22 лучших российских фильма 2022 года

В этом году список лучших отечественных фильмов нуждается в пояснении: в него попали только те картины, которые выходили в прокат на территории России или были представлены на российских фестивалях. Поэтому в списке нет, например, «Призрачного белого» Марии Игнатенко (Роттердам), «Сказки» Александра Сокурова (Локарно) или «Жены Чайковского» Кирилла Серебренникова (Канны). Зато есть «Страна Саша» Юлии Трофимовой и «Брат во всем» Александра Золотухина, которые после своей премьеры в Берлине успели выйти в российский прокат. В остальном логика прежняя: картины расставлены по местам исходя из личных симпатий, самые любимые фильмы автора поджидают читателя в конце статьи.
Теги:
22 лучших российских фильма 2022 года
Вольга
Содержание статьи

22. «Казнь»

«Вольга»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Ладо Кватания

Экспериментальное кино со здоровой амбицией: сделать многолетнюю погоню за маньяком движком для истории о падении героя (как в «Настоящем детективе») и становлении страны (как в «Воспоминании об убийстве»). Результат небезупречен, но это важный шаг к жанровому кино.

21. «Сестры»

«Вольга»

Реж. Иван Петухов

Тот же случай, но в жанре постхоррор. Благое намерение снять страшную историю без скримеров, но с социальным подтекстом (российская женщина, столкнувшись с домашним насилием, скорее пойдет к ведьме и в интернет, чем в полицейский участок) обернулось фильмом, который почти не пугает, но упрямо повторяет важные вещи. В роли улыбчивого тайного садиста, как обычно, Никита Ефремов. Женщина на грани нервного срыва — опять Ирина Старшенбаум. Но гармоничнее они выглядят в фильме «Здоровый человек» — победителе российской программы ММКФ этого года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

20. «Страна Саша»

Централ Партнершип
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Юлия Трофимова

С чем в российском кино налаживаются дела, так это с романами воспитания. Этот получился особенно солнечным и нежным. Мальчик и девочка из южного городка (сверхпопулярный Марк Эдельштейн и замечательная Мария Мацель; его дежурно сравнивают с Шаламе, ее — с Зендеей) заканчивают школу — и набираются смелости перед поступлением в Питер. На заднем плане артистка Евгения Громова из «Верности» дебютирует в образе молодой мамы из подростковых комедий — и это тоже забавно. Легкий и ветреный фильм сорвал овации в юношеской секции Берлинского фестиваля, но незаслуженно незаметно прошел в домашнем прокате.

19. «По-мужски»

«Централ Партнершип»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Максим Кулагин

Парадоксальным образом в 2022 году в России вышло как никогда много фильмов и сериалов о мужской хрупкости. В бадди-детективе «1703» слезами заливаются петербургские копы; в сериале «Оффлайн» и в фильме «Здоровый человек» герой Никиты Ефремова дважды выходит разобраться с шумными соседями — и терпит фиаско. То же самое происходит с Данилой Козловским в сериале «Люся». И на этом же страхе построен фильм «По-мужски» с неожиданно суровым Антоном Лапенко. Герою не хватает мужества защитить свою супругу от хамства, и это превращает его жизнь в ад. Сценарий порой нескладен, а героям еще далеко до рефлексии супругов из немецкой драмы «Самая красивая пара». Но злободневная тема и универсальный страх заставляют смотреть фильм не моргая.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

18. «Рядом»

«Белые ночи»

Реж. Тамара Дондурей

Полная противоположность предыдущему фильму — история не о мужской хрупкости, а о женском холоде. Архитектор Кира в исполнении Екатерины Ермишиной (актрисы, которую нужно запомнить!) строга, практична и прочна, как ее работа. За эмпатию, тепло и нежность в ее доме (точнее, в съемной квартире — и это тоже проблема) отвечает муж Ваня (Илья Маланин), который дрессирует собак-поводырей и сам выглядит как большой и теплый пес. А потом с Ваней происходит кое-что такое, что навсегда изменит Киру. А ее пример, в свою очередь, немножечко поможет тем чутким зрителям, которые сумеют увидеть в этом фильме-чертеже свой собственный дом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

17. «Песни лета»

«Кинопрайм»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Дмитрий Давыдов

Якутия, наши дни. Внук приезжает на летние каникулы к деду — чудаку, отшельнику и бутлегеру, занятому изготовлением самогона. В отличие от прекраснодушного и веселого фильма «Надо мною солнце не садится» якутской постановщицы Любови Борисовой, где тоже пытались поладить старик и подросток, «Песни лета» остаются фильмом Дмитрия Давыдова — самого мрачного и задумчивого из режиссеров Республики Саха. Так что не удивляйтесь, если эта яркая история напомнит вам и холодное давыдовское «Пугало», и зловещее «Солнцестояние». Но тем интереснее эти песни слушать!

16. «Меньшее зло»

«Лукфильм»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Виктор Шамиров

«Меньшее зло» в формате фильма представили на фестивале «Зимний», но до этого оно уже под видом сериала побывало на телефестивале Original+, поэтому, как эту историю в итоге выпустят, пока непонятно. Но ясно, что она нам всем нужна — потому что хранитель советской лирики Виктор Шамиров с одной ему свойственной деликатной иронией исследует совершенно нераскрытую тему. Это возвращение в родной город после неудачного штурма Москвы, возвращение с воображаемым позором и без трофеев, но с грузом прожитых лет. Все вокруг со времен Чехова твердят «В Москву! В Москву!», а этот фильм вдруг прокладывает противоположный маршрут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

15. «На тебе сошелся клином белый свет»

«Кино.Арт.Про»

Реж. Игорь Поплаухин

Долгожданный полный метр автора фантасмагорического и медлительного «Календаря» тоже оказался беспокойным и странным сном, но в этот раз он длится гораздо дольше. Формально картина — версия того, как провела свои последние часы Янка Дягилева, рок-звезда из «Гражданской обороны», погибшая в 1991 году. На деле же фильм не байопик, а фантазия о последней прогулке души. На премьере режиссер очень серьезно сказал, что видит в зале несколько мертвых людей — больше, чем обычно бывает на его показах. Кажется, это все, что вам стоит о нем знать.

14. «Велга»

Base Development, Russian World Vision
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Анастасия Нечаева

Экранизация северной сказки Ивана Бунина о дочери рыбака, которая была способна на такую сильную любовь, что растворилась в море и в ветре. На фоне современных прагматичных историй о трагическом чувстве (вроде «Нормальных людей») фильм кажется аномалией, но именно этим и задевает. В главной роли — командированная из бунинских времен Ольга Бодрова. И это ее третье фэнтези за год, если считать такими «Карамору» и «Море волнуется раз».

13. «Наша зима»

Кинологистика

Реж. Степан Бурнашев

Из 22 фильмов в списке четыре — якутские, а из них половина — картины неутомимого Степана Бурнашева. Но «Наша зима» не похожа на его триллеры, фолк-хорроры и зомби-флики — в этот раз самый немногословный режиссер Якутии рассказывает очень личную историю о взрослении через разлуку. Муж и жена решают развестись накануне Нового года — и, несмотря на мороз за их окном и холод в их глазах, зритель до конца верит, что наступит весна и эти двое научатся говорить друг с другом; что молчание родит речь. Абсолютно «неякутский» фильм, который гораздо ближе к «Брачной истории» и «Трудностям перевода», чем к нашим представлениям о Саха-кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

12. «Сердце Пармы»

«Централ Партнершип»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Антон Мегердичев

Главный блокбастер года, который снимался так долго, что просто не мог выйти в случайный момент. В итоге история об уральском воеводе, который хотел дружить, а не воевать и потому пошел против Москвы, была показана на открытии ММКФ. Сыгравший главную роль актер Александр Кузнецов не присутствовал. А сыгравший его наставника Сергей Пускепалис спустя месяц погиб. Эти обстоятельства придают длинному и нескладно смонтированному фильму смыслы, которые обязательно займут зрителя в ожидании финальной битвы. А она будет не хуже, чем в «Игре престолов», честное слово. Да и в целом «Сердце Пармы» — наше «Храброе сердце»; осталось только понять, ради чего оно бьется.

11. «Брат во всем»

«Пионер»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Александр Золотухин

Картина о близнецах, один из которых мечтает стать боевым летчиком, а второй не может не быть рядом. Хрупкое, но по-сокуровски цельное кино, которое запомнится тремя вещами: своей премьерой в феврале в Берлине; открывающим титром с логотипом не только Министерства культуры, но и Минобороны РФ, а еще — своим пацифизмом. Потому что в конечном счете армия отторгает этих мальчишек.

11. «Продукты 24»

Реж. Михаил Бородин

«Продукты 24»
24 LLC METRAFILMS
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один «русский след» в Берлине — страшная и горькая докудрама о трудовом рабстве с современной Москве. И о том, как привычка общества к насилию угнетает всех — не только жертв, но и самих авторов насилия и его свидетелей, вынужденных (или предпочитающих) закрывать глаза на реальность. Главная героиня — девушка из Узбекистана, оказавшаяся в плену у собственных соотечественников, поселившихся в России. Ее трансформация шокирует, но еще больше удивляют фантасмагорические вставки в абсолютно реалистичный сценарий. Как будто Линчу дали доснять «Айку» Дворцевого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

10. «Одна»

«Наше кино»

Реж. Дмитрий Суворов

Российский триллер о выживании, который должен был выйти на Netflix — и смотрелся бы там отлично. История о девушке, сумевшей выжить в авиакатастрофе, основана на реальных событиях, случившихся в СССР в 1981 году. Ничего лучше в этом жанре у нас не снимали ни тогда, ни сейчас. Главное — не спутать фильм с комедией «Дикая», вышедшей примерно тогда же и посвященной примерно тому же.

9. «Не хороните меня без Ивана»

«Сахафильм»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Любовь Борисова

Еще один якутский хит года — победитель фестиваля «Зимний». Трогательное, бодрое, порой страшно веселое роудмуви про Якутию (тогда — Якутскую область) начала XX века. Герои — якутский чудак и русский художник. Якут иногда впадает в летаргический сон — и видит красоту, которую мечтает изобразить русский. И если в прошлогодней «Нуучче» соседство заканчивалось насилием, то здесь дружба народов дает чудесные всходы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

8. «Плотник»

«Экспонента»

Реж. Авдотья Смирнова

Минималистичный — но сокрушительный — фильм о родителях, которые узнают, что их ребенок болен, а лекарства не существует. Превращение сценария в Священное Писание (отец — плотник Осипов, мать — Маша, лечащий врач — Иван) сперва смущает, но актерские работы Анны Рыцаревой и Сергея Уманова заставляют забыть эту неловкость. Изматывающе страшная притча сродни «Левиафану» — но куда человечнее этого костлявого монстра.

7. «Далекие близкие»

«Централ Партнершип»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Иван Соснин

Главный краудплизер года — смешное и нежное дорожное путешествие из Хабаровска в Москву по безмятежной и совершенно летней стране. Стареющий учитель географии заводит смартфон, знакомится с барышней, которая выращивает баклажаны, но узнает, что блогерша его мечты обитает в столице. И вдруг срывается в путь. Представьте, что в «Хоббите» играл бы актер Евгений Сытый (к сожалению, это его последняя роль), — и получите «Далеких близких».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

6. «Ника»

«Централ Партнершип»

Реж. Василиса Кузьмина

Образцовый полнометражный дебют чутких людей (помимо режиссера Василисы Кузьминой, надо вспомнить Юлию Гулян — соавтора сценария и сопродюсера фильма), которые давно дышат кино, но смогли избежать интоксикации чужими идеями. Драма о поэтессе Нике Турбиной весной представляла Россию на американском фестивале SXSW. Турбина родилась и жила в Крыму, ее назначили ребенком-гением накануне перестройки и чествовали и в Европе, и в США, но потом она потеряла свой голос. В оставшемся за кадром триумфальном детстве она знакомилась с Евтушенко и Бродским, а показанная в фильме тревожная юность сводит ее с «Гарри Поттером» и «макдаком». Другими словами, «Ника» — не только самодостаточный фильм, но и машина времени, которая тарахтит кучей смыслов: здесь и родители, пожирающие будущее детей, и пресловутый синдром самозванца, и взросление на стыке эпох, и вечная сказка про девушку без голоса, жившую у моря.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5. «Айта»

Amma Production
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Степан Бурнашев

Еще один якутский призер фестиваля «Зимний» — по-финчеровски отстраненный триллер на тему, от которой, вообще-то, должна закипать кровь. В якутской деревне задерживают пьяных подростков. Единственную трезвую девочку — Айту — отвозит домой русский полицейский. И той же ночью с Айтой происходит беда, в которой все вокруг обвиняют чужака. О презумпции невиновности не забывает лишь начальник полиции. Так начинается история в духе «Убить пересмешника», «Охоты» и «Нападения на 13-й участок» — то социальная драма, то психологический триллер, то стремительный боевик.

4. «Клипмейкеры»

«Атмосфера кино»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Григорий Константинопольский

«Старые песни о главном» этого года — немного злоупотребляющий стульями, но безумно свободный, инфантильно-романтичный, отчаянно смешной эпос о том, как в Москве 1990-х снимали клипы. Фильм с омолаживающим эффектом (невозможно поверить, что режиссеру 58) и заразительными музыкальными номерами. Настоящий святочный чертогон, который омрачают две вещи. Во-первых, дороги актеров, играющих верных друзей, разошлись. А во-вторых, сказочные приключения в столице совпадают с новогодним штурмом Грозного в 1994 году. Но об этом в кадре ни слова. Что в конечном счете делает фильм честнее, сильнее и глубже — он все предсказал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. «Император»

All Media

Реж. Альфия Хабибуллина

Самый недооцененный фильм года, на протяжении которого мы только и делали, что переоценивали кино. Мрачная история подростка, который приходит в новый класс с императорским решением перевоспитать сверстников. Но назидательный сюжет о драке добра и зла на школьном дворе выворачивается наизнанку. Двойник Гарри Поттера оказывается подлым трусом, а герой-освободитель выглядит как пришелец — то ли хороший, как в «Трудно быть богом», то ли плохой, как в «Омене». В этом году в России вышло немало романов воспитания, историй о школьном буллинге и даже о подростковых самоубийствах, но только Альфия Хабибуллина смогла добиться от юных актеров абсолютной естественности в кадре. И не побоялась шагнуть навстречу тьме, которую взрослые впоследствии с ностальгией и нежностью называют «школьной порой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. «Здоровый человек»

1-2-3 Production
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реж. Петр Тодоровский — мл.

Фильм о мужчине, который сперва заступился за женщину, а потом стал аниматором в детском хосписе «Дом с маяком» и волонтером в поисковой службе «Лиза Алерт». Удивительная и страшная история саморазрушительного альтруизма. Вызывающее (особенно сейчас) исследование потребности в подвиге и жажды сострадания как психологической травмы, а не естественной программы настоящего, здорового человека. Возможно, самое главное кино этого года.

1. «Экспресс»

«Экспонента»

Реж. Руслан Братов

Но на первом месте — единственный фильм, которому ни к чему помощь времени и обстоятельств. Студент-доходяга из Черкесска делает сложную ставку на серию футбольных матчей, и вдруг его начинает магнитом тянуть к чуду. Чем ближе успех, тем больше страстей кипит на Кавказе: за героем увязываются опасные бандиты, потешные друзья, интересные барышни и всезнающие таксисты. Так тонко, смешно и ловко о дьявольской магии ставок последний раз снимал Уэйн Крамер в «Тормозе». Но режиссер Руслан Братов знает только педаль газа. Загадочное кино, которое чувствует свой край, как Кустурица, шутит, как Пол Томас Андерсон, и неизбежно заряжает надеждой.