РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проиграть — так миллион: 8 лучших фильмов о казино

75 лет назад, теплым летним вечером 1947 года, через открытое окно своего дома в Беверли-Хиллз был застрелен Багси Сигел, легендарный гангстер, вложивший деньги мафии в строительство казино в Лас-Вегасе. Мы изучили историю вопроса через призму кино: как кинематограф в разные годы показывал бытование игроков и игорных заведений.
Проиграть — так миллион: 8 лучших фильмов о казино

«Багси» / Bugsy (1991)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Багси»

Импозантный нью-йоркский гангстер с взрывным характером Бен Сигел (Уоррен Битти) ненавидит, когда его называют Багси, что значит «слетевший с катушек». Он приезжает по делам в Лос-Анджелес, встречает на голливудской студии волшебную женщину Вирджинию Хилл (Аннетт Бенинг) и решает задержаться в городе. Во время путешествия в Неваду Багси инспектирует принадлежащее мафии казино и решает, что это чертова захолустная дыра, где все нужно изменить, хотя казино и в нынешнем виде приносит прибыль. В дороге он ссорится с Вирджинией. Она высаживает из машины Багси и гангстера Мики Коэна (Харви Кейтель) прямо посреди пустыни — именно тогда на него «снисходит божественное откровение»: вместо убогого казино нужно отгрохать в Лас-Вегасе роскошный игорный дворец-гостиницу и назвать в честь прозвища Вирджинии «Фламинго». Но расходы на строительство из одного миллиона превратились в шесть, боссы мафии решили, что Багси их грабит, и приговорили подельника — он был убит выстрелом в глаз. Это убийство превратилось в факт поп-культуры и не раз воспроизводилось в фильмах и сериалах — от «Крестного отца» и «Однажды в Америке» до «Клана Сопрано». А на съемках фильма «Багси» жизнь подражала искусству: когда голливудский сердцеед Уоррен Битти, два десятилетия мечтавший сыграть Багси, увидел на пробах Аннетт Бенинг, поступил так же, как его герой — влюбился с первого взгляда и решил жениться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Казино» / Casino (1995)

«Казино»

Если присмотреться к сюжету самого знаменитого фильма про игорный бизнес, можно обнаружить сходство с историей Багси. Сэма Ротстина по прозвищу Туз (Роберт Де Ниро) боссы мафии назначают заведовать казино в Лас-Вегасе под присмотром неистового бандита Ники Санторо (Джо Пеши). Туз страстно влюбляется в роковую блондинку Джинджер (Шэрон Стоун), но та никак не может забыть своего бывшего сутенера, даже когда выходит замуж за Туза — Багси тоже дико ревновал Вирджинию и ненавидел сплетни о ее любовниках. В фильме есть и эпизод в пустыне, где Туз и Ники яростно спорят о положении дел вокруг игорного бизнеса. А когда боссы мафии попадают под колпак ФБР, они приговаривают Туза к смерти — другое дело, что повезло ему несколько больше, чем Сигелу. История взлета и падения Туза, рассказанная Мартином Скорсезе как эпик, напоминает, что фортуна переменчива: «Натура — дура, судьба — индейка, а жизнь — копейка», и пока Туз управляет делами казино, жизнь кидает его, как фишку по зеленому сукну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Игрок» (1972)

"Игрок" Алексея Баталова
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Достоевский сочинил роман «Игрок», чтобы поправить денежные дела, когда вдребезги проигрался в немецком казино в рулетку и потерял не только свои деньги, но и всю наличность подруги Полины Сусловой. Герой «Игрока» — его альтер эго. Молодой обедневший дворянин Алексей Иванович (Николай Бурляев) служит гувернером у детей отставного генерала в немецком курортном городке. Поначалу он даже не подходит к игорному столу, одержимый лишь страстью к падчерице генерала Полине. Но ради Полины он все же идет в казино и выигрывает огромную сумму. Девушка все равно отвергает его, и Алексей становится игроком. Сильнейший образ фильма — Бабуленька (Любовь Добржанская), богатая старуха из Москвы, проигравшая большую часть состояния в рулетку. Как ни пытаются зависимые от ее наследства родственники оттащить ее от стола, она лишь бормочет: «Жива не буду — отыграюсь!» Советский фильм снимался совместно с чешской киностудией Barrandov, и придуманный Достоевским городок Рулетенбург в нем изображали Карловы Вары, где впоследствии будет снят другой знаменитый фильм про Джеймса Бонда за игорным столом — «Казино "Рояль".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Игрок» / The Gambler (1974)

Аксель Фрид (Джеймс Каан) преподает литературу в нью-йоркском колледже и страдает от игровой зависимости. Точнее, от последствий его проигрышей страдают все, кроме него: его девушка Билли (Лорен Хаттон) тревожится, когда ночью в квартиру вваливаются грозные амбалы, которым он задолжал, а матери приходится вручить Акселю $44 тысячи, чтобы букмекеры не переломали ему ноги. Но Аксель, внимательно читавший Достоевского, следует пути его героя. Он едет с Билли в Лас-Вегас, чтобы сыграть на эти деньги в рулетку, — и выигрывает! Беда в том, что одновременно он ставит деньги на бега у нью-йоркских букмекеров и проигрывает. Но на самом деле деньги его не интересуют — он упивается возможностью сыграть в орлянку с судьбой, будто подначивая ее разделаться с ним самым жестоким образом. Автор сценария Джеймс Тобак написал «Игрока», подражая Достоевскому и основываясь на собственной биографии, и очень хотел, чтобы Акселя сыграл Роберт Де Ниро. Но режиссер выбрал Джеймса Каана, который после выхода «Крестного отца» (он играл Санни) был на пике карьеры и излучал такую мощную сексуальную притягательность, что сама судьба влюбилась бы в него, будь она женщиной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Роковая восьмерка» / Sidney (1996)

"Роковая восьмерка"

Пожилой джентльмен в строгом костюме по имени Сидни (Филип Бейкер Холл) находит на пороге закусочной в Неваде Джона (Джон С. Райли), с потухшим взглядом и без гроша в кармане. Угостив бедолагу сигаретой и чашкой кофе, он выясняет, что тот пытался выиграть в Вегасе денег на похороны матери, но проиграл последнее. Сидни берет парня под крыло, везет обратно в Вегас и учит, как вести себя в казино аккуратно и выигрывать небольшие суммы. В Вегасе он берет под свое покровительство еще и официантку из казино Клементину (Гвинет Пэлтроу), которая подрабатывает проституцией. Скоро между ней и Джоном завязывается роман, но Клементина пытается напоследок выбить денег из несговорчивого клиента, и Сидни приходится вытаскивать из неприятностей девушку и вступившегося за нее Джона. К финалу становится понятно, зачем Сидни вообще подобрал непутевого Джона — оказывается, на это у него была веская причина. В дебютном фильме Пол Томас Андерсон вывернул наизнанку жанровый канон: тут есть азартные игры, роковая любовь, тайна и бандитские разборки, но все это выглядит на экране не как стандартный криминальный триллер, а как печальная джазовая баллада о смысле бытия. Даже локацией для съемок большей частью был не роскошный Вегас, а городок Рино, бывшая игорная столица США.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мелодия из подвала» / Mélodie en sous-sol (1966)

«Мелодия из подвала»

Отсидев пять лет за попытку ограбления, из тюрьмы выходит маститый вор Шарль (Жан Габен). Жена предлагает ему купить на ее сбережения гостиницу на юге Франции, но Шарль — профессиональный вор, не мыслящий себя мелким предпринимателем. Он решает провернуть последнее крупное дело — под конец сезона ограбить «Палм Бич», самое знаменитое казино в Каннах. На дело он берет молодого авантюриста Франсиса (Ален Делон), с которым познакомился в тюремной камере, и его честного и скромного зятя Луи (Морис Биро) в качестве шофера. Фильм увековечил облик знаменитого каннского казино с отелем и бассейном: по его крыше с белыми башенками в мавританском стиле герой Делона будет карабкаться, чтобы проникнуть в денежное хранилище через шахту лифта. В фильме много незабываемых моментов: вот молодой Делон в расцвете мужской красоты ползет по вентиляционной трубе под потолком игорного зала, а вот он пытается утопить в бассейне набитые деньгами сумки. Финал фильма с сидящим у бассейна невозмутимым Габеном в темных очках, который видит, как на поверхности воды плавают купюры, будто осенние листья в пруду, навсегда останется одним из самых стильных в истории кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Крупье» / Croupier (1998)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джон Манфред (Клайв Оуэн) — молодой амбициозный парень, который хочет сочинить великую книгу о человеческих нравах и с этой целью устраивается работать в лондонское казино. Крупье обязаны следовать целому своду правил: не вступать в отношения друг с другом и с клиентами и сразу же доносить руководству, если заметят, что коллеги жульничают у игорных столов. Джон старается быть невозмутимым, сам никогда не играет в карты и рулетку и свысока взирает на жалких людишек, предающихся пороку азартных игр. Но скоро вся его сдержанность улетучивается: вначале он спит с девушкой-крупье, потом выпивает с парнем, который крадет фишки, а в итоге вступает в сговор с клиенткой, которая планирует ограбить казино. По мотивам этих приключений Джону все-таки удается написать бестселлер, который он выпускает анонимно. Финальный твист переворачивает историю Джона с ног на голову: парень думал, что держит свою жизнь под контролем, но оказывается, все это время он был лишь пешкой в чужой игре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тормоз» / The Cooler (2003)

«Тормоз»

Здесь явно чувствуется влияние великого «Казино»: Алек Болдуин играет управляющего Шелли, очень похожего на Туза. Он нанимает на работу невезучего Берни (Уильям Х. Мэйси) — тот проигрался, не смог вернуть долг, и за это по указанию Шелли ему перебили колено бейсбольной битой. Теперь Берни подвизается в казино в качестве «тормоза». Так называют людей, которым страшно не везет, — их подсаживают за столики, где клиенты начинают выигрывать, чтобы перебить удачу. Берни послушно выполняет пятилетний контракт, но когда знакомится с официанткой Натали (Мария Белло в этой роли явно подражает Шэрон Стоун), неожиданно попадает в неприятности. Берни собирается покинуть казино, но Шелли строит козни и не хочет его отпускать. В этом фильме отрицательный герой едва ли не интереснее положительных: Алек Болдуин очень хорош в роли консерватора и традиционалиста, видевшего расцвет Лас-Вегаса и не желающего допускать в свое казино новых веяний. Казино называется «Шангри-Ла» — это вымышленная заповедная страна, отделенная от цивилизации неприступными горными хребтами. Шелли хочет, чтобы клиенты чувствовали себя в казино будто в этой стране — отгороженными от реальности. Но Берни хочет сокрушить эти чары и вырваться из Вегаса, «где никогда не наступает день».

Загрузка статьи...