Юная Энола (звезда «Очень странных дел» Милли Бобби Браун) растет в уединенном поместье Холмсов под присмотром эксцентричной матери Юдории (Хелена Бонэм-Картер). Если прочитать имя девочки наоборот, получится alone, что в ее случае означает даже не «одинокая», а скорее «самостоятельная». Отца Энола не помнит, старшие братья Майкрофт и Шерлок давно перебрались в Лондон, и в отсутствие мужчин мать и дочь предоставлены сами себе. К своим 16 годам Энола прочитала все книги в домашней библиотеке и научилась от матери маскировке, стрельбе из лука, борьбе джиу-джитсу и основам естественных наук, включая химию. Юдория не держит слуг, за исключением кухарки, и все свое время уделяет воспитанию дочери. Но однажды эта идиллия заканчивается: Юдория бесследно исчезает.

Тут-то для Энолы и настает момент заново познакомиться с прибывшими из Лондона братьями. Педантичный Майкрофт (Сэм Клафлин) приходит в ужас от ее манер — смышленая девочка выросла настоящим сорванцом, понятия не имеет, как носить корсет, делать книксен и держать себя в приличном обществе. Шерлок (Генри Кавилл) относится к таким вещам куда снисходительнее. Но опекуном сестры является не он, а Майкрофт, так что вольной жизни Энолы приходит конец. Майкрофт хочет поместить ее в пансион благородных девиц под надзор миссис Харрисон (Фиона Шоу с поджатыми губами великолепно изображает здесь чопорную английскую леди старой закалки). Тогда предприимчивая и отважная Энола сбегает из дома, переодевшись в мужской костюм, и пускается на поиски матери.

Правопреемники Артура Конан-Дойла еще до выхода фильма подали в суд на его создателей за искажение образа великого сыщика. Ответчиком в данном случае является и придумавшая Энолу американская писательница Нэнси Спрингер, работающая в жанрах sci-fi и young adult. Ее детективный цикл «Загадки Энолы Холмс» выходит с 2006 года и насчитывает уже шесть романов, но наследники писателя озаботились нарушением авторских прав только в преддверии выхода фильма. «Феминистская версия» историй о Шерлоке Холмсе далеко не новость — достаточно вспомнить популярный сериал «Элементарно» (2012−2015), в котором доктор Ватсон превратился в женщину в исполнении Люси Лью. Предположение о том, что Ватсон на самом деле был женщиной по имени Ирэн, в свое время высказал еще автор романов про Ниро Вульфа, популярный американский детективщик Рекс Стаут. В своем шуточном эссе он утверждал, что гениальный сыщик и его компаньон похожи на семейную пару, давно живущую вместе, но Ирэн по каким-то причинам шифруется и берет мужской псевдоним — намеки на это в изобилии присутствуют в оригинальных текстах Конан-Дойла. Существует также забавная вольная экранизация холмсианы «Мой нежно любимый детектив» о приключениях подруг Шерли Холмс и Джейн Ватсон, придуманная сатириками Григорием Гориным и Аркадием Хайтом и выпущенная в СССР в 1986 году, — кстати, музыку для фильма написал Владимир Дашкевич, автор популярного саундтрека к сериалу о Холмсе с Василием Ливановым.

Мысль о том, что детективную интригу женщина может распутать (и особенно запутать!) не хуже мужчины, тоже не является революционной. Сам сэр Артур Конан-Дойл сделал хитроумную Ирэн Адлер тем единственным противником, которому оказалось по силам переиграть Холмса. Способность женщин к дедукции и сочинению запутанных детективных историй и вовсе не подлежала никакому сомнению для Дойла. В конце концов, он был современником Агаты Кристи — кстати, в 1926 году в компании другой именитой писательницы детективных романов Дороти Сэйерс он принимал участие в поисках Агаты после ее таинственного исчезновения.

Итак, юная Энола Холмс, поставившая себе целью узнать причину таинственного исчезновения матери, обладает недюжинным умом и цепкостью настоящего сыщика и даже превосходит в сообразительности знаменитого старшего брата. Поначалу Шерлок (кстати, никакого Ватсона при нем нет и в помине) пытается выступать по отношению к ней в роли наставника, поучая девушку: «Ищи то, что есть, а не то, что хочешь найти, — только тогда ты узнаешь правду». Это парафраз знаменитого принципа Холмса: «Отбросьте все невозможное, а то, что останется, и будет истиной, какой бы странной она вам ни казалась». Шерлок снисходительно относится к способностям Энолы, пока не понимает, что она девчонка не промах и запросто может обставить его самого на его же поле — ему вполне хватает ума осознать эту истину, какой бы странной поначалу она ни казалась. А вот Майкрофт Холмс является в версии Нэнси Спрингер настоящим мизогином — ему нестерпима сама мысль о том, что женщина может выйти из тени, презрев свое подчиненное положение, и «испортить репутацию семьи». О собственной матери Юдории, женщине незаурядной и волевой, он отзывается с позиций мужского превосходства: «Она должна была лишь правильно воспитать Энолу и достойно постареть, а вместо этого пустилась в приключения!»

Опасные приключения ждут и сбежавшую от мужского контроля Энолу. В поезде на пути в Лондон она буквально спасает от смерти богатого наследника знатной фамилии виконта Тьюксбери (Луис Партридж) — подобно ей, мальчишка сбежал из дома, и по его следу семья отправила частного сыщика. Одна детективная история тут же накладывается в жизни Энолы на другую: поняв, что ее попутчик в опасности, отважная девушка решает ему помочь, и поначалу ею движут исключительно врожденная доброта и благородство — романтическая линия разовьется из этой истории потом! Девушка довольно быстро понимает, что идеальная в представлении Майкрофта женская участь — поиски жениха, замужество и покорность — не для нее. В жизни она должна сначала отыскать собственную дорогу. И лишь поняв, чем хочет заниматься в жизни она сама, а не окружающее ее общество, она сможет отдать свое сердце тому, кто этого достоин. Все эти немыслимые для викторианского канона установки юная эмансипе четко проговаривает с экрана, обращаясь непосредственно к зрителю. Этот прием был использован в сериале «Дрянь», большинство серий которого снял режиссер «Энолы» Гарри Брэдбир.

Несмотря на очевидный идейный посыл, направленный против гендерных стереотипов, фильм совершенно не похож на феминистскую агитку. Это немного детская, страшно милая и мастерски снятая история, в которой находится место боевым искусствам, кринолинам, политическим интригам в палате лордов и легкому подтруниванию над чопорной «доброй старой Англией». Слегка подкачала тут лишь детективная составляющая. Интригующие загадки в фильме аж две — это исчезновение Юдории и таинственные враги юного виконта. Но разгадывает их Энола в версии заслуженного британского сценариста Джека Торна («Отбросы», «Бесстыдники», «Это Англия») без ожидаемого от холмсианы блеска, полагаясь в основном на интуицию, а не на дедукцию — может, стоило пригласить в сценаристки женщину? Тем не менее звезда фильма Милли Бобби Браун, являющаяся также продюсером фильма, и режиссер Гарри Брэдбир планируют продолжить экранизировать цикл романов Спрингер про Энолу — возможно, в дальнейшем проект превратится в сериал.