С каким бюджетом стоит приходить на ярмарку?

Евгений Гранильщиков: На ярмарке всегда есть несколько стендов, представляющих молодых художников. Цены на их работы могут начинаться с 300 евро, но можно не стесняясь уточнять. Никто не требует от вас непременно что-то купить: просто обратить внимание на работу — уже хорошее начало. Лично меня интересуют художники, начавшие путь не так давно. Если я соберусь начать коллекцию, то выбор, несомненно, будет в пользу молодого искусства.

Саймон Рис: Имея бюджет 2500 евро, вы сможете ни в чем себе не отказывать. Выделите 500 евро на шампанское, кофе, книги, футболку и парочку принтов из раздела изданий. Затем 2000 евро на одну достойную работу начинающего художника (которому, скажем, лет 30 с небольшим). Мелочи можно подарить близким в качестве подарков (это еще и успокоит их по поводу трат на крупную покупку).

Если я не хочу ничего покупать, стоит ли приходить?

Саймон Рис: Посещение любой художественной ярмарки похоже на путешествие по родному городу. На самом деле Cosmoscow — Москва at her best. Гостиный Двор, где проходит ярмарка (в этом году она переместилась в Манеж. — Правила жизни), одно из самых красивых зданий Москвы с богатой архитектурой и каменной кладкой, наполненное прекрасными и очень разными людьми. Так что независимо от того, покупаете вы что-то или нет, ваш день будет похож на изучение нового района города или наблюдение за происходящим вокруг, как если бы вы сидели в уличном кафе.

А еще современное искусство — предвестник будущего, оно работает по типу научно-фантастического кино. Поэтому те, кто с интересом следит за новинками, определенно захотят стать частью масштабного мероприятия. Более того, ярмарка — пространство свободы мысли, в котором можно увидеть и изучить разные мнения о красоте, юморе, романтике и политике.

Предусмотрен ли дресс-код?

Евгений Гранильщиков: Обычно я оказываюсь на ярмарке в той одежде, в которой был на монтаже. Надеюсь, окружающим понятно, что я художник. Гостям советую одеваться в черное — беспроигрышный выбор в любой ситуации, особенно если не знаете дресс-кода.

Как не потеряться на этой большой ярмарке? И где, кстати, веселее всего?

Саймон Рис: Даже если вы вдруг заблудились, в этом есть преимущество. Например, вы договариваетесь с другом встретиться в 14:00 около павильона B7, а в 14:30 обнаруживаете, что даже не двинулись в его сторону. Ваш мобильный разрядился, а друг, уже с бокалом шампанского, случайно встречает другого знакомого. Как я уже говорил, ярмарки похожи на увлекательные путешествия по городу. Что касается того, на что обратить внимание, — будьте изначально открыты ко всему, что увидите. Вас могут удивить работы, которые не вызывали эмоций раньше.

Миша Бурый: В целом не припомню места на Cosmoscow, где было бы не весело. Фланируйте между рядами, подходите посмотреть то, что приглянется. Встречайте друзей и знакомых, болтайте… Веселее всего, конечно же, там, где вы.

Вижу, что тут все друг друга знают. Как лучше заговорить с незнакомыми людьми?

Евгений Гранильщиков: Знакомиться на ярмарке довольно легко. Но лучше не делать это в духе героев фильмов Вуди Аллена. Предположение, что все вокруг знают друг друга, — ошибочно. Каждый год я встречаю совершенно новых людей. Самое замечательное — знакомиться с художниками. Можно предложить выпить по коктейлю и обсудить работы, прогуляться по соседним стендам, спросить, на что еще стоить обратить внимание. Я например, довольно общительный, легко знакомлюсь и обмениваюсь контактами.

Саймон Рис: Люди мира искусства — одни из самых коммуникабельных и уверенных в себе. Кстати, они очень любят делиться своим мнением с каждым встречным. Так что просто встаньте неподалеку от оживленного обсуждения и выскажитесь — очень скоро вас вовлекут в диалог, из которого вы выйдете с первым другом из мира арта. Это подтверждено еще в 1970-х: опросы, проведенные в США и Великобритании, показали, что знакомства на подобных культурных мероприятиях очень часто перерастают в крепкую дружбу. В любом случае, попробовать обязательно стоит. А самые робкие пусть помнят, что наличие собеседника, который поделится мнением или идеей, сделает впечатления от выставки ярче. Поэтому на ярмарке стоит быть открытым и общительным. К тому же бокал игристого придаст смелости.

Мне кажется, я ничего не понимаю в искусстве — и почувствую себя глупо что в разговоре с художником, что во время публичной программы.

Саймон Рис: В искусстве нет места глупости, многое зависит от вашей точки зрения. Любой, кто изучает литературу или историю, регулярно читает газеты или уделяет внимание рекламе или фильмам, имеет право на собственное мнение. Просто сравните работу перед вами с культурной формой, которую знаете лучше всего. «Это напоминает мне «Мастера и Маргариту», «Стражей Галактики» или последнее шоу на российском телевидении. Излишне говорить, что собеседник может с вами не согласиться, но вы не ошибетесь.

Миша Бурый: Cosmoscow Talks и Медиафорум — это повод не только узнать что-то новое, но и познакомиться с новыми красивыми и интересными людьми. Весьма вероятно, что ваши соседи тоже ничего не понимают, и вы сойдетесь на этом, а если понимают — еще лучше: объяснят вам, что имел в виду лектор.

На ярмарке принято пить игристое. Вдруг я много выпью и потрачу все деньги?

Миша Бурый: Главное, не потратить на алкоголь больше, чем на работу художника.

Какое количество времени отвести на посещение Cosmoscow?

Саймон Рис: Программа ярмарки подразумевает пять блоков презентаций, на каждый из которых выделен один час, поэтому для знакомства со всеми проектами имеет смысл закладывать пять часов. Если вы действительно хотите что-то купить, но чувствуете, что, возможно, вам нужно время обдумать покупку, вернитесь на следующий день, чтобы взглянуть на эту работу свежим взглядом.