Клиповое мышление: как интернет и соцсети меняют наше восприятие мира

Клиповое мышление — это тип восприятия и обработки информации, при котором человек склонен концентрироваться на кратких и фрагментарных сведениях, часто без глубокого анализа и понимания контекста. Этот тип мышления становится все более распространенным в современном обществе, особенно под влиянием интернета, социальных сетей и медиаплатформ, где информация подается в коротких и ярких формах: клипах, вертикальных видео, постах или мемах. Руководитель первого российского агентства видеоновостей RUPTLY в России и СНГ разобралась в особенностях нового восприятия информации и источниках его формирования.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Клиповое мышление: как интернет и соцсети меняют наше восприятие мира
«Правили жизни»

Основные критерии клипового мышления

  • фрагментарность. Человек воспринимает информацию отдельными частями, без целостного понимания;
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • поверхностность. Глубокий анализ и критическое мышление заменяются быстротой восприятия и реакции на информацию;
  • отсутствие концентрации. Трудности с удержанием внимания на одном объекте в течение длительного времени;
  • быстрое переключение. Способность быстро переключаться между различными источниками информации и задачами, но с потерей качества восприятия.

Как сформировалось это понятие

«Правили жизни»

Клиповое мышление напрямую связано с феноменом «клиповая культура». Считается, что его впервые описал американский философ, футуролог и один из авторов концепции постиндустриального общества Элвин Тоффлер. Он рассмотрел это явление через призму представления и восприятия информации в современных развитых странах, богатых вариативностью средств массовой коммуникации. Однако Тоффлер не предлагал термин «клиповая культура» напрямую. В своей книге «Третья волна» (1980) футуролог описал фундаментальные сдвиги в обществе, вызванные переходом от индустриального общества к информационному. Он проанализировал, как технологии изменяют способы восприятия и обработки информации, и подчеркнул, что в будущем данные будут подаваться в более сжатых, фрагментированных формах и это повлияет на сознание и мышление людей. Этот прогноз перекликается с тем, что позже стало известно как клиповое мышление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примечательно, что предпосылки к появлению этого феномена были описаны еще в 1962 году канадским культурологом и философом Маршаллом Маклюэном в произведении «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего». В книге автор осветил три фундаментальных вопроса: что такое человек печатной культуры («человек Гутенберга»), как печатные СМИ повлияли и влияют на человеческое сознание, как массовая коммуникация превращает мир в «глобальную деревню». Термин global village в представлении Маклюэна — это явление, произошедшее под влиянием электронных технологий и средств коммуникации, когда земной шар «сжался» до размеров деревенского поселения, а его жители, «электронные люди», приобрели «деревенский» образ мышления.

В отечественном сообществе у истоков развития идеи о клиповом мышлении стоял философ и культуролог Федор Гиренок. Свои размышления по поводу нового образа мысли он зафиксировал в монографии «Клиповое сознание: клипы в науке, клипы в философии, клипы в политике, клипы в искусстве, клипы в образовании, неклиповое» (2016). По мнению Гиренка, клиповое мышление отражает неспособность человека глубоко анализировать и осмысливать информацию, «это лоскут, часть, не отсылающая к целому».

С чем связано распространение клипового мышления

Развитие нового типа мышления связано с рядом технологических, культурных и социальных изменений, произошедших в последние десятилетия. Перечислим основные этапы и факторы, которые способствовали его развитию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
1. Эволюция медиа и технологий

Телевидение. В середине XX века телевидение стало одним из основных источников информации и развлечений. Формат коротких новостных сюжетов и рекламных роликов заложил основу для восприятия информации в виде клипов. Приведем в пример ролик от компании Wendy’s с запоминающимся слоганом «Where's the Beef?», выпущенный в 1984 году. Простая, но очень эффективная реклама фастфуда с участием пожилой женщины, которая задает вопрос: «Where's the beef?» («Где мясо?»), быстро стала частью поп-культуры. Ролик показал, как короткий запоминающийся слоган может стать культурным феноменом.

Музыкальные клипы. В 1980-е годы музыкальные клипы на телевидении стали популярны за счет насыщенного визуального контента, который сочетался с короткими и яркими сообщениями в виде эмоциональных «крючков», цепляющих внимание. Большое влияние оказал MTV (Music Television), запущенный в 1981 году. Он стал ключевым каналом для распространения музыкальных видеоклипов и существенно повлиял на культуру 1980–1990-х годов. В этот период были выпущены многочисленные культовые клипы, которые не только способствовали популярности исполнителей, но и стали символами эпохи. Так, самой яркой и запоминающейся стала работа A-Ha — Take on Me (1985). Этот клип приобрел популярность благодаря инновационной анимационной технике (ротоскопия), совмещенной с живым действием. Режиссер Стив Бэррон создал видеоряд, который по-прежнему остается одним из самых узнаваемых клипов в истории MTV.

Смотреть

Интернет и социальные сети. С появлением интернета и развитием соцсетей (например, «ВКонтакте», Twitter*, Instagram**, TikTok) потребление информации стало еще более фрагментарным. Интернет открыл возможности для быстрого поиска ответов в ускоренном темпе жизни. Социальные сети, в свою очередь, поощряют создание и потребление коротких сообщений, картинок, видео и мемов с помощью работы алгоритмов: персонализированный контент, бесконечная лента. Современные платформы ориентированы на быстрое взаимодействие, мгновенную обратную связь и многозадачность, что усиливает фрагментарное восприятие и постоянное переключение внимания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мобильные технологии. Смартфоны и планшеты, которые всегда под рукой, также способствуют развитию клипового мышления. Люди привыкли получать доступ к информации в любой момент и потреблять ее в коротких промежутках времени — например, во время поездок или перерывов. Push-уведомления, фрагментарные сообщения и бесконечные ленты новостей постоянно переключают фокус внимания.

2. Культурные и социальные факторы

Скорость жизни. В условиях активного жизненного темпа люди предпочитают краткие новостные формы, которые не требуют много времени на то, чтобы погрузиться в суть.

Изменение системы образования. В образовательных системах зачастую наблюдается тенденция к упрощению и сокращению учебного материала и его подаче через краткие и визуально насыщенные форматы (посредством видеоуроков, инфографики и картинок).

Коммерциализация контента. С ростом рекламы и коммерциализации контента информационные и развлекательные продукты стали все чаще ориентироваться на краткие и эффектные сообщения, чтобы быстрее привлечь и удержать внимание аудитории.

Как клиповое мышление способствует распространению вирусного контента и какие ключевые факторы влияют на создание трендов

Контент, который быстро распространяется в интернете, называется виральным или вирусным. Он может быть представлен в разных форматах: фото, видео, новостях, статьях и даже мемах. В 2025 году основным каналом передачи вирусных инфоповодов и медиапродуктов стали социальные сети — площадки, где информацию можно получить оперативно и поделиться ею «в один клик». Именно поэтому клиповое мышление, распространенное среди современных пользователей, — это ключевой драйвер создания и передачи вирального контента. Вирусный контент напоминает собой сарафанное радио или вирус, отсюда и произошло название (от англ. virus). Но как он становится популярным?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правили жизни»

Важный фактор — попадание в целевую аудиторию и алгоритмы. Соцсети продвигают то, что удерживает внимание. Если ролик быстро набирает лайки и репосты в первые минуты, платформы дают ему «добавочный» охват. Люди чаще всего делятся материалами:

  • вызывающими эмоциональный резонанс: шок, радость, негодование, печаль и смех;
  • простыми и запоминающимися, которые можно легко и быстро пересказать;
  • попадающими в текущую новостную повестку;
  • отражающими общие ценности — добро, справедливость, равенство (например, можно вспомнить знаменитый ранее хештег #MeToo, ставший целым движением против харассмента и насилия, в том числе в России);
  • неожиданными и уникальными — нестандартные идеи, неожиданные ракурсы, парадоксальные утверждения или юмор привлекают внимание, люди делятся тем, что их удивило.

Маркетинг и социальные сети

Маркетологи используют особенности клипового мышления для создания контента, который вызывает мгновенный эмоциональный отклик. Короткие видеоролики, яркие изображения и простые сообщения способствуют быстрому принятию решений. Пользователю сразу хочется купить товары или услуги. Так, современная реклама напоминает короткий музыкальный клип, а главным становится не уникальность продукта, а успех его рекламной кампании: запоминающиеся слоган, маскот или текст песни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас, когда поколение Z становится все более платежеспособным, маркетологи чаще обращаются к социальным сетям как площадкам для рекламных кампаний. Происходит это потому, что зумеры больше доверяют рекомендациям микроблогеров, чем экспертам. Это связано с восприятием инфлюенсеров как более аутентичных и близких по духу, а также с желанием стать частью сообщества.

Так, в качестве популярного кейса можно вспомнить феномен «дубайского шоколада». В 2025 году в интернете начали появляться ASMR-видео, ролики с обзорами блогеров и рецептами домашнего приготовления шоколада. В российских соцсетях вокруг продукта развился целый «культ». Кондитеры и производители какао-изделий быстро подхватили тренд, и дубайский шоколад появился везде: от прилавков магазинов до пасхальных куличей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Психологические эффекты

Клиповое мышление может привести не только к снижению концентрации, но и к когнитивным искажениям, влияющим на структуру мышления, память, эмоции и даже формирование личности.

Одним из таких последствий может стать эффект Голема. Люди, обладающие клиповым мышлением, имеют низкие ожидания. Если человеку, особенно ребенку или подростку, постоянно давать негативные установки из серии «Книги — это скучно», «Твое поколение может только сидеть в телефоне», то его мозг начнет подстраиваться под эти ожидания. Он сам программирует себя на низкие результаты в учебе или на работе, и мотивация к решению сложных задач падает. Социальные сети эксплуатируют эту слабость. Алгоритмы выдают контент, который соответствует текущему уровню внимания: «Если пользователь не может смотреть видео дольше 15 секунд, мы предложим ему еще клипы». Возникает порочный круг: мозг деградирует → платформы предлагают более примитивный контент → деградация ускоряется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Клиповое мышление способствует в том числе быстрому принятию решений на основе небольшого количества информации. Это создает эффект псевдоуверенности — когнитивное искажение, при котором человеку свойственно переоценивать свои силы и возможности. От медицинских вопросов («я сам знаю, какие таблетки мне пить») до финансовых («криптовалюта — это просто, сейчас все разбогатеют») — псевдоуверенность может привести к непоправимым рискам и ошибкам.

Как минимизировать влияние клипового мышления

На данный момент подтвержденных психологических и нейробиологических исследований о том, что клиповое мышление — это новый тип построения мыслительного процесса, нет. Существуют различные классификации типов мышления, но «клиповый» в современном обществе еще недостаточно устойчив, и научного объяснения ему пока не сформировано. Поэтому сделать однозначные выводы о влиянии на человека и его психологию довольно трудно. Тем не менее этот феномен стал обобщающей метафорой для всех последствий, к которым может привести влияние социальных сетей и средств массовых коммуникаций.

Эволюция медиа и технологий привела к тому, что клиповое мышление стало естественным следствием адаптации человека к новому информационному окружению. Оно стало неотъемлемой частью современного общества и индикатором того, как мы воспринимаем, обрабатываем и взаимодействуем с данными в условиях цифровой эпохи. Стоит ли препятствовать процессу распространения такого мышления — личный вопрос каждого. Предлагаем полезное руководство по тому, как предупредить возможные негативные последствия от поверхностного потребления информации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Старайтесь мыслить критически и больше погружаться в контекст происходящего, осознанно проводить анализ полученной информации.
  • Контролируйте многозадачность, не позволяйте этому процессу овладеть вами — по возможности концентрируйтесь на одном, более важном деле.
  • Устраивайте цифровой детокс, проводите больше времени за созерцанием осязаемых вещей в реальном мире и не пренебрегайте личными встречами с людьми.
  • Координируйте поток информации, который ежедневно поступает на цифровые носители, отсеивайте бесполезные сведения и доверяйте только проверенным источникам.
  • Уделяйте время чтению книг, они способствуют развитию подвижного интеллекта и творческого мышления.
  • Старайтесь фиксировать свои мысли и наблюдения от руки, записывайте краткий анализ своих впечатлений, формулируйте рассуждения на ту или иную тему — спустя годы будет приятно это перечитать и вспомнить.

* Сейчас X.

** Facebook, Instagram — проекты Meta Platforms Inc., деятельность которой в России признана экстремистской и запрещена.