Ася Литвинова

Начинающий иллюстратор, работала в коллаборации с брендами Microcosm Design и Garnet Garden, рисует для «Афиша Daily» и джаз-клуба Алексея Козлова, сотрудничала с Esquire.

«Я родилась и выросла в городе Фрязино. Иллюстратором стала только после того, как прошла через роль математика, бизнес-информатика и аналитика. И математика, кстати, очень мне помогла. Благодаря математике я знаю, что можно решить абсолютно любую задачу, надо просто придумать как. И, разумеется, математика дарит тебе критическое мышление — я во всем сомневаюсь до тех пор, пока не проведу подробный анализ.

Грустная история: однажды мне довелось собираться на тот свет, и я решила напоследок заняться тем, о чем всегда мечтала. Собраться с мыслями тогда помогла мама. Она сказала, что надо жить, но каким-то очень нужным тоном. Еще помогла музыка — ее я тогда я слушала постоянно.

Поступила в «Британку» к Виктору Меламеду на курс иллюстрации, отучилась, а потом выздоровела. Со временем весь драматизм случая прошел, и я смогла сосредоточиться на том, что вдохновляет меня в иллюстрации. Самая большая сложность в освоении нового — это постоянная нехватка времени. Мне было сложно переключиться с предыдущей профессии. В начале пути всегда кажется, что ты самозванец и щенок. Еще я жуткий интроверт — мне сложно дается продвижение себя, своего творчества.

В своих работах я отражаю переживание момента и строю для героев маленький мирок. В работах других художников всегда ищу то, что не у всех на виду. Радуюсь, когда нахожу.

Я вообще очень люблю детали, они создают своеобразное «второе дно» в моих работах. Там все мои личные переживания».

Мария Шишова

Участница арт-группировки «Кисеты», преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Как иллюстратор сотрудничала с такими изданиями, как GQ, Women’s Health, Forbes, «Батенька, да вы трансформер», Wonderzine, «Яндекс Музыка», «Кинопоиск», издательство «Новое литературное обозрение». В 2019 году рисовала Google Doodle.

«Сейчас я не то чтобы увлекаюсь музыкой, не слишком часто ее слушаю, но в юности она была для меня важнее всего на свете. Я сидела на всяких музыкальных форумах, ходила на концерты. Очень многие из тех, с кем мы сошлись на этой почве, до сих пор мои друзья.

Когда я придумывала иллюстрацию для «Правил жизни», поняла, что все мои основные воспоминания так или иначе связаны с музыкой. Самое крутое — живой концерт или фестиваль. Я и сейчас иногда хожу, но, конечно, это все не так круто, как десять лет назад.

Получилась такая собирательная картинка. Вот эти маленькие люди — это я и мой муж. Когда-то я влюбилась в него на концерте — все было очень трепетно. Мы с ним разные, у нас совершенно разные области деятельности, я художник, он инженер. Музыка — это то, на чем мы максимально сходимся, и то, что нас свело.

Еще на картинке есть такой харизматичный чувак, рок-звезда — кто бы это ни был, он такой огромный, мощный, крутой, заряженный. И фейерверки на фоне — потому что я вспомнила концерт Arcade Fire, и это было восхитительно — под конец тогда был фейерверк. Супермощное переживание.

Мне очень нравится коллаж, сама суть приема — когда можно, создав изображение, нарисовав его, потом не остановиться, а пропустить картинку через следующие итерации. Коллаж меня сейчас очень занимает. Еще я много леплю, и здесь мне тоже нравится, что можно слепить скульптуру, потом ее сфотографировать, сделать коллаж, перенести все это на бумагу. Как конструктор.

Да, если честно, в 15 лет я хотела стать рок-звездой. Все еще надеюсь».

Алексей Курбатов

Сотрудничал со многими крупными российскими изданиями — от Harper’s Bazaar до «Коммерсанта» и «Сноба». Публиковался за рубежом в Robb Report, The New Republic, The Atlantic и других знаковых изданиях, создавал обложки для книг издательства Penguin Random House. Лауреат Fubiz Awards в номинации «Графика».

«Я всегда что-то рисовал, но занялся иллюстрацией (прежде всего журнальной) в 2008 году, когда из-за мирового финансового кризиса многие лишились работы. В тот момент у меня был опыт работы в типографии и небольшой планшет. На этой нулевой отметке я понял, что есть шанс заняться любимым делом. Правда, романический настрой быстро иссяк, потому что рисовал кое-как и получал отказ за отказом.

Через три-четыре месяца безответных отношений со всем российским глянцем мне ответил «Сноб» и сразу доверил рассказ Людмилы Петрушевской. Лучшего старта и придумать было нельзя. Дальше я учился на литературных (а это всегда ценно) текстах Шишкина, Толстой, Терехова, Сорокина и других.

Постоянно живу с ощущением, что надо еще что-то нарисовать, но не бегло, а затратно, с «проработкой духа», по выражению Норштейна. Нарисованное в прошлом вызывает два чувства: «все надо было по‑другому сделать» и «пусть живет своей жизнью, я уже ни при чем».

Ариадна Сысоева

Выставлялась в Театральном музее имени Бахрушина, вошла в шорт-лист 3-го Международного фестиваля плаката в Шэньчжэне в Китае, участвовала в международных выставках в Швейцарии, Италии, Словакии и Германии.

«Еще в детстве я выбрала среди всех кружков художественную школу. Кем я стану, когда вырасту, никогда не задумывалась, но поступила на графический дизайн. Меня интересовала журнальная, книжная иллюстрация, прикладная графика, реклама, дизайн, печать. Отделение графического дизайна максимально мне подходило. Когда я окончила университет, начала работать веб-дизайнером, потом ушла в графику. Был опыт работы и художником по текстурам, и концептуальным художником для игр, анимации. Я постоянно пробовала что-то новое и каждый раз чувствовала, что это не мое. Все это время я занималась художественной иллюстрацией для себя, но всегда параллельно с работой. Спустя пять лет поисков, смены проектов, начальников и сфер деятельности я все-таки решилась уйти в свободное плавание как иллюстратор. Сейчас понимаю, что это самое правильное решение в моей жизни. Для «Правил жизни» я нарисовала музыку. Я выросла в семье профессиональных музыкантов, в которой я одна почему-то стала художницей. Звуки инструментов, настройка фортепиано, многочасовые оркестровые репетиции, вокал — для меня это как обязательное условие. Музыка должна быть в моей жизни постоянно. Когда я слушаю музыку, я вижу формы и линии. Каждая моя иллюстрация музыкальна по своей сути, каждая звучит своими линиями и формами. У каждой своя пластика и ритмы. Музыка меня вдохновляет. Это отдельный мир со своей магией, мне нравится в него погружаться, открывать что-то принципиально новое. Мои музыкальные вкусы часто менялись, сейчас я слушаю множество самых разных стилей. Люблю классический американский джаз сороковых — Этта Джеймс, Элла Фицджеральд, Луиз Прима. Има Сумак сразила меня своей экспрессией. Люблю современные электронные проекты: ODESZA, Satin Jackets, Ben Macklin, Polo & Pan. Люблю народную музыку, особенно нравятся африканские и индийские мотивы. Люблю барабаны — они помогают держать ритм во время работы над иллюстрацией».

Андрей Глазков

Иллюстратор единого портала поддержки предпринимательства Москвы. Среди проектов Глазкова — анимированное музыкальное видео «Полуночный ковбой», оформление документального фильма о заключенных подростковой колонии «Планета Д», анимированный ролик для благотворительного фонда по сбору, сортировке, перераспределению и переработке одежды «Второе дыхание».

«Я окончил художественную школу в Южно-Сахалинске и твердо решил больше никогда ничего не рисовать. Поступил в случайный университет без особого энтузиазма, но со временем перманентная потребность выражать себя на бумаге все-таки взяла надо мной верх.

До того как уверенно начать карьеру иллюстратора в Москве, брался за любой ручной труд. Участвовал в местечковых выставках, придумывал сценографию для спектаклей, работал декоратором витрин, устраивал съемки. Сейчас в моем портфолио десятки работ для цифровых платформ, креативных агентств и печатных изданий, благотворительных организаций.

Главным в работе считаю глубину метафоры и согласованность формы и смысла, даже если это простая иллюстрация для интерфейса. Считается, что в веб-дизайне должна преобладать простота и доходчивость. Лично мне это надоело: изображение монетки — значит «деньги», изображение лупы — значит «поиск». Всегда стараюсь делать «не в лоб», чтобы можно было легко и с интересом разгадать картинку, но слегка напрячься при этом. Я умею адаптироваться к разным стилизациям, но в своих персональных художественных работах предпочитаю крафтовое карандашное рисование, глубокие мрачные палитры, запутанные печальные сюжеты. Стараюсь изобразить и передать исключительность человеческого одиночества. Любимая часть процесса — когда ты выключаешь голову, перестаешь генерировать смыслы и просто гладишь бумагу карандашом.

Музыка бывает разной: это и треки для утренней пробежки, и сложносочиненные концептуальные альбомы. Моя работа для «Правил жизни» — о мятежной и сюрреалистической музыке. Это музыка-пожар. Наполовину музыка, наполовину фантастика, драма, вызов, надрыв, сожженные мосты. В этот раз я не был ограничен рамками, поэтому смог выразить себя — показать свой стиль и свой цвет».