Расширяем кругозор: 13 фильмов Netflix, которые лучше смотреть в оригинале

Эти истории, высоко оцененные критиками и получившие награды, перенесут вас к горам Колумбии, на Каннский пляж или в дождливый Мехико.

Иностранные языки напоминают распахнутое окно или незапертую дверь. Иными словами, это прямой путь к пониманию других людей — а вовсе не барьер. Фильмы сами по себе переносят нас в другие вселенные, но не позволяют услышать их. Это подобно тому, как стоять посреди оживленной улицы в Токио, которую поставили на беззвучный режим. Однако «включить звук» может просмотр кино на языке оригинала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2020-м году сатирический хоррор «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо стал первой картиной на иностранном языке, которая получила «Оскар» за лучший фильм. Хочется верить, что это шаг на пути к новой эре, полной открытий и любопытных зрителей — когда дело доходит до интернационального кино.

Aquarius («Водолей»)

Бразильско-французская драма режиссера Клебера Мендонса Филью о противостоянии напоминает по настроению боевой клич. В центре картины – 65-летняя вдова Клара, в прошлом музыкальный критик. После того, как застройщик скупает все помещения вокруг ее дома, героиня дает себе клятву прожить здесь до самой смерти. Сония Брага в роли свободной и сильной духом Клары покоряет зрителя и служит своеобразным напоминанием о связи человека и места, об эмоциональном значении дома.

First They Killed My Father («Сначала они убили моего отца»)

Изумительная кинолента на кхмерском языке режиссера Анжелины Джоли основана на биографии камбоджийской активистки Лун Ун, которая боролась за права человека. В фильме, номинированном на премии BAFTA и «Золотой глобус», отсчет ведется с 1975 года – главной героине было пять лет, когда власть в Камбодже захватили Красные Кхмеры. Правление этой коммунистической группы, полное террора, стало причиной смерти по крайней мере 2 миллионов камбоджийцев. Пока саму Ун тренируют как солдата, шестеро других детей из ее семьи отправляются в трудовые лагеря. Это мучительное, но важное напоминание о судьбах отдельных людей, которые были покалечены во время геноцида.

An Easy Girl («Мое прекрасное лето с Софи»)

Наима – подросток из Канн. Она работает горничной в отеле. Но ее жизнь переворачивается с ног на голову, когда приезжает ее очаровательная старшая двоюродная сестра София. Она тянет кузину за собой в ослепительную жизнь, полную развлечений. Французский режиссер Ребекка Злотовски показывает нам эту историю глазами восхищенной юной Наимы, которая готова буквально поклоняться коварной соблазнительнице. И зритель невольно сначала судит и делает выводы, еще не зная, что впоследствии придется значительно переосмыслить эту картину. Чем ближе к концу, тем понятнее, что за очарованием невероятной Софии стоит нечто печальное.

Sand Storm («Песчаная буря»)

В 2016-м году эта израильская драма многообещающего кинорежиссера Элит Зехер была представлена на Берлинском кинофестивале. В том же году она выиграла главный приз на американском национальном фестивале независимого кино «Сандэнс». Сюжет фильма сосредотачивается вокруг девочки-подростка Лейлы. Она находится в плену ограничений из-за убеждений своих родителей-бедуинов. Но случившаяся с ней запретная романтическая история помогает героине выбраться из этого жестокого мира, в котором женщины вынуждены постоянно драить полы и не могу ничего сказать наперекор — а тем более сделать. В сюжет вплетены целых две свадебные церемонии, а на протяжении всей картины раскрывается проблема женоненавистнических традиций, в которых росла Лейла.

A Sun («Солнце»)

Это рассказ о двух братьях: одного лелеют и уважают, второго – унижают, и этот конфликт буквально разрывает семью на части, что отлично показано в изумительной ленте тайваньского режиссера Чуна Мунхуна. Фильм был представлен на фестивалях в Торонто и Токио. «Солнце» – картина, потрясающая как в визуальном отношении, так и по глубине характеров и образов героев, отчего фильм кажется почти документальным. Конечно, в этом есть и заслуга безупречного актерского состава. Название говорит само за себя: один из юношей вынужден жить в тени своего «золотого» брата. Но действительно ли второму так просто дается это «сияние»?

The Trader

Короткометражный документальный фильм о жизни Гелы – бедного кочующего торговца из Грузии. Картина выиграла приз на кинофестивале «Сандэнс» в 2017-м году. Всего 23 минуты способны погрузить зрителя в суровую действительность нищей деревенской жизни. Никаких сенсаций или экшна – зритель лишь следует за Гелой. Герой в свою очередь обменивает одежду на картошку. В этой реальности деньги не значат практически ничего – куда выше ценится картофель, который помогает людям выжить.

Roma («Рома»)

«Рома» – шедевр Netflix от режиссера «Гравитации» Альфонсо Куарона, получивший «Оскар». Название восходит к району в городе Мехико. Это черно-белый портрет жизни местной домашней прислуги и семьи, на которую она работает. Чтобы оживить историю, режиссер пригласил непрофессиональных актеров. Так, фильм стал превосходным дебютом Ялицы Апарисио, которая исполнила роль главной героини Клео. Кадры вымытого пола, в котором отражается самолет над головой, набег на универмаг, призванный ярче изобразить восстание, происходящее снаружи, за его стенами, и, если честно, даже кадры собачьих фекалий – все это лишь малая часть запоминающихся моментов, изумительных с точки зрения визуального эффекта и операторской работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

I'm No Longer Here («Я ненадолго здесь»)

Кумбия – колумбийская ритмичная музыка – становится фоновой мелодией этой истории о подростках из мексиканского города Монтеррей. Картина Фернандо Фриаса рассказывает зрителю о конфликте между юношей и местной картелью, которая заставляет его держать в страхе семью и друзей. Зрителя буквально увлекают за собой сцены в туманных барах, которые словно заполняют дымом экран, и кадры со сверкающими огнями города в то время, когда над нависли тучи. Кроме того, лента затрагивает проблему семей, которые перед лицом враждебных сообществ разрушаются вместо того, чтобы укреплять свои силы и объединяться.

Monos («Обезьяны»)

Эта шокирующая история войны, где нет места простоте и наивности, основана на реальном конфликте в Колумбии — оттуда родом ее режиссер Алехандро Лэндис. Картину сравнивают с «Апокалипсисом сегодня»: все из-за серьезного изображения конфликта в обоих работах. Однако Лэндис в своем фильме все же превращает рассказ о команде юных партизанов в практически первобытную и загадочную сагу.

Okja («Окча»)

Красочная фантастическая драма режиссера Бон Чжун Хо охватывает множество важных тем — это и кризис перенаселения, и этический вопрос выращивания животных для забоя, и гнусная жадность корпораций и способность детского простодушия говорить правду властям. Хотя в первую очередь, это просто история любви девочки к ее гигантскому другу-бегемоту. Это приятный фильм с прекрасной актерской игрой Джейка Джилленхола, Тильды Суинтон и Пола Дано, который заставит вас переживать.

Spirited Away («Унесенные призраками»)

Вы наверняка знакомы с фильмами японской анимационной студии Studio Ghibli – например с такими шедеврами, как «Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок» и «Принцесса Мононоке». И вероятнее всего, вы смотрели их в переводе на русский язык. Пора переключить на японский – чтобы полностью окунуться в культурный контекст, в котором были созданы эти картины. А если вы все-таки не смотрели ничего из этого перечня, начните с «Унесенных призраками». Мультфильм о том, как маленькая девочка по имени Чичиро оказалось в плену темного королевства. Героиня пытается спасти своих родителей, которые магическим образом превратились в свиней.

A Twelve-Year Night («Ночь длиной в 12 лет»)

Взгляд уругвайского кинорежиссера Альваро Брехнера на 12 лет тюремного заключения в одиночной камере, которому подверглись участники революционного движения Тупамаро. Эта леворадикальная партизанская организация действовала в Венесуэле в 1960-70-е годы. Среди членов группы был и Хосе Мухика – будущий президент страны. Сюжет построен вокруг словно бесконечного плена и момента долгожданной свободы. О счастливом финале сказано гораздо меньше – акцент сделан на то, насколько суровыми, изнурительными и длительными были годы заключения.

Atlantics («Атлантика»)

«Атлантика» – это дебют режиссера Мати Диопа, который получил приз Каннского кинофестиваля. В основе фильма – сверхъестественная любовная история. Город Дикар буквально поделен на две совершенно разные части. С одной стороны богатые пригороды, с другой – пыльные строительные площадки. Однако принадлежность к разных частям города не мешает молодой Аде и строителю Сулейману полюбить друг друга. Помехой не становится и то, что девушка уже обещана другому. Между героями вспыхивает чувственный, но все же запретный роман. Ромео и Джульетта на современный лад, чья романтическая история превращается в призрачный и мистический триллер. Кроме того, «Атлантика» поднимает вопрос о социальном неравенстве и различиях – и все это в довольно мрачных тонах.