Татьяна Лиознова родилась 20 июля 1924 года в Москве. После окончания школы она поступила в Московский авиационный институт, но, проучившись один семестр, бросила вуз, чтобы заниматься творчеством. В 1943 году Лиознова поступила во ВГИК, где на одном курсе с ней обучались знаменитый режиссер Сергей Бондарчук и актриса Клара Лучко (это была первая объединенная актерско-режиссерская творческая мастерская).

Путь к кино был непростым: во ВГИКе после испытательного курса ее хотели отчислить из-за недостатка жизненного опыта, а после окончания института ее уволили из Киностудии имени М. Горького, куда режиссер попала по распределению, поскольку наступил период малокартинья. Несколько лет Лиознова вместе с матерью кроила и шила одежду.

Впоследствии Лиознова около года проработала в Театре имени Вахтангова, а затем была восстановлена в Киностудии имени М. Горького, где к 1957 году уже заняла должность режиссера-постановщика. Свой первый фильм она сняла в 1958 году — «Память сердца» по сценарию Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, сыгравшей в этой картине одну из главных ролей.

Выдающиеся картины Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973) и «Три тополя на Плющихе» (1967) навсегда вошли в историю мирового кинематографа и стали частью культурного кода миллионов россиян.

Вообще doodle как направление — это машинальное рисование, картинки на полях в блокнотах, бессмысленные зарисовки. Все это не очень близко моей иллюстративной практике, я делаю лаконичную графику, основанную на метафоре. Но дудл в поисковой строке Google — это совсем другое, он призван просвещать.

Приглашение от Google я получила по почте. Видимо, арт-директору понравился мой профиль на Behance. Как-то раз я изображала пять американских президентов, нарисованных на торте. Иллюстрация нужна была для статьи о благотворительности, которой занимаются бывшие президенты, и торт был метафорой их деятельности. Мне кажется, именно эта картинка с президентами и привлекла арт-директора Google в моем профиле. Собственно, эту картинку мне выслали как референс из моих же работ.

На мой иллюстраторский почерк оказала влияние эстетика советского плаката. Думаю, интерес к этой эстетике идёт из детства — моя мама была художником-оформителем, я приходила к ней на работу и воспринимала эти визуальные образы.

В работе над дудлом, посвященным Татьяне Лиозновой, я решила сделать акцент как раз на плакатах и показала личность режиссера через них. Конечно, я посмотрела все документалки про Лиознову, прочитала биографии… Мне кажется, что хороший иллюстратор должен внимательно изучить историю того, о чем он рисует картинку, чтобы через нее передать почерпнутые знания зрителю.

Я обращала внимание на рассказы современников о режиссере — ее называли перфекционисткой, авторитарной натурой. Поэтому в моей картинке она стоит у кинокамеры: тут видно, что она у руля, а вокруг нее уже крутятся знакомые образы — фигура Штирлица и Нина Соломатина из «Карнавала» на роликах. Я надеюсь, что картинка вызовет у зрителя желание нажать на нее и прочитать больше о том, какую удивительную жизнь прожила Татьяна Лиознова. В какое сложное время она пришла в индустрию, как ее отчислили из института, как не было работы, как она ухаживала за матерью и как в итоге она все равно добилась успеха — создала любимые всеми вот уже десятилетиями фильмы.

Я думаю, что вообще у дудл-проекта Google есть фокус на женщинах-героях. Это очень здорово. Пусть все те, кто смотрел эти фильмы раньше и не знал, что за ними стояла режиссер Лиознова, наконец узнают об этом. Пусть будут развенчаны стереотипы о том, что такое мужские фильмы и что такое женские, и наши современницы будут двигаться к новым свершениям, как бы высокопарно это ни звучало.

*картинки, анимации и игры на основе логотипа Google, которые появляются на главной странице поисковой системы в честь различных событий, праздников и юбилеев.