Закройте глаза на минутку и вспомните, как первый раз влюбились. Вам наверняка хотелось быть с этим человеком везде и всегда, отдать ему последнюю вещь. Вы наверняка обещали любить друг друга до конца жизни. В мире магии подобные обещания — не пустой звук. Так, однажды скрепили отношения волшебством Альбус Дамблдор (Джуд Лоу) и Геллерт Гриндевальд (Мадс Миккельсен). Это был своего рода пакт о ненападении, высеченный на медальоне и скрепленный кровью. С тех пор они не имеют права причинять вред друг другу. Сказка!

Но любовь проходит даже у волшебников, и бывшие начинают вести себя не благороднее магглов, которым разбили сердце. Дело усугубляется тем, что волшебники оказываются по разные стороны морали: Альбус окружает себя магией светлой, а Геллер жаждет безграничной темной власти. Но заклинание, в отличие от устных клятв, разорвать не получается. Об этом и еще о парочке склетов в шкафу будущего директора Хогвартса и рассказывают «Тайны Дамблдора».

Джоан Роулинг за последний год записали в персоны нон грата из-за трансфобных высказываний в твиттере и попыток отстоять свою точку зрения. Казалось бы, проще простого прислушаться к интернет-апологетам «новой этики» или хотя бы не говорить ничего вовсе. Но писательница не унималась, а студия Warner Bros., которой принадлежат права на экранизацию поттерианы, ее активно отменяла вслед за Джонни Деппом (актер до сих пор расхлебывает последствия несчастливого брака с Эмбер Херд). Кажется, уже третьих по счету «Фантастических тварей» преследовало проклятие, не слабее чар могущественного Волан-де-Морта. И это мы еще опускаем череду переносов, связанных с ковидом.

Очевидно: нужно было спасать положение. Роулинг, например, задвинуть на край финальных титров. Неугодного Деппа заменить по‑настоящему народным любимцем Мадсом Миккельсеном (после «Еще по одной» актер им точно стал). Сделать ставку на дайверсити: гею Альбусу Дамблдору подарить полноценную любовную драму с заклятым врагом, Гриндевальда окружить «околоквирными» героями и героинями, мужских персонажей сделать более уязвимыми, чем женские. А еще срифмовать происходящее в мире магии с приходом ко власти Адольфа Гитлера и другими событиями, предварившими Вторую мировую войну. Итог: происходящее на экране пугающе актуально.

Но как бы привлекательно ни звучало все вышеперечисленное, громкого и захватывающего блокбастера не получилось (а именно этого зритель и ждет от «Тварей» — при всех минусах предыдущие части франшизы спасала зрелищность). На этот раз мы получаем в сухом остатке драматургию, заставляющую персонажей порой бессмысленно скакать с места на место, менять характер буквально за одну-две сцены, а иногда еще и выглядеть нелепо (как, например, в момент спасения брата Ньюта Саламандра из немецкой грот-тюрьмы), и масштабы, уступающие недавнему, технически едва ли не совершенному «Бэтмену» Мэтта Ривза. Кинокомикс, к слову, еще и более созвучен новым российским реалиям. И самое грустное — отсутствие тех самых «тварей» (создатели демонстрируют от силы четырех). Причем трех из них мы уже видели. Умилялись, конечно, но сколько можно?

Если же отставить зрительское брюзжание и последовать как раз за чувствами, с которых мы начали, то «Тайны Дамблдора» скорее обрадуют, нежели разочаруют. И не скрипками, которые неизменный композитор серии Джеймс Ньютон Ховард снова заимствует у классика киномузыки Джона Уильямса. И не открыточным Хогвартсом, в который на пару сцен заносит (опять же без особого повода) персонажей. Выбравшись на передний план, любовная линия бередит личные переживания, заснувшие в эпоху мировых потрясений. Заставляет вспомнить всех своих возлюбленных и попробовать либо простить их, либо наконец извиниться: многие из нас бывали не только тихим и аскетичным Альбусом, но и требовательным и эгоистичным Геллертом.

Неслучайно драма в финале, с одной стороны, оставляет героя Джуда Лоу в одиночестве под снегом, пробуждает внутреннюю меланхолию, а с другой — позволяет испытать что-то вроде катарсиса, закрытия очень глубокого гештальта. А если лента не так уж и удачна, но сравнима с сеансом психотерапии, то тоска отступает — и значит, два с половиной часа хронометража отработали свое.

P. S. Для особенно интересующихся: актер Александр Кузнецов в роли Хельмута на месте и органично вписывается в сеттинг «Тайн Дамблдора».