«Пионер»

Кирилл Хованский, директор

У нас независимый и  несетевой кинотеатр. Посещаемость с  марта 2022 года снизилась на  20−30% - это по  сравнению с  доковидными показателями. В  среднем по  индустрии кинотеатры потеряли до  50% посетителей. Можно предположить, что основных причин здесь две: во‑первых, в  репертуаре больше нет голливудских новинок, во‑вторых, людям стало как-то не  до  кинематографа.

Есть зрители, для которых уход мейджоров означает, что кинематограф вообще закончился. В  соцсетях нас то  и  дело спрашивают: «А  что, разве в  кино что-то еще показывают?» С  другой стороны, есть и  те, кому нравится классика в  повторном прокате. Культовые вещи и  раньше показывали — эти фильмы собирают лучше, чем некоторые новинки, — но  сейчас, в  отсутствие больших релизов, так будут делать чаще.

В  соцсетях, кстати, тоже стало потише — отчетливо видно, что люди начали проводить там меньше времени после блокировки фейсбука и  инстаграма, и  вообще все меньше интересуются развлечениями. Кинотеатрам важна постоянная коммуникация со  зрителями, нужно рассказывать о  фильмах в  прокате, о  событиях, но  поддерживать такую коммуникацию становится все сложнее. Есть ощущение, что те  зрители, которые ходили только на  блокбастеры, теперь не  интересуются большим экраном и  переходят в  онлайн — в  том числе и  на  пиратские площадки, где все есть.

Авторское кино пострадало в  меньшей степени. Конечно, оно стало чуть реже выходить, но  аудитория по‑прежнему заинтересована — в  наших соцсетях это хорошо видно. О  таком кино можно интересно рассказать, найти отклик среди постоянных зрителей. У  нас ведь есть не  только зал, у  нас еще есть экспертиза — «Пионеру» доверяют и  знают, что репертуар мы  тщательно отбираем.

Так что мы  продолжаем показывать новые релизы и  придерживаться своей традиционной репертуарной концепции — то  есть делать то, что интересно нашей аудитории. Публичная программа кинотеатра — это наша сильная сторона: мы  привлекаем зрителей как новинками, так и  разного рода специальными показами, ретроспективами режиссеров, собственными кинофестивалями. Конечно, все это требует кропотливой работы — спланировать и  организовать большое мероприятие, пригласить интересных спикеров. В  основе всего — работа с  сообществом зрителей.

Чтобы выжить, кинотеатрам, до  сих пор жившим за  счет блокбастеров и  релизов мейджоров, теперь придется работать не  только с  контентом, но и  с  контекстом — а  мы  так делаем с  первого дня работы.

Российская киноиндустрия не  переживала такого глубокого кризиса, наверное, с  1991 года. Роль сыграл не  только уход западных компаний и  западного кинематографа, но  и  два года пандемии. Это видно и  по  цифрам среднего чека, и  по  количеству зрителей. Надо сказать, что проблема комплексная — и  уже сейчас видны контуры проблем, которые будут возникать дальше. Стримингам будет сложнее выживать без западного контента — а  есть высокая вероятность, что и  они его потеряют. Многие кинотеатры уже сейчас закрываются полностью или ограничивают работу залов. Картины известных в  мире российских режиссеров часто снимались в  ко-продукции — сейчас это практически невозможно.

«Москва»

Максим Першин, акционер

Посещаемость кинотеатров упала. Сначала многим было просто не до кино. Потом, когда люди пришли в себя и готовы были смотреть фильмы, оказалось, что кинотеатрам нечего им предложить. У прокатчиков есть вполне качественные фильмы, но, скажем так, не из той категории, которая собирает кассу. Наша выручка упала на 77%. Это лучше, чем в пандемию, но все равно чувствительно. И мы далеко не в худшем положении. Наш кинотеатр особенный. Зритель идет к нам не только посмотреть фильм, но и посидеть в ресторане, провести время с семьей. Кино для нас — только часть сервиса, который мы предлагаем. Предположу, что для обычных кинотеатров падение выручки составило до 90%.

Кинотеатры как бизнес оказались на грани банкротства. Не важно, есть у нас «большие» фильмы для проката или нет, нам нужно по‑прежнему платить заработную плату сотрудникам, аренду — собственникам коммерческих площадей, налоги — государству. Арендодатели пока не спешат сделать шаг навстречу и предложить скидки. Хотя в полупустых торговых центрах кинотеатры могли бы стать главным генератором трафика.

Поддержка государства? Пока от госорганов идут разнонаправленные сигналы. В других областях государство более активно поддерживает бизнес, например, легализовав параллельный импорт. Наши профильные структуры пока не предлагают подобных мер. Звучали обещания поддержать индустрию, по крайней мере в той части, которая касается показа отечественного кино, но пока дали только отсрочку по социальным выплатам, которая покрывает всего одну месячную зарплату.

Нас часто спрашивают, почему бы не показывать пиратский контент? Кинофильм — это не автозапчасть, которую можно полуофициально приобрести в соседней стране и привезти в Россию. До санкций кинотеатры получали лицензионный контент на электронных носителях с отдельным ключом под каждую площадку. Наше оборудование зарегистрировано на серверах у правообладателя. Ввезти фильм «параллельно» технически непросто. И не будем забывать, что закон об интеллектуальной собственности в России никто не отменял.

Чтобы российское кино сравнялось по сборам с зарубежным, должен пройти не один год. Да, был замечательный фильм «Серебряные коньки», который принес неплохие деньги. Своя аудитория у российского продукта, безусловно, есть. Но, если мне не изменяет память, Фонду кино выделяют сумму, сопоставимую с бюджетом одного блокбастера категории «А».

Павел Буря, продюсер

У меня три кинотеатра в  Амурской области — в  городах Свободный, Благовещенск и  Белогорск. Зимой ослабли ковидные ограничения — и  люди начали возвращаться в  кинотеатры. На  март у  нас были назначены громкие премьеры — на «Бэтмена», например, мы  открыли предпродажи и  уже достаточно много билетов продали. Но  после 24 февраля голливудские компании ушли, и  выручка снова упала на  50−70%.

Сейчас мы  берем в  прокат все, что выходит. В  Благовещенске, например, шестизальный кинотеатр, и  этого вполне хватает, чтобы показать весь доступный репертуар: идет больше двадцати фильмов. Кроме того, крупные студии всегда требовали большого количества сеансов для своих фильмов — до  40−50% от  всех. А  сейчас репертуар получается увеличить. Хотя фильмов больше, но  собирают они, к  сожалению, меньше.

Помимо того, что вырос ассортимент, фильмы начали работать вдолгую. Если раньше мы крутили фильм три недели, а на четвертую приходили новые — и нужно было под них освобождать сеансы, то сейчас у нас появилась возможность этот подход изменить. Например, фильм «Казнь» Ладо Кватании идет уже два месяца и даже доступен онлайн — а люди продолжают на него приходить. Я надеюсь, такой подход пойдет на пользу российскому кино — люди лучше его узнают.

Планы сейчас строить бессмысленно. Мы  что-то автоматизировали, какие-то процессы оптимизировали. Как работали, так и  продолжим. Тот уровень дохода, который есть сейчас, позволяет работать без убытков. На  каждом углу просят субсидии, поддержку от  государства — мы  этого делать не  собираемся. К  нам приходят из  городского муниципалитета, спрашивают, как дела. Отвечаем: нормально. Что значит «нормально»? Мы  не  планируем закрываться, люди идут. Последний уикенд наблюдали рост выручки, что дает повод для оптимизма. Понятно, что мы  не  зарабатываем как хотелось бы — но  я  не вижу в  этом большой проблемы.

Мы  предприниматели и  понимаем риски. Все постоянно меняется. Рынок, конъюнктура, законы. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает — это нормально. В  какой-то момент кинотеатры начали прятаться за  ширму «объектов культуры». «Мы - объекты культуры, нам надо помогать». Надо как-то определиться. Если вы  бизнес — это одно. Если объекты культуры — то  и  не страшно поработать какое-то время без дохода, для людей. Ну, останемся мы  на  год или больше без голливудских блокбастеров. Есть российские фильмы, на  которые идут все больше. Какие-то кинотеатры последние два года выжили только за  счет субсидий, а  как бизнес не  работают. Сидят и  ждут, чтобы им  еще дали денег. Я  думаю, ничего страшного не  произойдет, если треть кинотеатров закроется. Другой вопрос — в  маленьких городах, в  которых всего один кинотеатр. Такие, конечно, государству стоило бы поддержать, чтобы не  нарушать географию кинопроката. А  если в  городе было девять кинотеатров, а  останется шесть — ну  и  что в  этом такого? Как говорится, «отлив показал, кто купался голый».

«Иллюзион»

Александра Лаврова, арт-директор

Нам немного легче, чем другим кинотеатрам. Старое архивное кино — это то, за  чем люди чаще всего идут в «Иллюзион». Не  знаю, как дело обстоит в  крупных сетях, но  на  наших сборах существенно отразилось снятие ковидных ограничений, а  также программа «Пушкинская карта». Примерно пятая часть сборов за  апрель — это как раз оплата по «Пушкинской карте».

Костяк репертуара составляют наши собственные программы, поэтому аудитория остается прежней. Голливудские релизы исчезли, но  мы  по-прежнему стараемся формировать прокатный репертуар из  современного авторского кино и  классики мирового и  отечественного кинематографа.

В  марте — на  удивление — случился всплеск посещаемости. Хорошие сборы были у  иностранного авторского кино, которому удалось остаться в  прокате («Худший человек на  свете», «Сядь за  руль моей машины»), потом выстрелили «Брат» и «Брат-2», которые собирали у  нас полные залы несколько недель подряд. А  в  апреле подоспел юбилей Тарковского, и  в  прокат вышла вся его фильмография. На  нашей площадке «Зеркало» и «Сталкер» побили все рекорды, фильмы стоят в  прокате уже почти два месяца, а  люди продолжают на  них ходить. Думаю, потребности у  людей не  поменялись — им  хочется смотреть хорошее кино на  большом экране, а  мы, как можем, стараемся дать им  такую возможность. Как и  все, ждем осени и  надеемся, что что-то изменится. А  пока готовим несколько интересных программ на  лето. Мы  предполагаем, что самая низкая точка еще впереди.