Как должен выглядеть идеальный летний опен-эйр: объясняем на примере Flow Festival

Неделю назад в Хельсинки отгремел Flow Festival. Пятнадцатый год подряд финны умудряются превращать некогда заброшенный индустриальный район в музыкальный рай с удивительным разносторонним лайнапом (в этом году список возглавил Кендрик Ламар). Разбираемся, почему финский фестивальный формат претендует на уникальность и стремится к идеальному опен-эйру.
Как должен выглядеть идеальный летний опен-эйр: объясняем на примере Flow Festival

Сочетание несочетаемого

Правила жизни впервые обратил внимание на Flow Festival несколько лет назад. Мы сразу поняли, что ничего похожего на ближайших европейских площадках не найти: на целых три дня заброшенная электростанция Сувилахти (которая, к слову, находится всего в двадцати минутах езды от центра) превращается в маленький завод по производству радости и дружелюбия: атмосфера (хоть и слово это нехорошее, избитое) электризуется и обретает характерные черты дома, в котором есть место самым разным и неожиданным вещам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Flow Festival — событие не только музыкальное. Для него хорошо подошло бы понятие «гезамткунстверк», принятое еще в XIX веке в Германии для определения сложного объекта искусства, вобравшего в себя многие виды и жанры. Временные проекты молодых архитекторов, выпускников университета Алвара Аалто, придумавшего минималистичный финский дизайн, соседствуют с инсталляциями современных художников, показы новых фильмов сопровождает современная гастрономия: фудкорты с десятками ресторанных проектов курируют новомодные финские шефы — неслучайно, видимо, Моррисси, выступая здесь два года назад, заявил со сцены: «I love this country more than I love food» («Я люблю эту страну больше, чем еду». — Правила жизни). Особый акцент сделан, конечно, на здоровую пищу. Что нечасто сбывает фестивалями-собратьями, на Flow Festival еще и наливают — финны все-таки мерзнут — пиво, вино и игристое. Публику можно назвать максимально мобильной и пытливой: хорошо одетые иностранцы разных возрастов (для многих фестиваль — как водится, повод выйти в люди) стараются не обойти стороной ни одну зону, ни одну музыкальную сцену.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мировые звезды рядом с молодыми и яркими

Специально на Flow Festival приезжают выступать суперзвезды. В этому году это были Кендрик Ламар, Патти Смит, Arctic Monkeys, Шарлотта Генсбур, St. Vincent, Lykke Li. Обычно их распределяют по двум основным сценам, каждая из которых выглядит скорее как отдельный концертный зал со своим цветовым и световым решением. Свои площадки есть и у артистов калибром поменьше: скажем, пространство 360 Baloon, похожее на цветной амфитеатр с дискоболом по центру, — в основном, выделяют для джазовых музыкантов. Хотя в этом году там выступал, например, знаменитый Орландо Джулиус, прадедушка африканского фанка. В то же время особые места отводятся для экспериментальной (темный длинный ангар) и клубной музыки (сцена проекта Resident Advisor), а также для r’n’b (Black Tent). Туда привозят и тех, кого авторитетные или отраслевые медиа вроде Pitchfork, BBC Radio или The Guardian называют надеждой современной музыкальной сцены — Yaeji, Sigrid, Shame. Их заметили в 2018-ом, и тут же привезли на Flow Festival.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ресайклинг и забота

Это можно посчитать каким угодно сектантством, но на Flow Festival практически все — от вилки до бутылки — подлежит вторичной переработке. Мусор предлагают выбрасывать в разные контейнеры, но даже если этого не происходит, тонны пластика и бумаги вывозят ежедневно и сортируют специально обученные люди. За каждый стакан или пустую бутылку, которую, между прочим, можно пополнять питьевой водой из кранчиков совершенно бесплатно, на стойке сбора пластика возвращают один евро. Более того, в этом году на площадке фестиваля стихийно рассадили зеленые растения — погода в начале августа была благодатной. Заботиться здесь принято и о пресловутом человеческом комфорте: во время дождя на входе раздают полиэтиленовые плащи с капюшонами, wi-fi в зонах отдыха работает бесперебойно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как все начиналось

Все начиналось с музыкального коллектива под названием Nuspirit Helsinki. Его в конце 1990-х организовал местный продюсер и энтузиаст Туомас Каллио, которому сейчас принадлежат несколько ночных клубов в Хельсинки, включая знаменитый Kaiuku, отмеченный всеми возможными туристическими гидами. С 2004 года Flow Festival становится ежегодным и сменяет несколько локаций, постоянно расширяясь. Последние годы он проходит на той самой территории бывшей электростанции, вокруг которой недавно начали строить элитное жилье (хотя такого понятия в Хельсинки просто не существует: муниципалитет всегда выкупает у застройщика несколько квартир по льготной цене для пенсионеров и студентов). Жалко, сетуют организаторы, что площадка не резиновая и не может расширяться бесконечно. Иногда — особенно на выступлениях артистов уровня Кендрика Ламара — кажется, что места всем уже не хватит.

Голые цифры Flow Festival 2018:

  • Территория в более чем 10 гектаров
  • 84 000 проданных билетов
  • 11 сцен
  • 130 музыкантов
  • 40 ресторанов