«Аритмия», реж. Борис Хлебников

Современная российская мелодрама о беде непонимания, которая терзает многих. Двое молодых врачей в Ярославле познакомились и завели отношения еще в институте. Сейчас оба пропадают на работе с утра до ночи, отвыкли делить вместе жизнь — и в основном соседствуют в быту и тушат личные пожары соло. Он — запойно пьет, потому что не может совладать с работой на скорой помощи и нагрузками после медицинской реформы. Она — работает запоем, чтобы не мириться с алкоголизмом мужа и потерянной автономией. Главных героев ждет очень болезненный путь навстречу, в котором придется не просто признать свою неправоту и несходство, но и факт, что в отношениях что-то безвозвратно утеряно.

«Брачная история», реж. Ноа Баумбах

Разговорная американская драма о том, какой дичью может обернуться бракоразводный процесс приятных и цивилизованных людей. Вначале роман казался логичным: что может быть плодороднее романтического и творческого союза режиссера и актрисы, которая его всегда поддерживает? Пара заводит ребенка и годами живет в согласии, но когда жена внезапно получает шанс перезапустить карьеру в Голливуде, два самолюбия, наконец, вступают в конфликт. Им было бы куда проще расстаться, если бы не любимый общий сын: именно ревность к ребенку превратит бывших союзников в самых жестоких конкурентов. Ссора Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон — один из самых ярких и трагичных конфликтов на экране за всю историю кино.

«Сцены из супружеской жизни», реж. Хагай Леви

Аккуратная современная адаптация ключевого бергмановского сюжета — долгого супружеского кризиса двоих реализованных взрослых. В паре нашего времени в исполнении Оскара Айзека и Джессики Честейн гендерные роли немного смещены: жена сделала ставку на карьеру и зарабатывает больше, а муж занимается писательством и исследованиями и остается дома с ребенком. На встрече с друзьями, которые проживают турбулентный период, герои начинают откровенно разговаривать о своих ожиданиях в связи с беременностью жены. Так выясняется, что в их внешне благополучной жизни, где каждый доволен статус-кво, задавленные надежды и желания отличаются от того, что герои манифестируют вовне.

«Любовь по‑взрослому», реж. Джадд Апатоу

Ромком о превратностях американской любви: вам исполняется сорок, подрастают двое детей, множатся долги и ломается здоровье. Пол Радд и Лесли Манн живут вместе сколько себя помнят, но тревога приближающегося 40-летия ставит обоих в тупик. С одной стороны, все уже слишком серьезно, но иногда хочется побыть ребенком — даже если собственные дети ходят в школу. С другой стороны, герои как будто бы знают друг друга вдоль и поперек, а на деле — живут двойной жизнью и не догадываются о скелетах в шкафах друг у друга. Апатоу очень остроумно перенес на экран свой семейный кризис, сняв в роли жены и дочек собственную жену и дочерей — способ комедийного режиссера осмыслить страхи кризиса среднего возраста и неуверенность в себе.

«К чуду», реж. Терренс Малик

Эпический рассказ американского классика о выходе из одних отношений и переходе в другие. Малик взял за основу сюжета собственную историю: первый брак закончился взаимной неудовлетворенностью, во втором автор наконец почувствовал себя как дома. «К чуду» передает сходства первых влюбленностей, свиданий и объятий, преемственность ссор и цикличность кризисов: вот только с подходящим человеком они проживаются на новом уровне, и нерешенные вопросы не повисают в воздухе дамокловым мечом. Поэтичная драма прикосновений и объятий с мягким закадровым голосом, размышляющим обо всем, что видит и чувствует каждый любящий и теряющий любовь человек.

«Эта дурацкая любовь», реж. Гленн Фикарра, Джон Рекуа

Горькая комедия о грядущем разводе со Стивом Кареллом и Джулианной Мур. Рядовой супружеский ужин заканчивается предложением жены расстаться: она давно влюблена в другого, не чувствует в муже желанного и надежного партнера и созрела для новых отношений. Главный герой переживает не только расставание, но и подавленное чувство гордости, когда вдруг на помощь ему по неизвестным причинам приходит яркий вуманайзер и обучает его искусству соблазнения женщин. «Эта дурацкая любовь» высмеивает мачизм и культуру «добывания девушек»: на каждого донжуана найдется умная девушка, которую не так легко покорить, на каждый неудачный роман — секретный ключ к пониманию, который может подобрать только человек, давно тебя любящий и знающий.

«Верность», реж. Нигина Сайфуллаева

Редкое для отечественного кино честное исследование близости и ревности в брачных отношениях. Молодая и прохладная женщина-врач подавляет в себе ревность к мужу: он актер, существует в совершенно другой, яркой среде и постоянно переписывается с одной из своих партнерш по площадке. В отсутствие секса, ласки и откровенных разговоров главная героиня рисует себе страшные сценарии неверности, хотя все могла бы исправить беседа по душам или навык постоянно уделять друг другу внимание. Все наши трудности — от безмолвия или неумения подобрать нужные слова.

«Последняя капля», реж. София Коппола

Драмеди неопределенных отношений с Рашидой Джонс и Биллом Мюрреем от автора «Трудностей перевода». София Коппола снимает фильм о своей ровеснице — взрослой замужней женщине, встревоженной частыми командировками мужа, его новой сексапильной ассистенткой и воспоминаниями об отцовских изменах. В разгар ее кризиса грешивший изменами папа материализуется, чтобы сблизиться с дочкой, а в диалогах подтверждает все ее опасения: действительно, женщине, которую хочешь и любишь, не подаришь кухонную утварь. Язвительный фильм Копполы — о вредной привычке жить чужим умом и нести поганое прошлое в собственный мир, который может быть устроен вообще по другим законам.

«Идеальные незнакомцы», реж. Паоло Дженовезе

Многофигурная трагикомедия о современном лицемерии и страхе разоблачения. Собравшись за одним столом, пары близких друзей решают в качестве шутки отложить телефоны — главное скопище современных секретов — подальше и на все звонки и сообщения отвечать вслух и видимо друг для друга. Судьбы нескольких героев давно переплетены сговорами и изменами, но станут прозрачными, только когда постепенно откроются карты. Твист в финале изменит восприятие зрителей: как и отношения героев, сам фильм Дженовезе окажется не тем, чем представлялся в самом начале.

«Дикая жизнь», реж. Пол Дано

Разочарование в американской идиллии 1960-х и испытание брака на глазах у подростка. Находящиеся в давнем кризисе и нужде муж и жена по‑разному справляются с общей бедой. Муж, лишившийся работы, отправляется геройствовать на лесные пожары. Жена остается с сыном-тинейджером в доме, который ей больше не по карману, и трудится за двоих, выбиваясь из сил. На горизонте появляется респектабельный взрослый мужчина, который может стать решением всех проблем, но никто не готов к тому, чтобы принять в семью чужака — при живом, хоть и отсутствующем отце. Фильм Пола Дано — одна из самых пронзительных историй родительского непонимания, которую приходится проживать ни в чем не повинному и растерянному ребенку, на глазах теряющему веру в родительскую преданность и безусловную любовь.