Основные дисциплины

Dota 2

Выросла из фанатской модификации для старой стратегической игры Warcraft 3. Две команды героев (рыцари, волшебники и более экзотические персонажи вроде мифического Царя обезьян) сражаются на большой арене с монстрами, чтобы прокачаться, а затем вступают в схватку между собой.

Крупнейший турнир: The International

Призовой фонд: $34 млн

Зрители: 1,97 млн

League of Legends

Очень похожа на Dota 2: игру с нуля собрала конкурирующая компания, когда жанр стал популярен. Между этими двумя играми существует неформальное соперничество — в частности, LOL популярнее в мире, а DOTA 2 в России — благодаря успехам русскоязычных игроков.

Крупнейший турнир: Worlds

Призовой фонд: $2,4 млн

Зрители: 3,8 млн

CS:GO

Новая версия той самой «контры», знакомой всем, кто вырос в нулевые и засиживался в подвальных компьютерных клубах спальных районов. Командный шутер по мотивам современных войн — условный спецназ сражается с обобщенными ближневосточными террористами.

Крупнейший турнир: Majors

Призовой фонд: $1 млн

Зрители: 800 000

StarCraft / StarCraft 2

Стратегические игры про войну космических реднеков будущего с двумя разновидностями агрессивных пришельцев. Именно с первого «Старкрафта» начался большой киберспорт. Фантастически популярны в Корее — лучшие игроки становятся общенациональными знаменитостями, например Ли Дже Дон, более известный под псевдонимом Jaedong, который состоит в команде Evil Geniuses.

Крупнейший турнир: ESL Pro Tour

Призовой фонд: $2,1 млн

Зрители: 80 000

Super Smash Bros.

Серия игр про драки между персонажами всех франшиз японской компании Nintendo. Мультяшные персонажи выглядят несерьезно, но схватки здесь вполне напряженные. Файтинги — более нишевый жанр, но и более старый: первые соревнования начались еще в 1980-е, в эпоху игровых автоматов.

Крупнейшие турниры: Tech Republic V, Icarus VI, Stunfest

Любительские турниры в год: более 3000

Лучшие игроки мира

Fortnite

Шутер-арена, устроенный по принципу культового фильма «Королевская битва»: до 100 игроков попадают на огромную карту, которая постепенно уменьшается, провоцируя все более интенсивные схватки за оружие и снаряжение. В конце должен остаться только один.

Главный турнир: Fortnite World Cup

Призовой фонд: $30 млн

Зрители: $2,3 млн

В России у киберспорта пока есть стигма несерьезного развлечения, но, например, в Америке нанять своему ребенку тренера по популярному шутеру Fortnite — в порядке вещей. Хороший игрок в Fortnite в американской школе будет так же популярен среди сверстников, как когда-то бейсболист или футболист.

Вопреки ожиданиям, киберспорт — очень зрительская история: это как если бы шахматные турниры проходили на самых больших стадионах, под завязку забитых орущими фанатами, и на экранах при этом транслировали яркую картинку: кислотные цвета, стрельба, взрывы, адреналиновые моменты, в которых счет идет на доли секунды. Еще киберспорту помогает его природная демократичность: профессиональных игроков не очень много, но счет непрофессиональных идет на десятки миллионов. По уровню доступности это что-то вроде дворового футбола — компьютер и интернет сейчас есть у всех, и этого достаточно, чтобы вечером поиграть с друзьями в какую-нибудь киберспортивную игру (причем бегать при этом не нужно, а друзья могут находиться на другой стороне планеты).

Кем можно быть в киберспорте

Игрок

Для тех немногих игроков, которым повезло пробиться на национальный и мировой уровень, киберспорт становится полноценной работой. Фанаты запоминают их победы, другие профессионалы узнают их по манере игры. Успешные команды иногда перекупают их друг у друга (как в футболе, правда, пока не за такие баснословные деньги). Все как в другом большом спорте — полноценная спортивная карьера.

Болельщик

Крупные турниры собирают огромные стадионы. Арены устроены так, что игроки не слышат зрителей — чтобы не нарушать концентрацию, — но могут их видеть. Русскоязычных болельщиков в мире любят — они с удовольствием болеют за всех, кто им нравится. А вот китайские фанаты, например, принципиально поддерживают только китайские команды, даже когда те начинают проигрывать.

Тренер

У каждой уважающей себя команды есть тренеры, коучи, аналитики и статсмены — люди, которые досконально разбираются в игре, натаскивают спортсменов, разрабатывают тактику, анализируют прошедшие матчи и помогают адаптироваться к мелким изменениям правил (в киберспорте такое бывает довольно часто). Некоторые тренируют любителей — тех, кто не собирается выступать на чемпионатах, но устал проигрывать друзьям.

Диетолог

По мере увеличения призовых фондов успешные команды, по примеру футбольных и баскетбольных, обрастают персоналом — массажистами, врачами, фитнес-тренерами, диетологами и другими специалистами, которые помогают игрокам быть на пике физической и интеллектуальной формы. Российский государственный университет физической культуры и спорта даже проводит исследования на эту тему.

Комментатор

В киберспорте сформировалась своя плеяда комментаторов — на лету объяснять зрителям тонкости происходящего здесь не менее важно, чем в футболе, а эмоциональные моменты, требующие кричать вместе с толпой: «Давай, давай! Не могу поверить, что он сделал это на наших глазах!», случаются не реже, чем в боксе. У многих комментаторов, как и у игроков, есть свои преданные фанаты.

Разработчик

По понятным причинам киберспорт как никакой другой позволяет тренироваться с помощью цифровых инструментов. Есть множество тренировочных программ — например, очень популярная аналитическая платформа spectral. gg, которую создал разработчик из России Илья leamare Силаков-Волынский; российский стартап L2P первым в индустрии начал применять для обучения игроков нейросети.

Призовые фонды крупных турниров формируются из нескольких источников. Часто их предоставляют сами создатели игры. Обычно это большие корпорации, имеющие другой источник дохода: например, Valve (Dota 2) владеет самым крупным в мире магазином игр. Не остаются в стороне и бренды: так, в числе партнеров и спонсоров турнира International такие разные компании, как DHL и Tinder.

Самый успешный молодой игрок

Джозефу Дину было 8 лет, когда он подписал свой первый профессиональный контракт с командой Team 33. Аванс составил $33 000; кроме того, восьмилетний киберспортсмен получил от команды игровой компьютер стоимостью $5000.

Самый богатый игрок

Самым богатым киберспортсменом в настоящий момент считается двадцатисемилетний датчанин Йохан N0tail Сундштайн — за свою карьеру он заработал почти $7 млн призовых.

Самая играющая нация

По разным данным, до 94% взрослых жителей Вьетнама хотя бы изредка играют в видеоигры. Однако это в основном мобильные игры, и никаких исключительных успехов в киберспорте Вьетнам не демонстрирует.

Самый длинный матч

В 2015 году команды exceL и XENEX почти три часа не могли доиграть матч в СS: GO, так как и матч, и восемь последующих овертаймов закончились ничьей, и только в девятом овертайме XENEX выиграли со счетом 42:46.