Не все мужчины — негодяи: разбор третьего сезона «Рассказа служанки» (без спойлеров)

6 июня 2019 года начал выходить третий сезон мрачной антиутопии о тяжелой женской доле «Рассказ служанки», в котором меньше жестокости и больше психологической драмы. Рассказываем, каким получился третий сезон, тщательно избегая спойлеров.

«Рассказ служанки» был поставлен по одноименному роману канадской писательницы Маргарет Этвуд, написанному в 1985 году. В центре сюжета была тоталитарная катастрофа, произошедшая на территории Америки, где в результате военного переворота установился дикий патриархальный режим под названием Республика Галаад. Перевороту предшествовала эпидемия, из-за которой большинство женщин стали бесплодными, она же и послужила его причиной, когда фанатики провозгласили произошедшее карой Господней. Женщин, которые сохранили способность к деторождению, распределили по семьям высокопоставленных — и женатых! — мужчин в качестве абсолютно бесправных суррогатных матерей, в число которых попала и героиня Элизабет Мосс по имени Джун. Впрочем, имени ее тоже лишили — отныне она зовется Фредова, потому что принадлежит командору Фреду Уотерфорду (Джозеф Файнс).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сюжетных линий романа хватило на сезон. А дальше сериал выбился за рамки придуманной Этвуд истории — и затормозил в развитии: вместо того, чтобы двигать действие вперед, сценаристы предпочли кошмарить завороженного жестокостью тоталитаризма зрителя всеми оттенками БДСМ-эксплотейшена. 78-летняя феминистка Маргарет Этвуд при этом числится продюсером сериала и, если верить титрам, тоже участвует в написании сценария. Тем не менее второй сезон производил впечатление повторяющегося кошмара, липкой безысходности, из которой Джун, как и всем женщинам Галаада, кажется, не суждено выбраться никогда. Попросту говоря, второй сезон оказался затянутым, потерял оригинальность и драйв и, по сути дела, представлял собой механическую перезагрузку первого. Так и не отважившись придумать какой-нибудь радикальный сюжетный твист, создатели сериала пустились в бесконечный бег на месте и под видом прогрессивной феминистской повестки начали попросту смаковать тоталитарный ужас: фертильных женщин здесь ритуально насилуют, непригодных к зачатию отправляют на урановые рудники, у новоиспеченных матерей отбирают младенцев, а непокорным выкалывают глаза. Но мрачнейшего антуража и благородного негодования в адрес этих мерзавцев-мужчин оказалось попросту недостаточно, чтобы оживить буксующий сюжет. Лишь к финалу второго сезона, будто опомнившись, действие пускается с места в карьер и история получает хоть какое-то развитие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В финале второго сезона Джун делает очевидный выбор. После рождения дочери от водителя командора Ника (Макс Мингелла), которая формально считается ребенком командора, при пособничестве жены командора Серены (Ивонн Страховски) она крадет ребенка. Препоручив судьбу своей новорожденной крошки почти раздавленной, морально опустошенной подруге Эмили, которая должна добежать с ней до канадской границы, сама Джун остается в Галааде ради старшей дочери, которую не теряет надежды забрать у приемной семьи. В начале нового сезона нас ожидает волнующий экшен — сцена побега Эмили с ребенком, которую преследует вся королевская конница и вся королевская рать преступного Галаада.

В предпоследней серии второго сезона в сериале появился новый персонаж, не похожий на остальных мужчин, которых сценаристы предпочитают изображать одномерными, лишенными всякой сложности негодяями. Это командор Лоуренс (Брэдли Уитфорд) — на настоящий момент единственный, кто выбивается из серого ряда статистов, сплотившихся вокруг неистовой Джун. Сама Джун — это, конечно, отдельный разговор: Элизабет Мосс, кажется, медленно, но верно превращается в новую Мэрил Стрип — заслуженную голливудскую артистку, про которую известно, что она способна сыграть любую роль, включая раввина с бородой. Другое дело, что в сериале Элизабет Мосс практически не дают играть нежность, делая из ее героини этакую разъяренную валькирию, пышущую гневом воительницу против подлого мужского племени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но вернемся к Лоуренсу. Это могущественный человек, по всем приметам этакий серый кардинал Галаада, кабинетный мыслитель, когда-то придумавший «идеальное» устройство тоталитарного государства, и убежденный фанатик, уверенный в том, что некая высшая цель оправдывает любую жестокость. До его появления мужчин в сериале изображали, чего уж там, законченными ублюдками, даже если вынести за скобки рохлю Люка, мужа Джун из прошлой жизни, и нынешнего отца ее ребенка шофера Ника, который вроде и неплохой парень, но, как водится, какой-то мутный. Лоуренс совершенно не такой — это мужчина в кризисе, что уже интересно. И, по-видимому, он начинает прозревать, что ошибался, создавая тоталитарный порядок, закономерно обернувшийся кошмаром. Уже в финале второго сезона он спас Эмили, а в начале третьего Джун переберется служанкой в его дом. И вот тут нас, по-видимому, и ожидает самое интересное — эти двое начнут спорить на равных обо всем, что составляет изнанку бытия кошмарного Галаада. При этом не стоит забывать, что, хотя Лоуренс и лоялен, это превосходство силы — в его руках все еще сосредоточена абсолютная власть над такими, как Джун, но она все еще интересна ему как достойный оппонент в споре. В третьем сезоне нас ждет великолепная сцена, когда он заставит Джун ночью копать могилу в саду — во избежание спойлеров не скажем чью — в качестве наказания за дерзость и самодостаточность. Конечно, в пылу полемики командор не преминет сравнить Джун со своей женой — загадочной миссис Лоуренс, судьба которой, на манер истории жены мистера Рочестера из классического английского романа, пока представляет собой кромешную тайну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И если в новом сезоне мужчины и женщины должны сцепиться не на жизнь, а на смерть, то сами женщины в сериале, безусловно, должны сплотиться. Уже в финале второго сезона Серена Уотерфорд, ставшая для младенца Джун кем-то вроде приемной матери, проникается эмпатией к служанке и отныне разделяет ее материнские чувства. Впрочем, собственных страстей в душе этой женщины тоже бушует предостаточно — в ней зреет протест против мужа, который принес в ее жизнь сплошное разочарование, и в третьем сезоне мы будем наблюдать ее душевные метания в развитии.

По первым трем эпизодам, которые предоставили для просмотра российским критикам (американским дали шесть), трудно судить, вырулит ли третий сезон на новый уровень, хотя заметно, что прежняя сомнительная эксплотейшен-стилистика сериала сменяется психологической драмой. Зато мы точно знаем, что всего через несколько месяцев, уже в сентябре, будет опубликована новая книга Маргарет Этвуд «Заветы» — продолжение романа «Рассказ служанки», которого никогда не случилось бы, если бы не сериал.

В России сериал можно посмотреть с 6 июня в онлайн-кинотеатре Videomore.