Любовь, похожая на сон: каким получился сериал Marvel «Ванда/Вижн»

На платформе Disney+ вышли первые эпизоды марвеловского сериала «Ванда/Вижн», в котором супергерои Алая Ведьма и Вижн живут в декорациях классических американских ситкомов и стригут лужайку — вместо того, чтобы побеждать очередное зло. Зачем Marvel понадобилось выходить за рамки привычных экшен-блокбастеров и работает ли этот прием, разбирался Данил Леховицер.
Любовь, похожая на сон: каким получился сериал Marvel «Ванда/Вижн»
Marvel Studios / The Hollywood Archive / Legion Media

Нужно немного освежить в уме генеалогическое древо комиксов Marvel. Наверняка вы помните заклятого врага людей Х, Магнето — по одной из версий, именно он является отцом близняшек-мутантов из вымышленной европейской страны Соковии, Пьетро и Ванды Максимофф, они же Ртуть и Алая Ведьма. Ртуть был марвеловским ответом Флешу из DC, в то время как Ванда была чем-то вроде альтернативы колдунье Затанне — разве что более могущественной. Не столько по воле, сколько во время психических срывов и отсутствия контроля над собственными силами, Алая Ведьма может изменить ход истории, реальность, создать новую.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По одной из баек, сценарист Рой Томас создал робота Вижна, пожалуй, специально для самого известного супергеройского мезальянса: сосватал андроида, по понятным причинам не способного иметь детей, с колдуньей, которая мечтала попасть в роман Джейн Остин — с детьми, браком и желательно без столкновений с суперзлодеями. В киновселенной Marvel Вижн появляется как преспешник сверхмашины Альтрона, учинившей еще-один-уже-сотый-по-счету-апокалипсис. Как это часто бывает с запутавшимися в себе андроидами, Вижн понимает, что люди не такие уж противные, поэтому присоединяется к отряду Мстителей, в который входит и Алая Ведьма.

Вы наверняка видели этот чарт: во всех частях «Мстителей» больше всего экранного времени получает Капитан Америка, затем Железный человек, потом Тор, Халк, Черная Вдова и так далее до замыкающих список Ванды и Вижна. Когда уберут зеленый экран со спецэффектами и суперзлодеями, чтобы показать историю настоящей органически-механической любви, было лишь вопросом времени. Правда, мало кто думал, что героев запихнут в ситком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что-то подобное уже было. Во втором сезоне «Мистера Робота» Эллиот (Рами Малек) — элитный хакер и наркоман, борющийся с холодным миром посткредитного капитализма, — из технократической дистопии проваливается в ситком: вертикаль Нью-Йорка превратилась в ровное теплое побережье, герои и злодеи — в хихикающих дурачков, хакерские атаки — в закадровый смех и гэги. Всего тридцать минут этого превеселого утренника, и Эллиот снова выныривает в реальность, — чтобы и он, и зритель обнаружили, что кто-то переел наркотиков и его заглючило.

Marvel Studios / The Hollywood Archive / Legion Media

Короткое замыкание реальности напоминает и «Ванда/Вижн»: телевизионный формат 4:3, супергерои живут в черно-белом раю с лужайкой и тостером в эйзенхауэрских пятидесятых. Ванда Максимофф (Элизабет Олсон), она же Алая Ведьма, играет в степфордскую жену, андроид Вижн (Пол Беттани) по утрам надевает человеческое лицо и бежит на работу. Она смешивает тесто при помощи магии, он печатает тысячу слов в минуту по работе, а еще боится, что кто-то догадается, что он не «состоящая из углерода сущность». Что не фраза, то каламбур, что не ситуация, то смех до коликов, что не соседка, то сборник анекдотов в юбке. Сознательные отказчики, Ванда и Вижн долгое время мечтали оставить суперспособности кому-то другому, чтобы сидеть вместе на диване и смотреть рекламу пены для ванной, — ну и поцелуи под умилительное закадровое «оооуууу».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В профильной прессе уже стало общим местом хвалить замечательную игру Беттани и Олсон; совершенно неожиданную идею деконструировать ситком; то, что каждая серия чуть длиннее предыдущей и подкидывает все новые зловещие намеки о том, почему герои не побеждают новое зло, а стригут лужайку (об этом чуть позже); наконец, что смотреть это можно как с ломящейся от комиксов полкой в библиотеке, так и ничегошеньки не зная о вселенной Marvel. Главное, держать в уме, что чета — это супергерои, с чем справляется любая аннотация.

В самом конце первого эпизода с запозданием понимаешь, что было бы очень хорошо, если бы все проекты Marvel были как этот, в конце второго — стоп, почему супергерои увязли в пятидесятых? Не ясным остается и то, как это довольно радикальное по меркам студии Marvel начало «четвертой фазы» соотносится с предыдущими — это флешфорвард, зона отдыха между грядущими эпопеями или же создатели решили пойти по очень комиксному пути альтернативной реальности, развивающейся параллельно с событиями предыдущих блокбастеров?

Marvel Studios / The Hollywood Archive / Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прожив в городке Вествью, кажется, дня два, Ванда и Вижн соскальзывают в компьютерный глитч: в домике пары веет нездешним, потусторонним сквозняком, из канализации вылазит пасечник, рекламные ролики спонсирует организация «Гидра» (напомним, суперзлодеи-нацисты), девять месяцев беременности Ванды пролетают за день, как бы между делом сказанные фразы соседей отдают вторым, зловещим подтекстом. После просмотра менее половины сериала не остается сомнений: пробьет двенадцатый час и этот любопытный брачный сюжет вот-вот превратится в блокбастер. Это очень субъективное, возможно, чуть более резкое, чем нужно, мнение: режиссерами Marvel являются не режиссеры, а узкоспециальные люди, работающие со спецэффектами и рендерингом; Кевин Файги и корпорация давно поняли, что чем больше дорогих бух и бах, тем больше бьющихся в экстазе; смысл происходящего можно уместить в один комиксный бабл; и что накрывает этим смыслом в основном тех, кого еще в 2000-х не было на белом свете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем любопытнее наблюдать, за «Ванда/Вижн» — тестом на внимательность для тех, кому стали жать супергеройские колодки, игрой в распознавание аллюзий и проведение небанальных связей. Ради разгадки фанату не лень прошерстить коллекцию комиксов, неофиту — зайти в «Википедию». Как палимпсест, «Ванда/Вижн» состоит из отсылок к предыдущим частям франшизы и еле заметных подмигиваний; как проект с просчитанным маркетингом — приглашает как тренированного предыдущими частями «Мстителей» зрителя, так и новую аудиторию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Marvel Studios / The Hollywood Archive / Legion Media

И все же вот пара теорий, что все-таки произошло за первые три эпизода:

  1. В самом конце первого эпизода мелькает эмблема в виде меча. М.Е.Ч. — ответвление организации Щ.И.Т., занимающееся межгалактическими конфликтами и нехорошими ребятами вроде Таноса; стало быть, американский пятидесятнический эдем вскоре сменится на открытый космос.
  2. Это один из тех сериалов, в котором, вглядываясь в собственный экран, нужно вглядываться еще в один — телевизор в доме пары. В одном из роликов намекают на бомбы Тони Старка (ими бомбардировали Соковию, родину Ванды), а во время рекламных пауз крутят продукцию компании «Гидра» и часы Stucker. Если вспомнить, в комиксах Штукером звали агента «Гидры», который ставил опыты над Алой Ведьмой.
  3. На собрании клуба домохозяек одна из соседок Ванды говорит: «Дьявол в деталях», а вторая, Агнесс, шепчет: «И не только в них». Кроме того, у Агнесс есть любимый кролик Мистер Скретчи. В английском, old Scratch, или стариком Скрэтчем, называют Дьявола, за которого в комиксах отвечает Мефисто. Если копнуть в комикс-генеалогию еще глубже, то можно найти выпуск, где у Алой Ведьмы и Вижна рождаются двое сыновей, которые оказываются осколками душ дьявола.
  4. Еще через десяток комикс-выпусков окажется, что воспоминание об отобранных у пары сыновьях сотрет ведьма и наставница Ванды Агата Харкнесс. Сыпящая шутками о своем муже и пиве соседка из сериала, Агнесс вполне может быть ею: Agatha + Harkness = Agness.
  5. Наконец, Ванда Максимофф всегда была ненадежным рассказчиком, скрывающим правду не только от читателя/зрителя, но и от самой себя: вероятно, в одной из самых знаменитых комикс-арок «День М» она создала новую реальность, не сумев контролировать свои силы после пережитого расставания с сыновьями.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здесь важно вспомнить того самого не рассчитавшего дозу и попавшего в ситком Эллиота: откуда-то очень сверху сценаристы всячески намекают, что подстриженный газон, американские ценности и розовые джейн-остиновские фантазии, по сути, точно такой же глюк, но выработанный травмированным сознанием Алой Ведьмы. Тем, наверное, громче должны сдетонировать последующие эпизоды — с космосом, неонацистами и дьяволом (или мы ошибаемся).