Что там после смерти: как сериал «ОА» ищет ответы на главные вопросы мироздания

Сериал «ОА» замахнулся на необъятную тему загробной жизни — и смог с ней справиться. И дело даже не в том, что создатели смогли дать четкий ответ на вопрос, куда мы попадаем после смерти, а в том, что они взглянули на эту проблематику гораздо шире. Они осмыслили всё сверхъестественное и попытались рассказать зрителям, что объяснения этому нет, но его поиск сам по себе может многое нам дать. По просьбе Правила жизни Валерия Давыдова погрузилась в искусно созданную вселенную сериала и постаралась разобраться с его главными тезисами.

Предупреждаем: в тексте есть спойлеры!
Что там после смерти: как сериал «ОА» ищет ответы на главные вопросы мироздания

Первый сезон «ОА» вышел на платформе Netflix в декабре 2016 года. Сразу же после премьеры сериал обрел армию поклонников, став одним из самых обсуждаемых и странных проектов сервиса. Сочетая в себе эзотерику, научную фантастику, фольклор и разбросанные по сюжету подсказки, «ОА» заинтересовал и зрителей, и критиков настолько, что в 2019 году — после окончания второго сезона — фанаты устраивали у офиса Netflix забастовки и собирали подписи к петиции за съемки продолжения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот проект создан актрисой и продюсером Брит Марлинг и режиссером Залом Батманглиджем и стал пиком осмысления всех волнующих Марлинг тем. В фильмах, которые она до этого продюсировала, к которым писала сценарии, участвовала в их разработке и играла главные роли, Марлинг уже исследовала тему параллельной реальности («Другая Земля»), путешествия во времени («Звук моего голоса»), переселения душ («Я — начало»). В «ОА» она и Батманглидж охватили весь спектр теорий и вопросов относительно всех этих тем и дополнили главной — тайной жизни после смерти.

Первый сезон «OA» (аббревиатура расшифровывается как Original Angel) рассказывает о девушке по имени Прейри (Брит Марлинг), которая пропадает без вести на семь лет, а затем внезапно возвращается домой. Зритель узнает, что до исчезновения она была слепой, а родители ее удочерили — до удочерения ее звали Нина Азарова. Нина — дочь погибшего русского олигарха: какое-то время после того, как его убили, за девочкой присматривали в борделе, откуда ее и забрали приемные родители, давшие ей имя Прейри. Зрение Нина потеряла в детстве, когда попала в аварию и пережила околосмертный опыт, то есть попросту была на волоске от смерти. Итак, Прейри возвращается домой и находит верных друзей — подростков Стива, Френча, Бака и их учительницу ББА. Им героиня рассказывает, что все эти семь лет ее и еще четверых людей держал в заложниках безумный профессор по имени Хэп. Он изучает околосмертный опыт, день за днем погружая испытуемых на несколько секунд в искусственную кому. Побывав «на той стороне», Прейри обрела имя ОА и узнала о ритуальном танце, который позволяет путешествовать между измерениями — теми пространствами, куда попадал каждый из заключенных Хэпа во время экспериментов.

После окончания первого сезона сериала зрители были в замешательстве — но это именно то удивление, которое испытываешь после «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. У публики осталось множество вопросов: действительно ли всё, что произошло с Прейри, было на самом деле? Что означает ритуальный танец? Связаны ли видения околосмертного опыта героев с другими измерениями? Что произошло с Прейри в финале — она погибла? Последний вопрос стоял особенно остро, учитывая, что в конце финальной серии дебютного сезона Прейри увозит скорая, за машиной бежит ее друг Стив и кричит: «ОА, забери меня с собой!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фанаты надеялись, что во втором сезоне найдутся ответы и объяснения, но этого не произошло: авторы лишь породили новые мистификации, трактовки и теории. В действительности же второй сезон расширил вселенную первого — оказалось, что мы видели только верхушку айсберга (что роднит логику сериала с другим мистическим проектом — «Очень странными делами»). Во втором сезоне вместо попыток профессора Хэпа исследовать загробную жизнь в самодельном бункере мы уже имеем дело с огромной корпорацией, которая освоила подход к изучению параллельных измерений с разных сторон. Более того, оказывается, что каждый сезон соответствует одному измерению: первый — первому, а второй — второму. Прейри из первого сезона / измерения «прыгнула» в измерение, где она — снова Нина Азарова, богатая девушка из Сан-Франциско, чей отец — русский олигарх не погиб так рано. Это альтернативная реальность, в которой Прейри не слепнет и не остается сиротой, — и это не гипотетическая реальность, а новый, другой, полнокровный мир, который существует параллельно с миром первого сезона.

Во втором сезоне / измерении местом притяжения становится уже не бункер, а странный мистический дом, который после землетрясения в Сан-Франциско 1910 года построила супружеская пара. Автором проекта и первым хозяином был инженер, хотя его жена-медиум была против строительства, поскольку дом стоял на священном месте для племени олони. Инженер отмахнулся от супруги, правда, предложил напичкать здание загадками и головоломками таким образом, что попавший в него человек должен решать их, перемещаясь между комнатами. Те, кто разгадает загадки дома, откроет для себя тайну, которую скрывает окно на чердаке (за ним кроется другое измерение — или даже множество измерений). Те же, кто не сможет решить загадки, останутся в доме, и их ждет беда. В итоге инженер сам не смог решить свои же загадки, впал в кому и так из нее и не вышел. А его жена предсказала, что однажды придет некто, кто справится с задачей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В сериале домом владела Нина Азарова и ее жених Пьер Рёскин — когда они решили сделать ремонт, выяснилось, что все рабочие сходят с ума. За помощью пара обратилась к доктору Перси, то есть профессору Хэпу из первого сезона / измерения, и тот придумал игру CUMI’ Symphony, которая бы заманивала смышленых подростков в этот дом, чтобы решить головоломку. Каждый из подростков, которых игра привела в дом, пропадал, кончал с собой или сходил с ума. Девушка Мишель (она же парень по имени Бак в первом измерении) впала в кому уже у чердачного окна. Но следователь Карим дошел до окна и смог увидеть другое измерение. Ответ на вопрос, почему так произошло, кроется в самом предсказании жены инженера: загадку решит только достойный, то есть тот, кто не боится исследовать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5 августа 2019 года стало известно, что Netflix не продлит сериал на третий сезон и ответы преданный зритель уже не получит. Однако пространство сериала и созданного им мира помогает нам найти их самостоятельно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вопрос 1. Кто такая ОА?

Имя ОА расшифровывается в первом сезоне как «первородный ангел», однако есть и другая трактовка. Когда Прейри в очередной раз была погружена профессором Хэпом в искусственную кому, она встретила Кхатун — духовную наставницу, о которой мало что говорится в самом сериале, кроме того, что она управляет измерениями (привет Пифии из «Матрицы»). Прейри описывала состояние, которое испытала при этой встрече, как ощущение, как будто что-то уносит тебя очень далеко — away, если ближе к оригиналу. Во втором сезоне выясняется, что Нина Азарова — медиум, которая умеет общаться с природой. ОА в теле Нины приходит на представление, где огромный осьминог по имени Old Night говорит ей, что она не знает себя и забыла свою истинную суть. Он решает отправить ее в тот момент, где она может увидеть свое настоящее лицо. Затем он убивает ее на тридцать семь секунд, и ОА оказывается в третьем измерении — где исполняющая ее роль актриса Брит Марлинг, но уже с короткой стрижкой, летит в самолете. Значит, ОА — это не Прейри, не Нина Азарова, не другая «она» из бесконечного множества измерений, а нечто первородное, что может путешествовать между измерениями. Это не человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вопрос 2. Что за танец помогает путешествовать между измерениями?

Пять движений, которые герои получали из своего околосмертного опыта, сложились в ритуальный танец, который помог главной героине Прейри, профессору Хэпу и другу Прейри Стиву прыгнуть в другое измерение. Этот танец позволяет путешествовать между измерениями по своей воле в любой момент. Чтобы все получилось, его должны исполнять пятеро — это объясняет количество заключенных безумного профессора Хэпа и друзей Прейри в первом сезоне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вопрос 3. Что на самом деле произошло в первом сезоне?

Существует несколько версий истории Прейри. Первая: девушка сошла с ума от семилетнего заточения и просто придумала эту историю. Вторая: все действительно произошло так, как описала Прейри своим друзьям, и она действительно прыгнула после ранения в другое измерение, что подтверждает следующую теорию. Она заключается в том, что смерть — это всего лишь прыжок в межвременном пространстве, а каждый наш поступок создает бесконечное множество вариантов реальности, в каждом из которых мы — по-прежнему мы, но наша судьба скорректирована нашим выбором. И четвертая теория: все, что произошло с Прейри и ее друзьями, — это часть огромного проекта неких важных людей или даже военных, которые хотят управлять перемещением между измерениями. Если задуматься: как Хэп в первом сезоне мог отстроить такой дорогостоящий бункер? Где он получил бы финансирование? Что это за корпорация во втором сезоне?

Вопрос 4. Третье измерение — это наша реальность?

Измерение, которое видит детектив Карим в окне чердака проклятого дома во втором сезоне и в которое попадают ОА и Хэп, тесно переплетается с действительным положением вещей в нашей с вами реальности — там Прейри / Нину называют Брит, как актрису Брит Марлинг, играющую ее, а профессора Хэпа зовут Джейсон Айзек — как актера, играющего его. Однако в остальном картинка не складывается. Третье измерение маскируется под бэкстейдж съемок сериала «OA», однако мы видим множество несостыковок: показанные нам съемки проходят в Лондоне, а на самом деле «ОА» снимали в Калифорнии и Нью-Йорке. Джейсон Айзек в реальности не женат на Брит Марлинг (и носит она вовсе не короткую стрижку). Создатели играют злую шутку с нашим сознанием — они ясно дают понять, что съемочная площадка сериала (поданная как наша реальность) — это просто очередное измерение, одно из бесконечного множества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вопрос 5. Чего хочет безумный ученый Хэп?

Во втором сезоне Хэп — уважаемый ученый, который стремится создать межпространственную карту, чтобы найти ответ на вопрос: можно ли выбрать измерение, в которое ты хочешь прыгнуть? Он встречает француженку Элоди, которая путешествует между измерениями по своей воле, — у нее всегда с собой набор мини-роботов, которые исполняют все пять движений ритуального танца. Кто такая эта Элоди — загадка. Есть теория, что это мать Нины, умершая при родах, но из другого измерения. Все это страшно занимает Хэпа. Кроме того, он исследует тех, кто побывал в таинственном доме и не пришел в сознание. У всех них из ушей вырастают цветы, причем у каждого человека разные, и разрастаются они причудливым образом (прямая отсылка к Борхесу, не так ли?). Профессор Хэп понимает, что эти цветы — ключ к управлению путешествиями между измерениями.

Вопрос 6. Прейри и Нина Азарова — это один и тот же человек?

И да и нет. Нина Азарова — это первичная идентичность Прейри. Однако с Ниной произошло два критических события. Во-первых, она попала в аварию, где и произошел ее первый околосмертный опыт, после которого она лишилась зрения. Во-вторых, позже ее отца убивают, и девочку отдают сначала на попечение в бордель, а потом удочеряют американцы. Эти события стали причиной сначала травмы, а потом и появления другой, новой жизни, в которой Нина становится Прейри и живет с приемными родителями. Затем ее похищает Хэп и так далее. Но есть и другая, параллельная реальность, где Нина не слепнет и где не погибает ее отец, — это второе измерение из второго сезона сериала. Выходит, что фактически Нина и Прейри были единым целым до аварии и до смерти отца Нины, но затем эти измерения разделились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вопрос 7. О чем на самом деле сериал?

Ключевая фраза, которую озвучила ОА, находясь во втором измерении в теле Нины, — «Логика переоценена». Пожалуй, это может объяснить весь сериал «ОА», но не в том смысле, что в сюжете нет логики. Ровно наоборот: мы переоцениваем логику, рассуждая, что мы знаем все, тогда как мы не знаем ничего. Нина говорит о том, что реальность гораздо более странная, чем мы можем себе представить, и иногда только эффект дежавю или сны помогают нам вспомнить, что мы не можем понимать и знать всего. Во вселенной сериала любое событие в одном измерении влияет на события в другом, и разделением, влияющим на ответвление измерений, может быть психологическая или физическая травма.

Не зря профессор Хэп во втором сезоне собирал у себя тех, кто не смог дойти до чердачного окна в доме: расцветающие ветви, которые росли из их ушей, — это буквально визуализация ответвлений реальности, которые меняются с каждым нашим поступком.