Свой главный (на сегодняшний день) хит Hot 26-летняя казахстанская певица Лейла Коджахметова выпустила еще в декабре 2021 года, но, как это обычно бывает, песня прошла незамеченной, а потом внезапно выстрелила — спасибо алгоритмам Reels и продвинутым меломанам из Турции. Песня с ритмичным битом и прилипчивым речитативом «Да ты крут, hot, whoa, oh-oh, I look good, wow» отметилась на более чем 500 тысячах рилсах по всему миру, в том числе в сторис у Ким Кардашьян и супермодели Роузи Хантингтон-Уайтли, и стала заметным трендом в тиктоке — а это в нынешние времена, согласитесь, уже признание.

Фишка Liili — смешивать в текстах русский и английский язык, которым она владеет свободно (и еще пятью языками в довесок, в том числе китайским, на котором она тоже сочиняет тексты). Возможно, в этой ненавязчивой космополитичности и кроется секрет вирусной популярности Hot и самой Liili — за рубежом и в странах СНГ ее слушают примерно поровну, а под треками на YouTube часто можно встретить комментарии поклонников-иностранцев в духе I don’t understand 90% of lyrics, but this is so cool.

В России хороший буст молодой артистке дало шоу «Танцы», участник которого записал под Hot хореографию, и система персональных рекомендаций «Моя волна» в «Яндекс Музыке», которая подбирает треки согласно музыкальным предпочтениям слушателей. Но амбиции у Liili выходят далеко за пределы России и стран СНГ. И, кажется, у нее для этого есть все данные и возможности.

«Правила жизни» поговорили с Лейлой о длинной дороге к славе, быстрых тикток-трендах и принятии себя.

Год назад ты отказывала журналистам в интервью, потому что тебе «пока нечего сказать». А что сейчас изменилось?

В первую очередь я начала ценить то, что делаю. Год назад у меня была депрессия, связанная с тотальным обесцениваем себя и своего творчества. Когда меня спрашивали: «Чем ты занимаешься?», я с показным безразличием отвечала: «Да так, ничем, музыку пишу». В какой-то момент я поняла, что так больше не может продолжаться. Что, если я сама в себя не поверю, никто не поверит. Постепенно я начала всем транслировать: «Да, я певица, я пишу песни и открыта к предложениям», стала соглашаться на интервью, съемки, знакомиться с людьми, рассказывать о себе. После этого все как-то заработало. Я очень верю в то, что нужные события в жизни случаются в тот момент, когда ты сам морально к этому готов, когда твое тело физически готово принять то, о чем ты мечтаешь.

К популярности ты оказалась готова, а что с живыми выступлениями? Как ты ощущаешь себя на сцене?

Когда Hot завирусился, я сразу поняла, что за этим последуют предложения выступлений. Я начала переживать: а как я буду выступать? Я же не умею! Но в какой-то момент я поняла, что это ни к чему меня не приведет. Я выучила важный урок: все приходит с опытом и все познается в сравнении. Чтобы начать круто выступать, надо где-то обжечься, где-то опозориться, где-то выглядеть неловко. Но с каждым разом ты будешь чувствовать себя увереннее и увереннее.

Сразу вспоминается тот самый мемный танец Дуа Липы, за который ее захейтили в сети.

Да, вот именно! Даже сейчас я вижу свой прогресс: я на сцене год назад и сейчас — это два разных человека. Теперь я знаю, что надеть, как двигаться, куда смотреть. Также пришло понимание, что невозможно нравиться всем, как бы ты хорошо ни танцевал, пел и выглядел. Периодами это бьет по самооценке, но я каждый раз стараюсь себе напоминать, что я не контролирую то, как меня воспринимают люди, но я могу контролировать себя и свою работу.

Этому меня научила мама, которая с шести лет вбивала мне в голову: «Хочешь стать звездой? Тогда запомни: высший пилотаж — сохранять одинаково непоколебимое спокойствие вне зависимости от количества и качества внимания, которое ты получаешь».

Моя мама — довольно известная персона в Казахстане, телеведущая, актриса, продюсер. Она очень артистичная, часто устраивала творческие вечера, за ужином читала нам свои стихи. Могла заплакать, захохотать, подбежать к окну, вернуться. Перформансы были каждый день. Так что я с детства была окружена творчеством и понимала, что такое известность.

Как твои родители отнеслись к твоему желанию стать певицей?

Поддержка и понимание появились не сразу. Когда я ребенком заявила, что хочу стать певицей, мама сказала сначала надо научиться петь. Но с возрастом она увидела во мне и в моих стихах частичку себя и, видимо, поняла, что во мне это не исправить, не убрать. И начала поддерживать.

Папа не верил в мою карьеру совсем — во многом из-за того, что его собственные юношеские мечты стать музыкантом разбились о реальность. В его время зарабатывать музыкой было в разы сложнее, в окружении не было ни одного человека, кто добился успеха и кого кормило любимое дело. Так что в представлении отца музыка так и осталась хобби, а музыканты — либо неудачниками, либо наркоманами. При этом спонсировал мои хотелки по поводу студии, занятий вокалом и так далее. Единственное, он просил: «Давай это все-таки будет твоим хобби, ты же у нас полиглот, говоришь на шести языках… Найди себе нормальную работу в МИД или переводческом бюро». Я честно пыталась, но офисная жизнь оказалась для меня адом — я выдержала ровно месяц и уволилась.

Папа понял, что у меня с музыкой все серьезно, совсем недавно, когда увидел новость обо мне на Tengrinews (один из самых больших новостных сайтов Казахстана. — Прим. ПЖ). Издание написало, что мой трек Hot стал таким популярным в западных странах, что жена Джейсона Стейтема сняла под него ролик. Он тут же мне позвонил, плакал и говорил: «Прости меня, пожалуйста, я горжусь тобой. Ты сегодня наш казахстанский флаг подняла на миллиметр выше. Прости, что не верил в тебя». С этого момента он полностью поддерживает и звонит не со словами «Нашла работу?», а со словами «Написала песню? Есть демки?».

В каком возрасте ты начала писать стихи?

В седьмом классе. Когда было скучно на уроках в школе, я сидела и записывала рандомные строчки в кнопочную нокию, что-то совсем простое вроде «Я сижу на уроке, я не хочу играть в покер». Совмещать стихи и музыку я начала гораздо позднее, лет в 17. Я тогда жила в Китае, и местные друзья-рэперы позвали меня записать с ними припев на песню. Я прихожу к ним в студию, а они говорят: «Только припев не написан». Я такая: «А что я должна петь?» «Ну напиши, ты же по-любому умеешь писать». Я не подала виду, вернулась к себе в общагу и за 18 часов написала припев. На следующий день тут же написала еще один трек уже для себя, под гитару. Так пошло-поехало — песни как-то сразу начали сочиняться структурно, как будто внутри меня включили рубильник.

Ты же гострайтила артистам?

Да, но я делала это не одна, а вместе с моим другом-рэпером. Иногда меня просили знакомые артисты помочь написать какие-то куски, куплеты или что-то перевести на английский. Но нечасто: я все-таки пишу в определенном стиле.

Лирическая героиня твоей песни Hot — независимая и уверенная в себе девушка, которой не нужны парни с неясными намерениями. Очень прогрессивно. При этом в другом, более раннем треке Attention ты поешь про stupid bitches, у которых в голове одни окурки. В прогрессивном мире это называется мизогинией.

Да, я сразу соглашусь, это мизогиния. Этот трек мы записали с моим другом Тамером, с которым мы раньше работали. Мы друг друга просто щупали: как он пишет, как я пишу. Много общались, смотрели видосы, в какой-то момент начали разгонять тему про голддиггерш и эскортниц. И из юмора вылилась эта песня. Я не собиралась ее выпускать, потому что она очень сильно отличается от того, что я обычно пишу, но Тамер уговорил меня выйти из зоны комфорта. Я не релизила ее полтора года, а потом взяла и выложила кусок трека в тикток. И он неожиданно залетел в России. Я до сих пор не до конца разделяю мнение людей, которые говорят: «Вау, это такой крутой трек». В нем определенно что-то есть, просто я не слушаю такую музыку.

Я нашла на YouTube твой личный канал со старыми видео. Там опубликована очень классная песня «Мрак». Почему ты ее не записываешь?

Я очень рада, что ты спросила. Я уже ее перезаписала, сейчас трек в процессе сведения и подготовки к визуалу. У меня на него огромные планы. Очень многим моим слушателям, как старым, так и новым, эта песня попала прямо в сердце. Я сама его слушаю уже спустя время и думаю: «Как ты это сделала? Насколько тебе было больно, Лейла?»

За этой песней лежит история болезненного расставания?

Расставания не было, потому что не было даже отношений. Скорее, это песня про безответную любовь. Я пою: «Так, я вроде не хотела, но я влюбилась. Как? Почему? Это так подло, ты появился и тут же исчез». Эта песня про ситуации, когда человек делает все, чтобы заполучить твое внимание, влюбляет в себя и тут же исчезает или отправляет во френдзону. А ты уже по уши влюблена и страдаешь.

Давай поговорим про TikTok. Не чувствуешь ли ты давление алгоритмов? В музыкальной индустрии это большая проблема — западные артисты массово жалуются, что лейблы не выпускают новые синглы без вирусного потенциала.

В TikTok есть и плюсы, и минусы. Плюсы очевидны: стирается порог входа, у многих талантливых авторов появляется шанс стать популярным, найти свою аудиторию. У меня иногда возникает в голове мысль: о, точно, это для тиктока фраза. Но я не пишу песни под челленджи, писать под алгоритмы — это губительная практика. Я не рассчитывала, что Attention и Hot залетят в тренды, это случилось само по себе. А это значит, что нужно просто очень много работать. Что-то обязательно станет трендом.

Тебе часто предъявляют, что ты микусешь русский и английский, а на казахском не пишешь?

Нечасто, но достаточно, чтобы я заметила.

Что сама по этому поводу думаешь?

Сначала я переживала, потому что иногда претензии доносят в довольно грубой форме. Я обожаю изучать языки и культуры, но я не хочу специально что-то писать на каком-либо языке, чтобы хайпануть или кому-то угодить. Все должно происходить естественным образом. Я люблю свою родину, и я обязательно напишу что-то на казахском. Но в свое время.

А из современных казахстанских артистов кого ты слушаешь, кто тебе нравится? Кого бы ты выделила?

Я слушаю Ayau, M’Dee, Raikhana Mukhlis, Janiya, Davidchi, Didar. Это мои друзья, но я их слушала и до того, как мы подружились.

Недавно ты стала главной героиней «Искры» — нового плейлиста «Яндекс Музыки», в который попадают молодые и подающие надежды артисты. Кого из коллег по «Искре» ты можешь выделить и кого слушаешь сама?

Плейлист «Искры» довольно разнообразный. Поэтому, если можно, выделю определенную музыку, которая близка мне оттуда. passmurny с треком «Небезопасно» мне очень понравился, он такой дарковый (как я люблю), и вокал суперприятный. Трек Крыли «Амбициозный проект» крутой, там есть сюжетная линия и кульминация истории перед дропом, я люблю такое. Лилаю я уже слышала ранее, клевый голос и манера. Ну и «песня для тебя» baur karbon такая разбивающая сердечко, мне от таких песен хочется плакать от счастья.

Я думаю, каждый найдет в плейлисте своего нового любимчика.