Марина Регинис, бренд-директор
Чему нас научили мамы: истории от команды «Правил жизни»

Моя мама — миниатюрная дама с большими голубыми глазами, со стороны очень милая и скромная, но за этим скрывается сильный характер. Однажды она мне преподала урок, который стал для меня крайне важным.
В пятом классе две одноклассницы решили мне сделать гадость и налили воды в сменку. Обнаружив это, я никому об этом не сказала и с девочками не разобралась. Пришла домой и рассказала ситуацию маме в надежде, что она меня пожалеет и скажет: «Ой, какие все плохие, не расстраивайся». Но реакция оказалась совсем иная.
Вы бы слышали, как она меня ругала. А знаете за что? За то, что я за себя не заступилась и позволила этому сойти с рук. «Если они сделали это раз и ты промолчала, то они обязательно это сделают снова. Ты обязана за себя заступиться и сделать все, чтобы больше было неповадно!»
На следующий день, как мама и сказала, девочки снова налили воду в сменку, только в этот раз об этом инциденте узнали все одноклассники, учителя и директор школы, у кабинета которого я стояла с этими мокрыми кроссовками. Девочки были вызваны на воспитательные беседы, извинения были принесены, с тех пор сменка была всегда сухая, а я этот урок запомнила на всю жизнь.
Григорий Туманов, директор по контенту

Мне кажется, что главное, чему меня научила мама, — это непосредственности и легкости. Художница по образованию, любительница игристого и шампаня, а также сторонница игнорирования общественного мнения, она всегда убеждена, что жизнь нам дана в удовольствие. Поэтому когда я приходил к ней с первыми юношескими опытами непростых отношений или уже в более зрелом возрасте рассказывал о том же, она неизменно отвечала, что драма в паре — это, конечно, мило, но вообще любовь нам дана для счастья. Еще именно она всегда поощряла меня к экспериментам со стилем и внешностью: с ней я покрасил голову в красный, с ней же проколол бровь, ей показал свою первую татуировку и с ней выбирал совершенно упоротый полосатый костюм на выпускной. Если суммировать главный урок, который давала мне мама в течение жизни, то, наверное, она всегда учила меня любить — жизнь, невзгоды, радости, кофе, партнеров, ссоры, примирения, себя в зеркале, отвращение к себе в зеркале по утрам после тусовок, собак, кошек и даже дождь. Ну и тому, что вне зависимости от того, в каком ты финансовом состоянии, ты всегда можешь и должен уметь принять дома гостей и выпустить их довольными и сытыми.
Александра Оганова, младший продюсер отдела спецпроектов

Только проснулась, а уже допиваешь не успевший остыть горячий кофе, в дороге отвечаешь на рабочие письма, почему-то злишься на дождь. Рутина путает человека, ты растворяешься в своих делах, забывая смотреть на мир. Помню, как несколько лет назад мама отвозила меня на важный экзамен. Перед глазами — бегущей строкой строчки из стихотворений, романов. Экзамен был по литературе, как вы поняли. Мама ее исключительным тембром (как жаль, что вы не знакомы) сказала: «Саша, посмотри на небо». Я посмотрела и успокоилась мгновенно.
Мама учит видеть мир. Забытые, но самые важные образы: небо, деревья, характерную погоду, местную белку. Несмотря на плохое настроение, загруженность на работе, она никогда не забудет посмотреть на небо так, будто видит его впервые. Я поражаюсь и учусь ее таланту жизни каждый день. Она напоминает мне, что мир не может забываться человеком. Поэтому пока я бегу на работу под зонтиком и злюсь на ветер, представляю, что мама поступила бы напротив. Обычно она всегда улыбается и продолжает любить жить. Именно этому искусству я учусь у самого важного Человека каждый день.
Антон Ширяев, шеф-редактор журнала

Моя мама родилась и провела все детство в чаще леса — в лесничестве, которое теперь стало Национальным парком «Лосиный остров». Каждый день ей приходилось несколько километров идти в школу по узкой тропинке, которую периодически блокировали... да, вы угадали, лоси! Большой город, расположенный у самого края леса, одновременно так далеко и так близко, всегда манил ритмом жизни, возможностями и богатством выбора.
Поэтому мне мама старалась дать все то, чего была лишена в своем детстве. В Третьяковскую галерею меня привели в семь лет, в Большой театр на балет — в десять, а яркие иллюстрированные книги по истории, культуре, астрономии мне покупали, сметая целые полки в книжном. Именно мама привила мне любопытство и любознательность, которые в итоге и определили мою профессию и жизнь: исторический факультет, аспирантура, карьера в журналистике. Постоянное желание увеличивать свою базу знаний, читать, смотреть, слушать — все это от нее.
Важный навык, который я перенял у мамы, — это умение замедляться. В начале 1990-х мама перенесла рак, долгое лечение, ремиссию, возвращение болезни, новое лечение, оставившее ее с больным сердцем на всю оставшуюся жизнь. Замедляться ей приходилось поневоле, экономно расходуя свои силы. Зато она научила меня получать удовольствие от неспешных прогулок, долгих посиделок за чаем и простого созерцания мира вокруг. Однажды мы с ней целый час шли вверх по виа Витторио Венето в Риме, длина которой всего 600 метров. Останавливались поглазеть на витрины, полистать журнальчик в газетном киоске или просто понаблюдать за эпизодами городской жизни.
Мама ушла, когда мне было 24 года. Рак вернулся и все-таки победил. Но эти 24 года вместе — самый большой подарок, который она мне сделала. А главный урок: если вы сегодня еще не звонили маме, позвоните. Пока у вас есть такая возможность.
Дарья Фоменко, руководитель направления «Красота»

Мама научила меня двум любимым и главным правилам жизни. Во-первых, с детства я всегда могла делать что хочу. Кто-то посчитает это вседозволенностью и невоспитанностью, но, кажется, это то, что нужно уметь даже некоторым взрослым. Мне не приходилось ходить на занятия, если мне там не нравилось, доедать то, что не хочется, и следовать правилам, потому что так просто надо. Мама всегда прислушивалась ко мне и учитывала мои желания. И теперь, будучи взрослой, я очень это ценю, поэтому так же, как и в детстве, отстаиваю свою позицию, ухожу, если мне некомфортно, и всегда выбираю то, что искренне хочу. А второе правило еще проще. Мама привила мне любовь к путешествиям и наглядно объяснила, что их никогда не стоит откладывать до лучших времен. Если все объединить, то, получается, мама дала мне любовь к свободе (во всех смыслах) и научила за нее бороться.
Яна Семенова, старший менеджер по рекламе

Меня мама научила видеть прекрасное, никогда не сдаваться и защищать себя. А еще хранить смешные моменты даже самой бытовой жизни, превращая их в значимые истории.
И всегда поддерживала мои шалости — тем самым научила оставаться ребенком. Это у нее от дедушки.
Светлана Мудрик, редактор отдела спецпроектов

Мне всегда хотелось быть такой же, как моя мама, — и, надо сказать, я пытаюсь до сих пор. С чем-то по пути пришлось смириться: я никогда не научусь печь такой же штоллен к Рождеству и уж точно не разберусь в физиологии даже на самом примитивном уровне. Но мама научила меня самому главному.
Например, не быть равнодушной. Она — врач по профессии и призванию — ко всем чутка, нежна и никого никогда не обошла вниманием. И хоть мой характер можно назвать ангельским, лишь обладая изрядной долей воображения, мне очень нравится помогать людям — в конце концов, это делает мир чуточку лучше.
Мама всегда самозабвенно отдается своему делу, чем бы она ни занималась. Глядя на нее, бросить что-то на полпути всегда ужасно стыдно — и как-то постепенно из человека несистемного я превратилась в ту, кому вполне можно довериться и не переживать за результат.
Благодаря маме я когда-то начала смотреть футбол. Даже не просто смотреть — понимать логику игры, убедительно доказывать, почему здесь должен быть пенальти и судья в очередной раз неправ, знать имена и биографии всех футболистов и их родственников до седьмого колена, болеть страстно, до полной потери голоса.
Мама всегда верила в меня — и поддерживала любой мой выбор, даже если не была с ним согласна. А потому и я в себя верила, всегда шла по жизни легко и занималась чем хотела. Танцы? Пожалуйста. Теннис? Конечно. «Журналистика? А точно не хочешь в мед? Ну хорошо, доча, только будь счастлива. Мам, я знаю, ты это прочитаешь. Я счастлива. Правда.
И мне, конечно, тоже хотелось бы научить маму чему-то. Не забывать заботиться и о себе. Не переживать настолько сильно, когда твоя команда летит с разгромным счетом. Носить шапку, хотя этого и я не умею. Зато у нас есть отличный повод всему этому научиться. Вместе.
