Sheer Heart Attack (1974)

Самый плодотворный период пришелся на начало карьеры Queen. Дебютный одноименный альбом вышел в 1973 году, за ним в 1974-м последовали еще два: Queen II и Sheer Heart Attack. В то время команда еще не купалась в мейнстрим-славе, музыканты работали исключительно на энтузиазме и были готовы завоевывать мир.

После второго альбома под названием Queen II группа отправилась в тур, во время которого гитарист Брайан Мэй подхватил гепатит и ему чуть не ампутировали руку. Queen отменили оставшиеся концерты и вернулись в студию, чтобы записать Sheer Heart Attack — первую по‑настоящему прорывную работу. Уже во время записи Мэя снова подвело здоровье — его госпитализировали с язвой. Благо он скоро выписался и вернулся в студию, чтобы дописать треки, добавив гитарные соло и бэк-вокал. Sheer Heart Attack по большей части хард-роковая пластинка. Режущие, галопирующие риффы Мэя (Stone Cold Crazy, Brighton Rock) пронизывают альбом.

Работа запоминается не только гитарными пассажами. Killer Queen — бойкий и одновременно мелодичный трек — кардинально отличается от ранних песен коллектива, и сверкает чистотой на фоне довольно тяжелой и грязной музыки Sheer Heart Attack. Элегантное соло Брайана Мэя образцово гармонирует с отчетливой ритм-секцией и мягким голосом Меркьюри. Сам Мэй называл соло своим любимым: «Это соло было большим шагом в неизвестность, и в нем есть мелодия, которая больше нигде в песне не встречается». Певица Кэти Перри отметила, что отталкивалась от Killer Queen в своем творчестве: «Эта песня заставила меня открыть для себя музыку и помогла быть собой, когда мне было 15 лет», — вспоминает она.

Queen оставили след не только в поп-музыке. В первую очередь критики говорят о влиянии ранних работ Queen на становление хеви-метала как жанра. В интервью журналу Atlas вокалист Guns N 'Roses Эксл Роуз заявил, что «Queen — величайшая группа, а Фредди Меркьюри — величайший фронтмен всех времен». Его мнение разделяет и Скотт Ян из Anthrax. Роб Хэлфорд из Judas Priest также отметил, что Фредди Меркьюри был его источником вдохновения.

Metallica (представители так называемой «большой четверки треш-метала») в 1991 записали кавер на, пожалуй, одну из самых тяжелых песен c альбома Sheer Heart Attack (и репертуара Queen) — Stone Cold Crazy. По мнению поклонников треш-метала, жанр начался именно со Stone Cold Crazy. И действительно, композиция имеет все характеристики треш-метала — тяжелый дисторшен, скачущие риффы и быстрый темп. Вокалист Metallica Джеймс Хэтфилд, как и его коллеги по «тяжелому», цеху называет Queen одним из коллективов, который повлиял на его восприятие музыки. Кстати, сам Хэтфилд исполнял Stone Cold Crazy в 1992 году в компании оставшихся участников Queen на стадионе Уэмбли, в рамках трибьют-концерта Меркьюри.

Sheer Heart Attack — своего рода шоу-рил диапазона группы, музыкальная палитра Queen. Уже тогда музыканты были визионерами, исполняли музыку, намного опережающую время, — одновременно интимную, серьезную и тяжелую.

A Night at the Opera (1975)

A Night at the Opera музыканты записывали на волне коммерческого успеха предыдущего релиза — распираемые уверенностью и амбициями, они хотели раздвинуть творческие границы шире, чем когда-либо и выпустить свой magnum opus.

Sheer Heart Attack доказал: Queen по плечу разнообразный и качественный материал. На A Night at the Opera музыканты перешагнули хард-рок и хеви-метал и ушли в поп-музыку, кабаре, мюзик-холл, джаз, авангард и оперу.

Альбом подсвечивал таланты каждого члена группы. В открывающем треке Death on Two Legs вступительное фортепиано Фредди Меркьюри переплетается с фантастически звучащей гитарной партией Брайана Мэя, подкрепляется ритм-секцией и перерастает в эпичное сочетание инструментов. I’m in Love with My Car — авторская песня Роджера Тейлора наглядно показывает его вокальные способности. Кстати, Тейлор виртуозно исполнял трек на концертах, хоть ему и приходилось одновременно играть довольно сложную барабанную партию, и изменил восприятие роли барабанщика в коллективе. Брэнн Дэйлор из метал-группы Mastodon, который сам зачастую соединяет роль вокалиста и ударника, называет Тейлора одним из своих любимых барабанщиков. «Когда звучит эта песня [I'm in Love with My Car], люди даже не догадываются, что играют Queen. Есть много анекдотов о барабанщиках, которые на самом деле не музыканты, но обратных примеров очень много. Роджер — невероятный музыкант», — утверждает Дэйлор.

Легендарная Bohemian Rapsody — детище Меркьюри, он ее сочинил и руководил процессом записи самостоятельно. Трек получился после трех недель интенсивной работы. Сначала ее хотели выпустить синглом, но менеджеры и продюсеры группы не видели потенциала и утверждали, что рапсодия никогда не станет хитом (хотя бы потому, что никто не станет слушать почти шестиминутную композицию). Но Меркьюри со товарищи отстоял песню и не ошибся: она стала визитной карточкой Queen.

Скрытая жемчужина альбома — You’re My Best Friend — первый сингл Джона Дикона. Четкий, пульсирующий бас указывает на то, что песню сочинил именно бас-гитарист. Часто исполняемая Фредди Love of My Life, посвященная Мэри Остин, — красивая баллада, украшенная арфой, на которой играет Брайан Мэй, тонкими тарелками Тейлора и преобладающей акустической гитарой.

A Night at the Opera — поворотный момент в дискографии группы. Альбом привлек внимание меломанов за счет необычных музыкальных идей, разнообразия, безупречного продакшена и профессионализма музыкантов. Спустя годы Мэй признал, что если бы A Night at the Opera потерпела коммерческий крах (а значит, потеряла бы кучу денег — запись обошлась в 40 000 фунтов, что примерно эквивалентно современным 338 000 фунтам), Queen бы распались. К счастью, альбом достиг четвертого места в США и был продан тиражом более 12 миллионов копий по всему миру.

News of the World (1977)

News of the World вышел через два года после того, как Queen закрепили за собой место одной из главных рок-команд мира. К выпуску пластинки коллектив столкнулся с трудностями, в первую очередь потому, что в середине семидесятых начал набирать обороты и входить в мейнстрим панк-рок. Queen решили не встраиваться в конъюнктуру — отошли от прогрессив-рока, упростили структуру песен и приблизились к классическому рок-звучанию. Альбом вступает с высокой ноты — сразу с двух стадионных гимнов: We Will Rock You и We Are The Champions. Даже спустя четыре десятилетия эти стадионные гимны остаются актуальными. Обе песни были написаны специально, чтобы публика могла взаимодействовать с музыкантами на концертах.

Если на предыдущих альбомах в плане авторства доминировали Меркьюри и Мэй, то на News Of the World на авансцену вышли Джон Дикон и барабанщик Роджер Тейлор. Дикону принадлежит один из синглов — рок-баллада Spread Your Wings и ритмичная Who Needs You с ритмами фламенко. Тейлор написал Sheer Heart Attack, для которого записал ритм- и бас-гитары и барабаны, а для Fight From the Inside помимо перечисленных инструментов Роджер записал вокал.

Отдельного внимания стоит обложка альбома: гигантский робот держит в руке две фигуры, разбитые и истекающие кровью, две другие падают из его рук. Барабанщик Роджер Тейлор был фанатом научной фантастики (позже он записал сольный альбом под названием Fun in Space) и был вдохновлен фотографией из старого научно-фантастического журнала. В 2012 году мультсериал Family Guy посвятил этой обложке часть эпизода — в одной из серий Стьюи Гриффин панически боится этого изображения. По словам создателя сериала Сета Макфарлейна, эпизод был основан на его собственном страхе перед обложкой, когда он был ребенком.

News of the World стал мультиплатиновым по всему миру, хотя поначалу и получил неоднозначные отзывы из-за того, что группа отказалась от сложных структур прогрессивного рока. Этот альбом важен в первую очередь для дискографии Queen, потому что коллектив кардинально поменял звучание — музыканты упростили структуру и переключились на более классический, стадионный рок, но не скатились в примитивизм. Жанровая перепрошивка спасла Queen от участи коллег, которых все-таки смыло волной панка из-за непоколебимой верности прогрессив-року (мы имеем в виду британцев Yes, Jethro Tull и Emerson, Lake and Palmer).

The Game (1980)

Queen достигли коммерческого пика в США, выпустив восьмой студийный альбом The Game. Главное отличие The Game от предыдущих работ Queen в том, что ранее музыканты либо создавали невероятно сложные песни, либо играли хард-рок. В этом альбоме Queen впервые использовали синтезатор (треки Save Me, Play the Game, Rock It, Coming Soon). В 1980-е синтезаторный звук был в тренде, поэтому проник и в дальнейшие треки коллектива. «Мы снова пыталась выйти за рамки обыденного», — комментировал изменение звучания Брайан Мэй. Именно в этот период Queen стали записывать откровенно танцевальные хиты. В альбоме фигурирует один из главных танцевальных боевиков коллектива — Another One Bites the Dust, написанный Джоном Диконом. В значительной степени трек построен на простом, но запоминающемся риффе бас-гитары. Басовая партия Дикона была вдохновлена треком Good Times диско-группы Chic. В интервью британскому NME бас-гитарист Chic Бернард Эдвардс заявил: «Эта песня Queen появилась потому, что басист Queen… провел некоторое время с нами в нашей студии». Кстати, Another One Bites the Dust не просто раскачивал любую вечеринку, но, возможно, не раз спасал жизни — его использовали в обучающих инструкциях по сердечно-легочной реанимации: ритм композиции соответствует правильному количеству сжатий грудной клетки в минуту.

The Game стал настоящим мировым бестселлером, попав в топ-10 чартов сразу в одиннадцати странах и получив золотой и платиновый статусы на основных рынках поп-музыки. Кроме того, альбом переплюнул News of the World 1977 по количеству проданных копий — более 4 миллионов экземпляров. Queen и продюсер Рейнхольд Мак также были номинированы на несколько премий «Грэмми» в 1981 году, что стало еще одним показателем их успеха.

Innuendo (1991)

30 лет назад никто и подумать не мог, что слушает последнюю работу Фредди Меркьюри. Innuendo записывали с марта 1989 по ноябрь 1990 года в студии Metropolis Studios в Западном Лондоне и Mountain Studios в Монтрё.

Как и Blackstar Дэвида Боуи, альбом буквально дышит осознанием скорой смерти. Релиз пластинки сопровождали слухи о серьезной болезни фронтмена, но Фредди хранил диагноз в тайне и поставил в известность только товарищей по группе и ближайшее окружение. Он сообщил сокомандникам, что намерен «продолжать работать, пока не упадет».

В музыкальном плане на этой пластинке Queen вернулись к истокам. Например, The Hitman основана на тяжелых риффах Брайана Мэя, а заглавную Innuendo критики сравнивают с Bohemian Rhapsody. Главный хит — пронзительную и душераздирающую The Show Must Go On — Фредди записывал, как утверждает Брайан Мэй, когда был уже совсем плох. Однако вокал сдал за один дубль, заглотнув перед этим пару стопок водки.

These Are the Days of Our Lives — также один из самых заметных синглов Innuendo — был выпущен в день 45-летия Меркьюри, а клип сняли в мае 1991 года, во время финального раунда борьбы артиста со СПИДом.

Увидев, насколько хорошо Innuendo была принята в первые две недели, Меркьюри настаивал на том, чтобы группа работала над новым материалом, пока позволит его состояние. «Чем хуже ему становилось, тем больше он хотел записывать материал», — объяснял Тейлор в документальном фильме BBC о группе. «Фредди в то время сказал: «Пишите для меня что-нибудь, я знаю, что у меня не очень много времени».

Разумеется, Innuendo нельзя назвать лучшим альбомом дискографии — он не лишен недостатков. А вот удачной точкой одной из самых ярких карьер в истории рока — наверняка.