Настоящий детектив: второй сезон «Охотника за разумом» получился гораздо увлекательнее первого

Во втором сезоне «Охотника за разумом» агенты ФБР все так же пытаются ответить на вопрос, откуда берется зло, но наконец выходят на охоту — чтобы расследовать убийства темнокожих детей в Атланте. Сериал снят в лучших традициях «Зодиака» и точно понравится тем, кто ценит крепкую детективную линию.
Настоящий детектив: второй сезон «Охотника за разумом» получился гораздо увлекательнее первого
Netflix

В конце первого сезона мы оставили спецагента из «поведенческого отдела» ФБР Холдена Форда (Джонатан Грофф) в смятении, опасности и на больничной койке. Кошмарное происшествие спровоцировало у него паническую атаку: серийный убийца Эд Кемпер, двухметровый громила с руками размером с бейсбольную перчатку, во время интервью, которое Холден проводил без напарника, подошел слишком близко и обнял его. Бездна, в которую спецагент вглядывался на протяжении первого сезона, исследуя психологию серийных убийц, впервые пристально посмотрела на него в ответ. Спокойному, невозмутимому и лишенному воображения агенту Тенчу (Холт Маккэллани) стоило один раз оставить Холдена без присмотра — и вот результат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В качестве основы для сценария создатель сериала, английский драматург Джо Пенхалл использовал мемуары Джона Дугласа, спецагента ФБР с 25-летним стажем. Именно Дугласу в 1970-е годы пришло в голову систематизировать данные о самых опасных содержащихся под стражей убийцах и описать особенности их поведения, чтобы на их основе составлять «психологические портреты» преступников в будущих расследованиях. С этой целью они с напарником методично объезжали тюрьмы по всей Америке и записывали интервью с самыми отъявленными монстрами. Благодаря их исследованиям в криминалистике был введен в обиход термин «серийный убийца».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выдуманный спецагент Форд с именем как у трепетного подростка из романа «Над пропастью во ржи» совсем не похож на настоящего Дугласа. Тот был не впечатлительным юношей «с озарениями», а человеком средних лет, примерным семьянином и куда более прозаическим служакой, и в его биографии никаких панических атак не было. Зато его одиссею по тюрьмам Америки в 1970-е годы с целью изучить закономерности в поведении серийных убийц сериал воспроизводит старательно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые три эпизода второго сезона Финчер поставил собственноручно и еще два доверил Эндрю Доминику — автору атмосферного тягучего неовестерна «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». Финчер и Доминик снова входят в ту же реку — окунают зрителя в полицейскую рутину, погружают в череду блеклых, будто выцветших, старых снимков. Протекающая в подвале штаб-квартиры ФБР в Куантико жизнь «отдела поведенческих расследований» будто бы налаживается — к команде Форда приставляют нового шефа (Майкл Серверис), и тот обещает исследователям кошмаров человеческого подсознания всяческое содействие и достойную материальную базу. Благодаря новому честолюбивому шефу и его связям на самом верху во втором сезоне Холден Форд и его напарник Тенч доберутся до настоящих знаменитостей, к которым у них не было доступа раньше: Дэвида Берковица, по прозвищу Сын Сэма (на его совести шестеро убитых из револьвера людей, которых он никогда раньше не видел), и человека, считавшегося воплощением зла на земле — Чарли Мэнсона. В этой роли появляется Деймон Хэрриман, великолепный характерный актер родом из Австралии, еще раз сыгравший Мэнсона в фильме Тарантино сразу после того, как снялся в этой роли у Финчера. Только у Финчера это немного другой Мэнсон — не 35-летний преступник, гипнотизирующий неокрепшие умы юных хиппи в Калифорнии, а 45-летний хитрый зэк тюрьмы Сан-Квентин, о котором гигант Кемпер, сидящий в той же тюрьме, отзывается презрительно: «Имейте в виду, он коротышка. И постарайтесь на него не пялиться».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всю первую половину сезона в кадре вроде бы не происходит ничего необычного: мужчины в темных пиджаках ходят из угла в угол, шелестит пленка магнитофона, отдел собирается на планерку. Но из этих неторопливых рутинных занятий, бурой цветовой гаммы, диалогов, где слова вроде «сексуальная перверсия», «БДСМ», «детская травма» превращаются лишь в череду статистических данных, рождается какой-то непреходящий кошмар. В каждом новом персонаже, который просто появляется в кадре, теперь отчего-то чудится серийный маньяк. Потому что первый сезон приучил зрителя к мысли о банальности зла: на одно священное чудовище Мэнсона приходится десять заурядных — невидимых, неразличимых чудищ, которых не отличить от соседа по лестничной клетке.

Вот перед Фордом и Тенчем кривляется Берковиц, насмехаясь над психологами, которых ловко провел своими бреднями. Вот что-то бубнит серийный киллер Уильям «Джуниор» Пирс — и агенты изумленно переглядываются: да он же тупой, как пробка! А зло не обязательно должно обладать умом, изворотливостью и харизмой. Напротив, его носитель может быть ничем не примечательным офисным очкариком — как «убийца BTK» (от слов «bind, torture, kill»), мелькавший между эпизодами весь первый сезон и вернувшийся во втором. Попробуй объединить своей статистикой умственно отсталого Пирса и Кемпера с коэффициентом интеллекта 145 баллов, покопайся в их мозгах — только смотри не утони там. Агенты собирают статистику, а сериал задается вопросом: откуда берется зло? Из детских травм, скудного интеллекта или, наоборот, блестящего? Что заставляет преступника перейти грань? Второй сезон взрывается с середины с появлением Мэнсона, этого чокнутого гуру, который никого не убил собственными руками: «Вам не нужно спрашивать об этом у меня! Поговорите лучше с собой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И тогда начинается то, чего мы так долго ждали, — детективная интрига: статистика, данные, собранные по тюрьмам у преступников с покореженным сознанием, начинают работать. Команду Форда привлекают к расследованию дела о серийных убийствах чернокожих подростков в Атланте: кабинетные копы выходят на работу на чужую заповедную территорию, где закипает расовый конфликт. В южном штате Джорджия, в Атланте, где недавно избран первый мэр-афроамериканец, местные жители обвиняют полицию и власти в бездействии, пока неведомый киллер убивает их детей. В 1981 году президентом становится Рональд Рейган. Именно он направляет спецотдел ФБР помочь Атланте — первые сто дней его президентства не должны быть омрачены убийствами детей. От «ловца во ржи» Форда ждут результатов — все его «озарения», его интуиция должны помочь поймать маньяка.

Когда действие перемещается в Атланту, Дэвид Финчер и Эндрю Доминик сдвигаются, и у станка оказывается Карл Франклин, в начале режиссерской карьеры прошедший выучку у Роджера Кормана и набивший руку на дешевых «фильмах категории Б», прежде чем снять один из самых любопытных нуаров 1990-х «Дьявол в голубом платье» с героями-афроамериканцами. В фильмах Франклина до того, как он подался на телевидение, так или иначе постоянно присутствовала тема межрасовых конфликтов, и последние четыре серии, самые напряженные в сезоне, — его. Благодаря этим сериям и появлению настоящей детективной интриги второй сезон смотрится куда выигрышнее первого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и в случае с делом «Мемфисской тройки», которое легло в основу третьего сезона «Настоящего детектива», дело убийцы из Атланты до сих пор вызывает массу вопросов. В реальности и в том и в другом случае — в Мемфисе и в Атланте — спецагент ФБР Джон Дуглас выступал в качестве консультанта. Существует, по меньшей мере, пять разных версий того, кто на самом деле задушил три десятка подростков в Атланте в период с 1979 по 1981 год. Так вот, сериал учитывает все эти версии. Вклад ФБР в расследование был решающим благодаря уникальным методам Дугласа, но в действительности убийства продолжились и после того, как предполагаемый преступник был посажен за решетку. В марте 2019 года власти Атланты заявили о повторном исследовании улик, связанных с преступлениями почти сорокалетней давности.

Во втором сезоне Финчеру и соавторам удалось превзойти даже исключительно удачный первый: напугать и заворожить, зарифмовать расследование и метафизику — как два параллельных путешествия в сердце тьмы. А еще показать законченную детективную интригу и поставить в конце жирный знак вопроса — фанатам «Зодиака» этот сезон точно понравится.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: