24 года назад Джеймс Кэмерон провозгласил себя королем мира, когда его «Титаник» стал самым кассовым фильмом в истории кино, собрал 11 «Оскаров» и заработал всеобщую, до сих пор не угасающую любовь зрителей. Как можно переплюнуть такое достижение? Правильно — никак. По крайней мере, не в этом мире. И вот Кэмерон благополучно отправился на далекую Пандору создавать свои собственные миры. Первый «Аватар» вышел в 2009-м и тут же стал культурным феноменом. 13 лет спустя выходит его долгожданное продолжение, подтверждающее как минимум одну истину: нельзя недооценивать Джеймса Кэмерона — особенно когда речь заходит о сиквелах.

Возвращение домой

13 лет спустя мы снова встречаем Джейка (Сэм Уортингтон) в лесах Пандоры. За время нашего отсутствия он еще больше укрепил позиции на посту лидера местного клана на’ви и стал отцом пятерых детей. Трое из них — его родные от жены Найтири (Зои Салдана), остальные — приемные: девочка-подросток Кири, чудесным образом рожденная от аватара доктора Грейс (Сигурни Уивер), и Паук (Джек Спайдер), человеческое дитя. Люди бросили Паука на планете, потому что он был слишком мал, чтобы выжить после анабиоза. Теперь он, как Маугли, адаптировался под законы джунглей и стал частью большой семьи Джейка Салли.

Люди тем временем вернулись на Пандору и уже успели возвести город-форт, продолжая охотиться за уникальными ресурсами планеты. Вернулся и полковник Куортич (Стивен Лэнг). В прошлом фильме он всем сердцем ненавидел огромных синих существ с хвостами, а теперь сам стал одним из них: его сознание успели клонировать до финала первого фильма и перенесли в тело аватара. Миссия у Куортича на Пандоре проста — отомстить Джейку Салли всеми возможными средствами.

Другая планета, те же отношения

За три с лишним часа «Путь воды» меняет сюжетные течения множество раз, но одно остается неизменным. В центре сиквела — семья. Кэмерон как-то говорил, что хочет в промежутках между съемками дорогостоящих и затратных в физическом плане сиквелов «Аватара» сделать какое-нибудь маленькое камерное кино. Видимо, передумал — понял, что для этого необязательно покидать Пандору. И в ее декорациях можно рассказать понятную человеческую драму о семейных ценностях.

В какой-то мере Кэмерон использует уже проверенную временем формулу собственных же сиквелов. Как и в «Терминаторе 2», и в «Чужих», режиссер вводит в сюжет детей и постепенно переводит повествование в их оптику, рассказывает историю с их точки зрения. Сначала нам показывают милую нарезку кадров из детства: охота с отцом, песнопения у костра с мамой, знакомство с флорой и фауной, отметки на дереве, кто насколько вырос за последний год. Словно эпизоды из приземленного американского инди-фильма, а не вступление к одному из самых эпичных блокбастеров последних лет. Затем, когда Джейк узнает о реинкарнации Куортича, он принимает нелегкое решение покинуть свой клан, чтобы спасти семью. Вместе с детьми и женой он просит убежища у далекого рифового клана, где обитают водные народы Пандоры.

Там, среди незнакомцев, они должны еще сильнее сплотиться как семья. И вот отличный шанс для Кэмерона ввести излюбленную тему изгойства. В первом «Аватаре» изгоем был сам Джейк, а здесь — уже его дети, которые мало того что хвостатые, так еще и мутанты с пятью пальцами (как у Джейка, ибо он аватар). «Путь воды» во многом именно кино о принятии самого себя, об адаптации под новую среду обитания и о поиске новой идентичности. Отсюда второй час ленты превращается в подростковый фильм воспитания, причем и здесь Кэмерон оказывается хитрее всех. Он прекрасно понимает, как зрителей утомили подростковые драмы с набором сопутствующих клише, поэтому акцентирует наше внимание на универсальных истинах. На том, что быть родителями тяжело на любой планете и, может быть, даже труднее, чем противостоять инопланетным захватчикам.

Полное погружение

Любая дискуссия про «Аватара», как правило, упирается в его революционную графику и в то, какой технологический прорыв совершил Джеймс Кэмерон. Переоценить заслуги режиссера-визионера и мегаломана на этом поприще невозможно. «Путь воды» действительно выглядит головокружительно и в плане компьютерных эффектов — это новая планка качества для всей индустрии. Фильм хочется разглядывать и разглядывать, кадр за кадром. Кэмерон не зря потратил 13 лет на разработку уникальной технологии подводных съемок, полировку графики и дизайн полностью вымышленной окружающей среды. Вам не понадобятся 3D-очки, IMAX-экран и 48 кадров в секунду, чтобы потерять голову от красоты второго «Аватара».

Про одержимость Кэмерона океаном ходят легенды: мотивы воды присутствуют буквально во всех его фильмах, начиная с трешевого дебюта про летающих пираний-убийц и заканчивая сай-фаем про инопланетную цивилизацию, которая маскируется, конечно же, под воду («Бездна»). Первый «Аватар» позаимствовал в изображении лесной природы Пандоры как раз морскую экосистему, поэтому напоминающие медуз души и флуоресцентные деревья создавали по‑настоящему уникальный природный ландшафт, ничем не похожий на привычный нам. Первый «Аватар» был выдающимся, потому что он переносил зрителя на совершенно другую планету и позволил на три часа забыть о реальном мире. Второй «Аватар» выдающийся, потому что его мир настолько продуман, будто это и есть единственная «реальная» реальность.

На втором часу «Путь воды» как будто забывает, что он зрелищный научно-фантастический блокбастер, и отплывает в сторону созерцания природы — причем явно восторженными глазами Кэмерона. Мир второго «Аватара» уже похож на наш: кораллы, рыбы, особенно китообразные существа, напоминают морских обитателей из познавательных документалок, возможно, даже тех, что снял сам Кэмерон («Чужие из бездны», «Призраки бездны»). В этом вся душа фильма. Поэтому прощаешь картине топорные диалоги и в целом любые ее сценарные шероховатости. Глядя на богатое разнообразие фауны, на передвижения, взаимодействия друг с другом и с героями фильма удивительных существ, отказываешься верить в то, что перед нами с нуля воссозданная, полностью цифровая среда обитания. Пульс жизни буквально пробивается с экрана, хотя, казалось бы, за годы технического прогресса обилие спецэффектов в кино, наоборот, стало маркером безжизненного, напрочь искусственного зрелища.

Сборник хитов

Второй час «Пути воды» во многом решающий: он не только переписывает правила повествования типичного студийного блокбастера и хвалится колоссальной работой с визуальным рядом. Именно на этом отрезке зритель разделится на два лагеря: на тех, кому невероятно скучно, и тех, кто окончательно влюбится в сиквел. Именно между сценами заплывов с китами и уроками дыхания под водой второй «Аватар» окончательно раскрывается произведением авторского толка, душевным и личным для его творца. Персональным манифестом из тем, проблем и вопросов, интересующих режиссера на протяжении всего творческого пути.

Про мотивы воды и семьи уже сказано (не будем забывать, что «Правдивая ложь» и «Бездна» — это фильмы о браке, ценить хрупкость которого герои начинают, когда уже слишком поздно), поэтому теперь затронем тему экологии. Дилогия «Аватара» — это не только блокбастеры с явным антиколониальным посылом, а фильмы, глубоко встревоженные неуважением человека к природе. Еще во времена «Терминатора» и «Чужих» Кэмерон уверял, что человек сам себя погубит. Тут тоже зло олицетворяют корыстные земляне-колонизаторы, но Кэмерон куда больше заинтересован в гуманизме, гармонии и взаимодействии всего живого. Связь с природой сакральна, в важности ее сохранения одна из центральных идей «Аватара». И, как мы помним по «Титанику» (на него в финале сверхзрелищного третьего акта есть замечательный оммаж), в каком бы из миров действия ни происходили, последнее слово всегда за матушкой-природой.

«Аватар: Путь воды» — это сборник лучших хитов Джеймса Кэмерона. Его самое трогательное и невероятно красивое семейное кино. Фильм, в который он вложил исключительное техническое мастерство и любовь ко всему живому. При этом «Путь воды» — лишь затравка к грандиозным событиям третьей части, которую, к счастью, нам не потребуется ждать еще 13 лет.

Читайте также: Индейцы призвали бойкотировать «ужасный и расистский» сиквел «Аватара»

22 лучших зарубежных фильма 2022 года