Женщины начали красить глаза в глубокой древности. Для этого использовали уголь, хну, измельченные в пудру минералы, сок различных ягод и плодов. Первый прообраз привычной нам туши появился лишь в XIX веке и был создан по мотивам театрального грима — а именно красителя для усов, бороды, бровей и волос на основе вазелина и угольной пыли. Средство цвета вороного крыла надежно перекрывало седину. Так что кроме актеров, которым это было нужно для роли, им активно пользовались молодящиеся мужчины.

Подобный грим выпускали разные марки. В частности лондонская компания Rimmel, основанная в 1834 году парфюмером по имени Гиацинт-Марс Риммель. Его сын Юджин доработал состав грима и впервые предложил использовать продукт под названием Superfin Water Cosmetique не только на сцене, но и в обычной жизни — чтобы подкрашивать брови и ресницы. Слова mascara (англ. — тушь) тогда не существовало, оно появится в словарях только в 1890-х годах с пояснением — «разновидность краски, которую используют актеры для бровей и ресниц». А предложенный Юджином продукт стали называть по его фамилии — «риммель». Удивительно, но до сих пор в португальском, турецком и испанском языках это слово используется для обозначения туши для ресниц. То есть название бренда перенеслось на продукт. В русском языке аналогичная история произошла с джипами, ксероксами и памперсами. Но не будем отвлекаться.

Несмотря на рекламу в газетах, изобретение Риммеля продавалось не очень бодро. Оно попросту опередило время. В почете все еще была скромность. Театральные актрисы не считались образцом добродетели и приличные леди подражать им не спешили. А кинематограф с его массовым влиянием на сознание еще не изобрели.

Но тушь Риммеля продолжала совершенствоваться. Постепенно она превратилась в твердый брусок с небольшой щеточкой в комплекте. Точно так же будет выглядеть легендарная тушь «Ленинградская», которой советские женщины будут пользоваться сто лет спустя и которую ласково будут называть «плевалочкой». Ведь чтобы воспользоваться средством, брусок нужно было слегка смочить, а проще всего это сделать конечно же слюной.

Почему же изобретателем туши считают не Риммеля, а Уильямса? Последнему просто больше повезло с эпохой, страной и нравами. В 1915 году незадачливый предприниматель из Чикаго Томас Лайл Уильямс увидел, как его сестра, собираясь на свиданье, пытается подвести глаза смесью из жженой пробки, угольной пыли и вазелина. До этого она не то опалила, не то неудачно обесцветила ресницы. По крайней мере так гласит маркетинговая легенда. С импровизированным макияжем девушка стала похожа на звезду немого кино и это произвело впечатление на Томаса. Он привлек к работе знакомого химика и они разработали продукт Lash-Brow-Ine. А бренд назвали в честь сестры изобретателя, соединив ее имя Мейбл со словом «вазелин». Правда рекламировать новинку в газетах решили как средство для роста бровей и ресниц. И покупательницам отправляли почтой. Почему так? Скорее всего, добропорядочные девушки еще не могли официально пользоваться макияжем. Но постепенно отношение к этому вопросу в обществе менялось.

В двадцатые годы в рекламе Maybelline снялись актрисы Этель Клейтон и Милдред Дэвис, и средство обрело невероятную популярность. А Томаса Лайла Уильямса запомнили как изобретателя туши для ресниц. Правда это по‑прежнему был брусочек со щеточкой в бумажной коробке. Лишь в 1957 году Елена Рубинштейн создала тушь в закручивающемся флаконе, который считается классическим. Но это уже другая история.