Первые победные реляции по поводу России в Каннах разнеслись еще в момент объявления программы. Действительно, немало фильмов попало в список, но это не означает ни того, что отечественное кино встало наконец с колен, ни того, что теперь внезапно мы якобы стали одной из доминирующих национальных (то есть не американских, то есть априори провинциальных, периферийных) киноиндустрий.

В конкурсе нашлось аж два российских фильма (один — с оговорками, но об этом позже) — и вместе с тем, к примеру, шесть франкоязычных. Каннский фестиваль всегда лоббирует своих, и в этом году даже больше, чем обычно, — благо многие картины предусмотрительно переехали с 2020 года на 2021-й. В том числе и российский основной участник конкурса, «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова — они были готовы еще к прошлому маю, но новую работу опального режиссера перенесли вместе со смотром. В 2021 году отборщики, видимо, чтобы наверстать упущенное, сделали более широкую выкладку, взяв в программу работы из Израиля, Аргентины, Ирана, Чада, Южной Кореи и, как следствие, России.

Удивительное дело: массовое сознание наших соотечественников превращает любое международное событие в последний бой за национальный куцый престиж. «Евровидение» мгновенно трансформируется в площадку для столкновения метафорических геополитических искандеров, да и Каннский фестиваль не отстает. При отчетливом курсе на изоляционизм фестиваль по‑прежнему остается для наших культурных функционеров витриной мирового кино, на которую непременно нужно выставить отечественный уцененный товар. К этому подстегивает и соревновательный элемент, заложенный в фундамент любого кинофестиваля: лучшие получат призы от профессионального жюри — в глазах российской общественности это что медали на киноолимпиаде. А русские без медалей не возвращаются.

Итак, интернет полнится новостями о том, что чуть ли не рекордное число российских фильмов проникло не мытьем, так катаньем в Канны. Вот наиболее полный их список — в него вошли даже картины, в которых Россия представлена одним актером (зато каким!) или продюсером.

Будущее российского кино в Каннах

«Белой дороги!» Эллы Манжеевой

О чем фильм

«Белой дороги» — это традиционное калмыцкое пожелание, что-то вроде нашего «Счастливого пути». Протагонист мистической драмы возвращается в родную Калмыкию, чтобы найти мать, которая давным-давно пропала в степи. Для автора эта картина — своеобразное переосмысление собственных калмыцких корней, философское роуд-муви как будто бы наподобие «Земли кочевников» .

Почему отобрали

Удивительной судьбы фильм, которому довелось побывать в Каннах еще до того, как его, собственно, произвели на свет. Проект «Белой дороги!» попал в специальную подсекцию Atelier отчасти учебной секции Cinéfondation, куда попадают самые, по мнению отборщиков, перспективные авторские картины, чтобы их авторы смогли познакомиться в Каннах с разнообразными зарубежными партнерами, привлечь больше денег, накопить связей и доснять.

На самом деле именно этим «попаданием в Канны» стоит гордиться, быть может, больше прочих. Глобализация — важный процесс для российского кино, и тот факт, что наши фильмы, еще даже не готовые, по мнению каннских бонз, могут заинтересовать соавторов и из других стран, — хороший симптом. Кстати, в Atelier российская картина попала впервые за 15 лет — до этого там же оказалось то самое «Дау», и вот смотрите, к чему это совсем недавно привело.

Когда выйдет

Нескоро. Фильм пока находится на стадии девелопмента.

«Под подушкой» Георгия Молодцова

О чем фильм

Будем честны: это не фильм, а сериал. И не просто, а в VR-формате. К тому же, как и «Белой дороги!», еще не готовый. Новый проект Георгия Молодцова, самого заметного деятеля пока что бесприютных, но потенциально перспективных нив виртуальной реальности. По сути, это несколько проектов в одном: и анимационный сериал, и VR-сериал, и еще игра в дополненной реальности. И все это только для детей: наивный стиль трейлера намекает, что «Под подушкой» хочет стать частью налаженного экспорта российской киноиндустрии, которая уже давно и в огромном количестве производит детский контент для всех рынков мира.

Почему отобрали

На самом деле это программа не Каннского фестиваля, а кинорынка. Французский смотр никогда не стал бы важнейшим в мире, если бы, пока в гламурных гигантских кинозалах показывают заумь, в подвале Дворца фестивалей студии и дистрибьюторы ожесточенно не торговали этой самой заумью. Так вот, «Под подушкой» представят в рамках местной VR-премии VeeR Future Award. Это тем более почетно, учитывая, что до текущего момента мы VR-проектами особо не славились.

Когда выйдет

Первая серия в производстве, вторая — в разработке. То есть смотреть пока нечего и негде.

Наши люди в Голливуде

«Мой легионер» Рэйчел Лэнг

О чем фильм

Французская военная драма о солдатах и ожидающих их возлюбленных. Здесь много историй, и женщин, которые поддерживают умирающую любовь, и мужчин из Иностранного легиона (французского военного формирования, которое комплектуется в основном из-за рубежа). Название фильма — отсылка к известной французской песне Mon légionnaire, которую пела в том числе Эдит Пиаф. Режиссер Рэйчел Лэнг сама дослужилась до лейтенанта, так что дело свое знает. Любопытно, что на главную мужскую роль она взяла нашего Александра Кузнецова, который таким образом наконец-то дебютировал за рубежом. Больше никакого русского участия в «Моем легионере» нет. Кстати, еще в фильме снялся Луи Гаррель, но его роль менее заметна, чем у Кузнецова.

Почему отобрали

«Моего легионера» взяли в качестве фильма закрытия параллельной фестивалю программе «Двухнедельник режиссеров» — это третья по важности программа после основного конкурса и «Особого взгляда». Почему взяли — немудрено: каннские отборщики всегда педалируют национальное кино, а тут еще и любопытный взгляд на тему современных войн и отношения к ним со стороны обычных солдат и их жен.

Когда выйдет

Фильм пока не купили в Россию, но мы бы на месте прокатчиков уже торговались с правообладателями.

«Найти Анну Франк» Ари Фольмана

О чем фильм

Новую анимационную работу израильтянина Фольмана ждали давно, еще со времен проникновенного автобиографического (даже документального) мультфильма «Вальс с Баширом» 2008 года. С тех пор та картина успела стать неоклассикой, он снял полуигровой «Конгресс» и вот теперь перешел к классической израильской теме осмысления и переосмысления холокоста. Фольман самолично издал комикс-версию дневника Анны Франк и теперь в том же графическом стиле доделал мультфильм «Найти Анну Франк» про девочку Китти, выдуманную подружку юной писательницы, создавшей, сама того не зная, важнейший литературный памятник жертвам холокоста. К этой самой Китти девочка обращалась в письмах, из которых составлен дневник, и подруга вдруг материализуется в амстердамском доме Франк, ныне превращенном в музей. Протагонистка отправляется на поиски Анны, ведь думает, что раз она жива, то и ее лучшая подруга — тоже.

В проекте поучаствовал российский продюсер Александр Роднянский, который вообще оказывает немалое влияние на зарубежное кино: он значится в титрах «Города грехов 2», «Мачете убивает», «Облачного атласа», номинированного на «Оскар» французского фильма «Восток — Запад» с Олегом Меньшиковым в главной роли. Еще он немного помог любопытному, но прошедшему незамеченным сербскому фильму «Реквием по госпоже Ю.» из программы Берлинале-2015. Так что «Найти Анну Франк» — частично российское кино.

Почему отобрали

«Найти Анну Франк» — явно одна из важнейших премьер Канн-2021, раз в перегруженном расписании нашли время для большой премьеры фильма в главном зале, пусть и вне конкурса (хотя «Вальс с Баширом» в свое время соревновался за «Золотую пальмовую ветвь»).

Когда выйдет

В России — примерно в октябре 2021 года.

«Купе номер шесть» Юхо Куосманена

О чем фильм

А вот эта картина — русская. По духу — однозначно, частично — по финансированию (приложилось Министерство культуры — Россия выступает на данном проекте копродюсером), еще здесь немало наших актеров, продюсеров и даже сценаристов, но на самом деле «Купе номер шесть» — финское. Это история о финке, которая, решив сбежать от бедовых отношений в Москве, садится в поезд до Мурманска и знакомится в купе с представителем глубинного русского народа (солирует Юра Борисов). По удивительно сентиментальному, пусть и мрачному трейлеру становится понятно, что ничего хорошего иностранка от этого нежеланного знакомства не дождется. Эдакая подробная и трепетная русская хтонь в различных разрезах.

Почему отобрали

Режиссер Юхо Куосманен ранее выиграл в программе «Особый взгляд» с дебютной черно-белой спортивной мелодрамой «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (кстати, чудесное кино, основанное, как ни странно, на реальных событиях, и оно выходило в России), так что попадание в основной конкурс было для него делом времени.

Когда выйдет

Фильм однозначно выйдет в России — еще бы, с таким-то отечественным участием, — но конкретных дат пока не анонсировали.

Целиком российские фильмы в Каннах

«Дело» Алексея Германа-младшего

О чем фильм

Неожиданная для Германа картина, снятая быстро и не о высоких материях, а по методу «утром в газете — вечером в куплете». Перед нами полный тезка своего отца, которого однажды освистали после премьеры в основном конкурсе невероятно насыщенного и переусложненного фильма «Хрусталев, машину!» (вообще Алексею Герману при жизни давали слишком мало призов). Герман-младший следует по стопам отца и честно самоманифестируется скорее как эпигон, хотя справедливо называет себя режиссером «между приличным и хорошим». До того он снимал густые, переполненные деталями и обстоятельствами фильмы, как у прославленного отца, — но в Канны впервые попал с чуть ли не первой по‑настоящему камерной работой, причем очень актуальной и весьма ковидной по духу. Профессора-правдоруба (поразительный грузинский артист Мераб Нинидзе, известный в том числе на Западе — играл в сериале «МакМафия», в венгерском «Спутнике Юпитера» и у Спилберга в «Шпионском мосте», — ранее сыграл главную роль в германовском «Бумажном солдате»), сообщившего о преступлениях местного мэра, сажают под домашний арест, но тот не сдается. В других ролях — Александра Бортич, колоритная звезда возрастных ролей Роза Хайруллина, Александр Паль и Светлана Ходченкова.

Почему отобрали

Канны ждали Германа-младшего после венецианских и берлинских призов за «Под электрическими облаками», «Бумажного солдата» и «Довлатова», но замечательный повод подвернулся только сейчас: очевидно, опыт видеофиксации вымышленного домашнего ареста хорошо коррелирует со зрительским мироощущением от нескончаемых карантинов.

Когда выйдет

Точно не ясно, но, скорее всего, в 2021 году. Дело в том, что Герман-младший вот-вот приступит к съемкам военного opus magnum «Воздух», который откладывался из-за ковида. Его выход запланирован на 2022 год, поэтому долго мариновать «Дело» не имеет смысла.

«Разжимая кулаки» Киры Коваленко

О чем фильм

Второй значительный успех продюсера Александра Роднянского в одних Каннах — его протеже Кира Коваленко дебютирует во второй по важности программе «Особый взгляд», в которой Кантемир Балагов с успехом показал оба своих фильма. Кантемир, прямо сейчас снимающий в Канаде первые серии сериала по видеоигре The Last of Us, и Кира Коваленко — выпускники кабардинско-балкарского режиссерского курса мэтра Александра Сокурова. Теперь Роднянский продюсирует новые проекты сразу нескольких сокуровских учеников.

Коваленко (кстати, она в отношениях с Балаговым — это неважно, просто интересно. Все же два режиссера, такое нечасто бывает), судя по всему, продолжает в «Разжимая кулаки» исследовать национальную самоидентичность, как она делала в дебютной исторически-интимной «Софичке» (сильный фильм, маленький, смелый и потому незаметный по сравнению с масштабами балаговских раскрученных «Тесноты» и «Дылды»). Снова русский Кавказ, но на этот раз в современности. Девушка по имени Ада родом из осетинского городка пытается сбежать из-под излишней и наверняка токсичной семейной опеки. Кстати, любопытны фигуры сосценаристов Коваленко: Любовь Мульменко, одна из самых заметных авторов России, написавшая «Верность» и «Гипноз», а также соавтор «Тесноты» Антон Яруш.

Почему отобрали

Видимо, по следам Балагова, который действительно взлетел после двух каннских премьер. Тот же регион, что был изучен в «Тесноте», та же сокуровская школа — и в дополнение к тому женский взгляд, столь необходимый для художественного осмысления зачастую мизогинных кавказских устоев.

Когда выйдет

Даты пока нет, но, надо думать, либо в 2021-м, либо, если продюсер Роднянский продвинет фильм на «Оскар» от России, как сделал с «Дылдой», вероятно, попозже.

Что до каннских призов — делать выводы о шансах на победу в «Особом взгляде» что фильма «Дела», что «Разжимая кулаки» пока слишком преждевременно.

«Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова

О чем фильм

Главный кандидат от России на «Золотую пальмовую ветвь», мировую известность и далее по списку. Хотя Серебренников, по сути, закончил работу над фильмом еще к прошлому маю (тогда отменился Каннский кинофестиваль — 2020, к которому готовили картину, и в сеть по случайности утекла рабочая версия фильма с незаконченными спецэффектами), но продюсеры, видимо, решили выждать следующего главного смотра планеты, намереваясь провести премьеру именно там.

«Петровы в гриппе» — экранизация романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», одного из самых заметных художественных событий в российской литературе последний лет, если не десятилетий. Макабрический алкогольно-гриппозный делирий в обстоятельствах русской провинции превращается в мучительно сентиментальное исследование мира мятущейся души вечного ребенка, который вырос из-за ужасающих советских обстоятельств в растерянного инфантила, — и все это, как ни странно, с горькой любовью и юмором. Очевидно, Серебренников адаптирует первоисточник довольно близко к тексту, пусть и добавляет туда своей фирменной витальности: так, первый опубликованный отрывок из фильма почти целиком состоит из сцены секса четы Петровых, которых играют Семен Серзин и Чулпан Хаматова, в библиотеке — такого в книге не было. Осталось лишь понять, насколько российская превратная сюрреальность окажется узнаваема и понятна каннским зрителям.

Почему отобрали

Серебренников, как бы это ни претило нашим культурным властям, — один из самых заметных российских режиссеров. В Каннах он довольно быстро прошел традиционный путь от программы «Особый взгляд», где получил приз Франсуа Шале (эту награду дают картинам, посвященным важности журналистики) за фильм «Ученик», затем проник в конкурс с «Летом», которое тоже получило статуэтку, правда, не от основного жюри, а за лучший саундтрек. Словом, Канны любят последовательный карьерный путь, а еще всегда симпатизируют отверженным — и тот факт, что Серебренников уже вторую свою премьеру в Каннах пропускает (первый раз, два года назад, — потому что сидел под домашним арестом по делу «Гоголь-центра», а сейчас — из-за условного срока не может выезжать из страны), прибавляет Кириллу Семеновичу баллов. На самом деле 2021 год — самое подходящее время для того, чтобы выдать Серебренникову приз повесомее: как минимум за выслугу лет. Плюс недавно иранцу-диссиденту Джафару Панахи, также не приехавшему на фестиваль, вручили награду за не самый сильный фильм «Три лица». В этот раз все обстоятельства пусть и против российского режиссера, но и притом же на его стороне.

Когда выйдет

В Каннах фильм покажут 12 июля, в российский прокат «Петровы в гриппе» выйдут 9 сентября, и, хочется надеяться, с каким-нибудь логотипом каннского приза на постере.