В российский прокат вышел «Отряд самоубийц: Миссия навылет» — вторая часть провального фильма про команду суперзлодеев. Проект взялся спасать режиссер «Стражей галактики» Джеймс Ганн, который до этого был уволен (и вновь восстановлен в должности) из Disney из-за скандальных твитов про холокост и педофилию. DC дали Ганну полную творческую свободу. Андрей Подшибякин рассказывает, что из этого вышло.
Читать в полной версииКоманда из человекообразного хоря, метателя копья, миллениала с пистолетами, мускулистого мужчины, другого мускулистого мужчины с отстегивающимися руками, пожилого волосатого мужчины и Харли Квинн изымается из суперзлодейской тюрьмы и высаживается на вымышленный остров, в котором безошибочно угадывается Мексика. На острове случился переворот, в результате которого на смену чете умеренных диктаторов пришла невменяемая хунта во главе со звероватым генералом и мужчиной модельного вида, но команду хоря они интересуют не сильно — гораздо важнее то, что на острове имеется засекреченное сооружение, в котором происходят недопустимые эксперименты. Эту сюжетную линию можно всерьез не воспринимать, потому что в действительности «Отряд самоубийц» рассказывает о другой команде, изъятой из суперзлодейской тюрьмы. В нее входят тупая акула с ногами, девушка с крысой, мускулистый мужчина, другой мускулистый мужчина, псих с эдиповым комплексом и тоже Харли Квинн — все они высаживаются на вымышленный остров, в котором безошибочно угадывается Мексика. После этого фильм окончательно слетает с катушек и превращается, в зависимости от настроения зрителя, либо в лучшую постановку про супергероев в истории кинематографа, либо в утомительный садистский балаган.
Первый «Отряд самоубийц» (в оригинальном названии нового фильма есть дефинитивный артикль The, но в переводе эта тонкость теряется), вышедший пять лет назад, оказался продуктом компромисса. Студия Warner Bros. заставила режиссера Дэвида Эйра перемонтировать уже готовый фильм, переписать по‑живому сценарий и доснять полчаса новых сцен. В результате получилось неровное, неубедительное и бессмысленное зрелище, обруганное критиками и потопившее карьеру Эйра — но собравшее в мировом прокате почти миллиард долларов. Быстрая перемотка до наших дней: Warner Bros. удачно подхватила поссорившегося на тот момент с Disney режиссера «Стражей галактики» Джеймса Ганна и доверила ему перезапуск «Отряда самоубийц» — с любым бюджетом, безо всякого студийного вмешательства и с прокатным рейтингом R, обозначающим матюки и кровищу. То есть никаких компромиссов.
Это заметно. В первые же десять минут «Отряда самоубийц» одному из казавшихся главными героев крупным планом отстреливают лицо, почти сразу после этого происходит массовое убийство невинных людей, потом кое-кто блюет смертоносными разноцветными кружочками. Все ругаются, как матросы торгового флота, и шутят шутки в жанре, который молодежь называет «кринж». Гротексный характер происходящего не должен удивлять людей, знакомых с ранним творчеством режиссера Ганна: «Отряд самоубийц» ведет регулярную перекличку с треш-хоррорами студии Troma — правда, продолжается это только в течение первого часа. На втором Ганн, видимо, вспомнил о сложившихся за последние полтора десятилетия канонах супергеройского эпоса и начал давить из зрителя слезу: история с крыской, проблемы отцов и детей, дуэль между одинаковыми мускулистыми мужчинами с полярными жизненными философиями — все это приемы из арсенала уже Disney (с которой Джеймс Ганн, между прочим, давно успел помириться).
Периодически в «Отряде» случаются своего рода вставные новеллы, словно вмонтированные из каких-то других фильмов. Линия Харли Квинн — самостоятельное законченное произведение, балансирующее между «Джоном Уиком» и комедиями с Луи де Фюнесом. Весь третий акт — ремейк сразу всей «Годзиллы» и немного сцены с гигантским зефирным человечком из «Охотников за привидениями». Дурацкий эпизод с разоблачительной дискетой целиком взят из барочных экшенов 1990-х и в (достаточно безумную) логику всего остального фильма совершенно не вписывается. Обещали без компромиссов — будет без компромиссов!
Американская критика, отзывы первых зрителей и сам Ганн в твиттере в один голос уверяют: ничего подобного про супергероев раньше не снимали. Но, во‑первых, снимали (см. «Дэдпула» с аналогичным накалом развеселой кровавой дурнины, «Пацанов», «Проповедника»
Не стоит, наверное, относиться к «Отряду самоубийц» слишком серьезно — это не худшие два часа, которые можно провести в кинотеатре. Другое дело, что заранее приписываемыми ему чудодейственными свойствами фильм не обладает, длится минут на двадцать больше, чем следовало бы, и для верности повторяет шутки по пять раз (см. «мама»).