движок сюжетов того же Влада Бумаги. Длинный контент или короткий, упрощение или усложнение — оно все связано.

Николай: Давайте про ваш TikTok. Б***, TikTok родился на  советской свадьбе! Вот эти все конкурсы уже были за  35 лет до  появления TikTok. Подвесить к жопе карандаш, попасть им  в  бутылку. Родители наши TikTok изобрели, когда были пьяные. Это во‑первых. Во‑вторых, когда появились первые звезды TikTok, я  сказал: «Все, б***, пройдет полгода, и  мы  будем снимать про них передачу «Забытые звезды TikTok». Так оно и  произошло. При этом, заметьте, крупные медийные фигуры никуда не  делись. Минаев был и  остается. Или я, например. Почему? Потому что мы  переизобретаем себя постоянно. Мы  каждый год переизобретаем себя заново. А Даня Милохин — нет. Люди на  одной краске блеснули и  ушли.

Сергей: Есть еще момент. Не  будем брать совсем долбое***, бездельников. Берем человека, у  которого восьмичасовой рабочий день. Сколько у  него часов в  день на  просмотр контента? Ну, два часа. Давайте сделаем так: 365 умножим на  2. У  него 730 часов, то  есть он  может смотреть, в  принципе, 73 серии сериала. А  если учесть, что он  и  YouTube палит, и  сериалы, то  тогда он  может посмотреть не  семь десятисерийных сериалов, а  три. Но  делается-то их  не  три, а х*** знает сколько. Перепроизводство!

Николай: Абсолютно. Перепроизвод­ство, но  при этом хорошего чего-то еще поискать надо. Я бы в твою тематическую модель добавил выходные. В выходные можно устроить себе марафон сериалов или шоу «Четыре свадьбы». Почему по телику сейчас так хреново идут сериалы? Особенно премиальные, платформенные? Потому что по­явилась новая привычка: не ходить на канал СТС, допустим, и смотреть там получасовую серию в день, а  дождаться конца недели, когда они все выйдут, и  посмотреть марафоном.

Евгений: Я  в  защиту тиктокеров все-таки выскажусь. Давайте не  будем всех прям грести. Не  хотелось бы выступать адвокатом Вали Карнавал, но  есть ребята, которые тоже себя переизобретают, пытаются что-то делать, уже несколько лет находятся в  нашем медийном пространстве. И, возвращаясь к  мысли о  длинном и  качественном контенте от  платформ, замечу, что каждая платформа хочет максимально задержать у  себя аудиторию, то  есть длинный контент всячески поощряет. Чем дольше человек на  интервью провисит, тем лучше платформе.

Трифон: В  рилсы, с  другой стороны, можно залипнуть похлеще всякого интервью.

Евгений: Собственно, в  этом успех TikTok — выработка эндорфинов. Ты  листаешь и  ждешь. Он  давит на  одну и  ту  же эмоцию, при этом TikTok ведь у  всех разный. У  кого-то это отрывки, опять же, из  телешоу и  сериалов, у  кого-то это девчонки голые, у  кого-то образовательный контент. Люди, бывает, и  лайфхаки смотрят.

Сергей: В  те  времена, когда я  писал книги, мне издатель сказал: «Сергей Сергеевич, ты, конечно, з*** бестселлер тут е***. Это все, конечно, круто, но  ты  знаешь, что для писателя главное? Это не  бестселлер, а  лонгселлер, это книга, которую постоянно переиздают и  на  которой все зарабатывают». Я  что хочу сказать? Все рилсы, на  которые мы  залипаем каждый вечер, умирают нашем в  сознании через 15 секунд. Ну  разве что по  случаю кому-то покажем потом.

Я  недавно по  одной надобности посмотрел программу «Ты  суперстар» образца 2012 года, где мой кумир Челобанов выступал. Реально сейчас можно включить и  пересмотреть! TikTok 20-летней давности нельзя пересмотреть. Макса 100500 20-летней давности нельзя пересмотреть, потому что это было в  моменте и  в  моменте сгорело. Я  к  тому, что вопрос опять к  контенту. Когда сейчас что-то делается — не  хочу сказать на  века, ну  хотя бы на  пять лет вперед, — это уже п*** какой респект, и  в  этом ценность.

Николай: Все равно мы  никуда, даже в  рилсах, не  уходим от  законов драматургии. Более того, времена, когда блоги были связаны бабушкиными спицами, закончились. Там конкуренция такая, что теперь даже сторис выстреливают только у  того, на  кого работает команда продюсеров и  сценаристов. Так сторис работают у  какой-нибудь Оксаны Самойловой. Посмотри, это уже абсолютно готовое реалити-шоу, сделанное по  законам реалити-шоу. Поэтому пришествие драматургов сейчас будет и  в  сторис, и  в  рилсы, и  куда угодно. Человеческое умение создавать драматическое напряжение в  коммерческих целях — бесценно.

Сергей: Когда я  зашел с  историческими выпусками, мне более опытные продюсеры ютьюбовские говорили: «Ты  че, е*** - такую себестоимость делать? Это что тебе, телевизор, что ли?» Я  говорю: «Человек открывает YouTube, и  если ему в*** три рекламные интеграхи, он  должен понимать, куда деньги за  эти интеграхи делись». Они все в  кадре: вот они в  титрах, вот они в  графике, вот они в  подготовке. А  если ютьюбер просто сидит и  карнавалит лохматую бабушку, извини, за  это нельзя платить бесконечно.

Трифон: Раньше звезд создавали большие продюсерские шоу. Канал производил больших звезд. Как это происходит сегодня? Кажется, что и  телевидение, и  платформы пытаются привлечь уже успешных людей из  блогосферы и  их  под себя переучить.

Николай: Это происходит каждый день. Вот ты  набираешь, допустим, кастинг нового сезона «Пацанок». Из  тысячи ты  выбираешь пятнадцать человек. Мы  выбираем как на  главную роль в  сериале. Мы  платим не  за  аккордный кастинг, а  за  то, чтобы нам привели персонаж. Дальше мы сразу со всеми подписываем контракты, потому что мы понимаем, что уже на четвертом выпуске в их социальных сетях будет по 400−500 тыс. подписчиков. Тех, кто нам интересен, мы потом начинаем вести по нашему медийному кругу. Они сначала ходят героями в какие-то другие шоу, потом становятся где-то ведущими или соведущими, потом мы можем сделать под них собственный проект. Мы зарабатываем уже не только с телика, а еще с их диджитала, причем с самого начала. Поэтому мы по-прежнему создаем новых звезд, каждый год — одну большую. И две-три на вырост.

Евгений: Есть мнение, что мало кто появился в  последнее время. Я  так не  считаю. Огромное количество новых звездочек породил, например, твич. Ребята оттуда, которые называются «Хозяева», уже сходили в  шоу на  СТС гостями в  статусе селебрити. Есть какой-то пласт, который платформа «Лайки» нам дала. «Лайки» — это такой TikTok для поколения альфа, там тоже миллионы подписчиков у  некоторых ребят. Милана Хаметова — «Опути, не  путю» — вот этот мем, который тоже, наверное, все знают. Но  здесь скорее продюсеры подключаются в  моменте, когда видят уже какой-то рост — если говорить о  том, как подписывают именно блогеров. Бывает и  такое, что есть контентная фабрика, она же продюсерский центр, и  там делается проектов 30, и  хорошо, если один или два из  них действительно начали что-то собирать, пошумели и  стали событием.

Трифон: Как при этом трансформировался рекламный рынок?

Сергей: Я  недавно постил у  себя в  Telegram высказывание своего концертного директора Табриза Шахиди. Там обсуждали цену на  артиста. Ему говорят: «А  что это ваш артист так дорого стоит? У  него подписчиков меньше, чем у  Влада Бумаги!» На  что Табриз ответил исчерпывающе: «Вы  знаете, у  Стинга подписчиков в  15,5 раза меньше, чем у  Бузовой, а  гонорар в  40 раз выше». Вопрос, как обычно, в  том, кто и  за  что платит. Если ты  продвигаешь FMCG, тебе нужна аудитория; если ты  продвигаешь какие-то upscale-продукты, тебе нужны смыслы. Мы  с  Николаем Борисовичем обнимаемся постоянно по  поводу Бодрийяров, Ги Деборов и  прочих сложно произносимых мудаков. Но  моя ролевая модель, если честно, это Марта Стюарт, которая сделала яблочный пирог национальным символом Америки. Буквально сидит бабка на  кухне: «Хочешь, пасту наверчу, а  хочешь, во  время верчения пасты поп***** о  тяжелой женской судьбе в  Оклахоме, а  вот был еще один случай во  время Гражданской войны».

Николай: Ты  же и  сейчас ее  смотришь?

Сергей: Конечно. Ребят, я  читаю иногда тренинги по  своему бренду. Я  говорю: «Вы  поймите, в  жизни бренд существует только один — вы  сами. Это то, во  что вы  должны вкладывать бабки, — в  образование, самообразование. И  тогда все эти базары, что телик говно, потому что там злые и  коррупционные продюсеры, которые не  дают нам развиваться… Конечно, попробуй, не  дай развиться Марте Стюарт или Джею Лено в  свое время. Это еще кто кому не  даст! Зачем злой продюсер Джею Лено? Или Андрею Малахову, например? Человек делает свою работу профессионально, он  большой бренд, он  в  это вкладывается. И  рекламодатель, конечно, это видит. Мы  же видим, как много рекламодателей постоянно привязываются к  звезде и  идут с  ней из  формата в  формат.

Николай: Допустим, МТС с  Ивлеевой. Везде, где она участвует, да.

Сергей: Вот и  все. То  есть никакой трансформации нет. Реклама хочет быть пропагандой (собственно, реклама и  есть пропаганда) — присутствовать везде, в  каждой точке, где она может соприкасаться с  существом, основанным на  углеводороде.

Николай: Вообще, Телеканал «Пят­ница!» всегда зарабатывал дох***. А в этом году заработает еще больше, несмотря на то, что из страны ушли западные бренды.

Евгений: Во‑первых, у  многих брендов есть преемники. Ушла корпорация McDonald’s, но  корпорация «Вкусно и  точка» вложила очень много денег в  перезапуск, назовем это так. Во‑вторых, многие русские бренды начали прирастать и  тратить, соответственно, на  этой почве. Это то, что я  наблюдаю. Ну и, конечно, госсектор, который тоже старается везде, где только можно: идет и  к  блогерам, и  к  неблогерам. При этом круто, что продается не  только телик, у  которого есть лоббисты, а  и  диджитал с  пакетами. Например, на  моем прошлом месте работы мы  сделали с «Пятницей!» шоу, которое выходило только на  YouTube-канале. Оно даже на  телике не  вышло. Это, к  слову, про то, как работать сразу во  всех средах профессионально. Ну  а  диджитал-рынок прирос и  в  прошлом году на  6%, по‑моему, хотя все ожидали реальную дыру, всем морозили бюджеты. В  этом году ожидают чуть ли не  на 20% прирост к  прошлому году.

Трифон: Какие темы и  форматы сейчас самые успешные? С  точки зрения алгоритмов в  том числе?

Евгений: Мы  все форматы поощряем. У  нас, как вы, наверное, знаете, есть и  тексты. «Дзен» вообще текстоцентричная платформа была долгое время, хотя сейчас больше 50% - это уже видео. Видео во  всех форматах: и  длинные горизонтальные видосы, и  короткие вертикальные. Кажется, что как раз в  этом есть некое будущее: когда у  тебя компиляция, ты  можешь в  разных форматах высказываться. Telegram (и  кружочки, и  картиночки, и  все вместе) тоже к  этому идет. TikTok запустил сейчас голосовые конференции.

Николай: Наши ребята из  маркетинга умудрились продавать рекламу в  шортсах. Я  смотрю на  это как крестьянин XIX века на  лампочку электрическую. Последнее, что нам осталось сделать, — это научиться монетизировать свои дикпики. Все!

Трифон: Говоря про гонку платформ и  бесконечные замены, тот — убийца того, этот — убийца этого, сейчас закроется YouTube, появится «ВК Видео». Возможно ли вообще одно заменить другим?

Николай: Конечно. Россия — единственная в  мире страна, где телевидение переживет интернет — по  независящим от  него причинам. Уж  точно переживет YouTube. Когда Сергей Сергеевич начинал свою диджитальную карьеру, что было? Rutube был. Вот он  опять есть, причем спустя двадцать лет. Самые умные переходят в YouTube и ВК сейчас, потому что за это платят. Когда выключат YouTube, будут, как карамельки, на сдачу брать этих блогеров.

Сергей: Возможно, настанет такое будущее, где «ни  тебя, Петька, никакого Фурманова не  будет и  близко». Возможно, когда система трансформируется, окажется, что всем этим блогерам, которые избыточно предлагали себя на  тиктоках, ютьюбах и  прочих твичах, теперь предложить просто нечего. Потому что не  нужно десять кока-кол, нужно две, не  нужно 136 тысяч кулинарных шоу, нужны три. Зачем переписывать Адама Смита? Все стремится к  укрупнению, капитал постоянно сливается с  другим капиталом, корпорации мультиплицируются. Не нужно производить на  десяти заводах разные детали одного компонента, когда можно все соединить в  агломерацию. Я  думаю, глобально будет то  же самое, просто российские сети разделят между собой артистов. А  каким-то особо избранным артистам, которые со  всеми бухают, позволено будет на  всех площадках вертеть жопой.

Николай: Поскольку «Пятница!» — это последний телеканал, который соединяет телезрителя с  телевидением, у  нас там есть и  миллениалы, и  поколение зумеров, и  зрители из  поколения альфа уже пошли, которые со  своими мамами смотрят телевизор. Так вот, в  двух последних поколениях (у  зумеров и  альфачей) самыми крутыми считаются офлайн-штуки: офлайн собраться, реальный какой-то продукт купить, не  артефакт в  игре, а  какую-то живую штуку, которую можно потрогать.

Сергей: Привет, встречи ЖЖшников 2003 года в  баре «Кружка». Все то же самое.