Боба Фетт и все-все-все: таймлайн вселенной «Звездных войн»

Вопрос о правильной последовательности просмотра «Звездных войн» занимает умы не один десяток лет. Хронологический порядок выхода фильмов и сериалов не имеет ничего общего с логикой событий; сами фильмы бывают достаточно ужасными; в канон входят игры, книги и мультсериалы, уследить за которыми ни один нормальный человек никогда не сможет. Кроме того, Disney, которому с определенного времени принадлежат «Звездные войны», любит отключать ненужный и слишком запутанный канон и вводить новый — еще более запутанный. Перед выходом сериала «Книги Бобы Фетта» Правила жизни составил актуальный на конец 2021 года канонический таймлайн вселенной «Звездных войн».
Боба Фетт и все-все-все: таймлайн вселенной «Звездных войн»
Disney

Старая республика

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Основные произведения: игры Knights of the Old Republic I и II; по слухам, будущий полнометражный фильм Таики Уайтити

Disney + Lucasfilm Animation

Малоизвестный массовому зрителю исторический период «Звездных войн» — Старая республика существовала за 25 тысяч лет до событий фильмов и была уничтожена ситхами. На закате Старой республики случилась война мандалорцев с джедаями, в результате которой планета Мандалор превратилась в выжженную пустыню, а ее уцелевшие обитатели разбрелись по галактике. Герой сериала «Мандалорец» вскользь упоминает об этих трагических событиях в восьмой и тринадцатой серии; можно не сомневаться, что рано или поздно Disney обратит на этот период самое пристальное внимание.

Новая республика (или просто Эра Республики)

Основные произведения: на сегодня — второстепенные книги и комиксы

Disney + Lucasfilm Animation

Во времена расцвета Новой республики (для этого исторического периода есть отдельное название Высокая республика) родились Йода, Чубакка, Квай-Гон Джинн и другие ключевые персонажи, а в политическом смысле были заложены все нарративные повороты, на которых выстроены большие кинематографические трилогии «Звездных войн». На экранах эта часть галактической истории пока не фигурировала, но в январе 2021 года Disney запустила книжную серию The High Republic, очевидно закладывающую фундамент для будущих фильмов и/или сериалов.

Падение Новой республики, Галактическая война

Основные произведения: «Эпизод I — Призрачная угроза», «Эпизод II — Атака клонов»

Disney + Lucasfilm Animation

Мутноватая история с Торговой федерацией и ее поползновениями на монополизацию торговых путей, ставшую причиной масштабной галактической войны, можно оставить за скобками — «Призрачная угроза» неслучайно считается многими самым слабым полнометражным фильмом саги. Примечательно другое: именно в это время влиятельный ситх Дарт Тиранус (в дальнейшем известный как император Палпатин) нанимает мандалорского наемника Джанго Фетта в качестве основы для армии клонов, тайно выводимых на планете Камино. В каноне отдельно упоминается, что Джанго был выбран не только за физические и боевые качества, но и за ненависть к джедаям — о ее причинах см. выше, в главе «Старая республика». В качестве оплаты Джанго Фетт получает своего персонального клона — Бобу Фетта; об их ранних совместных приключениях можно прочитать в комиксовой серии Star Wars — Age of Republic: Jango Fett.

Клонические войны

Основные произведения: "Эпизод III — Месть ситхов», мультсериал «Клонические войны», игра Star Wars: Republic Commando, будущий сериал «Оби-Ван Кеноби»

Выпущенные ситхами на волю клоны Джанго (и, соответственно, Бобы) Фетта начинают уничтожать джедаев по всей галактике. Первой битвой Клонической войны считается сражение на планете Геонозис, в процессе которого Мэйс Винду на глазах у Бобы убивает Джанго Фетта — что, разумеется, только укрепляет в нем ненависть ко всему джедайскому. В рамках галактической гонки вооружений насекомоподобные обитатели планеты Геонозис начинают строительство первой «Звезды смерти». Клонические войны заканчиваются превращением Анакина Скайуокера в Дарта Вейдера, геноцидом джедаев и, как выяснилось позже, созданием Верховного Лидера Сноука.

Эпоха Империи

Основные произведения: «Хан Соло: Звездные войны. Истории», «Изгой-1: Звездные войны. Истории», мультсериал «Звездные войны: Бракованная партия»

Для решения экспансионистских задач империи клонов, произведенных на Камино, становится недостаточно — с этого момента основной ударной силой армии ситхов становятся обычные человеческие штурмовики, рекрутированные на подконтрольных Палпатину и Вейдеру планетах. Как следует из мультсериала «Бракованная партия», имперское руководство довольно быстро решает уничтожить Камино и саму технологию клонировая солдат из опасения, что она попадет не в те руки. Спастись удается немногим.

Гражданская война

Основные произведения: "Эпизод IV — Новая надежда», «Эпизод V — Империя наносит ответный удар»

Disney + Lucasfilm Animation

Максимально известный широкому зрителю исторический период и нарративный центр вселенной «Звездных войн». После исторической битвы на планете Хот, Дарт Вейдер нанимает отряд дорогостоящих охотников за головами с целью поимки Хана Соло и принцессы Леи —удается это, разумеется, Бобе Фетту. Доставка замороженного Соло заказчику не обходится без приключений — правда, необязательных, глуповатых и доступных только в комиксе War of the Bounty Hunters — Precious Cargo. В родственной серии Bounty Hunters выясняется, что Джабба Хатт назначил награду за голову Бобы Фетта — на похищенного Соло у него были другие планы. В конечном итоге Фетт выставляет свою добычу на аукцион, где Джабба платит миллион кредитов и перебивает предыдущую ставку — вскоре после этого начинаются события «Возвращения джедая». Повстанцы уничтожают первую Звезду смерти.

Возвращение джедаев

Основные произведения: «Эпизод VI — Возвращение джедаев»

Disney + Lucasfilm Animation

Боба Фетт гибнет в желудке подземного монстра сарлакка — только затем, чтобы обрести бессмертие в массовой культуре. Повстанцы уничтожают вторую Звезду смерти при помощи лесных медвежат-эвоков, Анакин Скайуокер побеждает Палпатина, сбывается пророчество, в галактике наступают мир и счастье.

Новая республика

Основные произведения: сериал «Мандалорец», сериал «Книги Бобы Фетта»

Disney + Lucasfilm Animation

...Но не совсем. Республиканский флот добивает остатки имперских форпостов в галактике. Этот процесс продолжается около пяти лет, по истечении которых Республика и остатки Империи официально заключают мирный договор. В массовом каноне «Звездных войн» период Новой республики освещен подозрительно мало — о том, что происходило в это время, известно только из сериала «Мандалорец». Там же выяснилось, что Боба Фетт не совсем погиб в желудке сарлакка — события «Книг Бобы Фетта», судя по тизерам, происходят сразу после «Мандалорца». Также на заре Новой республики рождаются Финн, Капитан Фазма и другие основные герои заключительной (на сегодняшний момент) кинотрилогии.

Война Первого ордена с Сопротивлением

Основные произведения: «Эпизод VII — Пробуждение силы», «Эпизод VIII — Последний джедай», «Эпизод IX — Скайуокер. Восход», мультсериал «Сопротивление», интерактивный аттракцион в Диснейленде «Заря восстания» (да, это официальный канон «Звездных войн»)

Disney + Lucasfilm Animation

Свою уродливую голову снова поднимает реформированная Империя, на этот раз называющаяся Первый орден. Недовольные республиканской политикой звездные системы примыкают к ордену одна за другой; злодейское руководство в лице Кайло Рена и Верховного Лидера Сноука, по уже сложившейся традиции, строит новую Звезду смерти — в пять раз больше предыдущей и под названием Звездный убийца. По другой традиции, Кайло Рен убивает старшего товарища Сноука и становится единоличным руководителем Первого ордена. Повстанцы уничтожают третью Звезду смерти. Обнаруживается клонированный Палпатин, которого побеждает Рей Скайуокер (если вы запутались, то это нормально — по мнению критики и зрителей, в концу третьей трилогии запутались даже ее создатели). В конечном итоге, в галактике наступают мир и счастье.