Содержание статьи

«Бэтмен» / The Batman

Хмурый Роберт Паттинсон, вдохновленный Куртом Кобейном, делает первые шаги на посту защитника Готэма и сразу заводит кучу врагов: от Загадочника в исполнении Пола Дано до Пингвина, под невероятным гримом которого спрятался Колин Фаррелл. Новое видение «Бэтмена» от Мэтта Ривза рождает один из самых стильных и авторских кинокомиксов последних лет.

«Воскрешение» / Resurrection

Параноидальный психологический хоррор с королевой такого поджанра Ребеккой Холл запомнится самым невероятным сюжетным поворотом года. Сорокалетняя бизнес-вумен Маргарет спокойно живет вместе с дочерью-подростком в большом городе, пока в ее размеренную жизнь не врывается призрак прошлого — бывший муж (инфернальный Тим Рот) с секретом под свитером.

«Этот дом» / The House

Кукольный анимационный триптих, состоящий из трех визуально ярких и поучительных притч. Действие каждой новеллы происходит в старинном доме, в котором в разные эпохи жили сначала люди, а затем антропоморфные кошки и мыши. Несмотря на милых зверюшек на экране, «Этот дом» все же рассчитан на взрослую аудиторию, поскольку вряд ли вашим детям нужен экзистенциальный кризис уже в раннем возрасте.

«Кими» / Kimi

Технотриллер Стивена Содерберга с Зои Кравиц, снятый в самый разгар пандемии, остроумно освежает концепт «Окна во двор» Хичкока под реалии сегодняшнего дня. Страдающая от агорафобии айтишница работает с отчетами об ошибке в работе новой модной голосовой колонки «Кими». В одном из аудиофайлов она обнаруживает отчетливые крики о помощи. Тут начинается остросюжетное цифровое расследование не выходя из дома.

«Семейка монстров» / The Munsters

Всю жизнь снимавший кровавые хорроры про садистов и серийных убийц режиссер Роб Зомби внезапно выпустил детское семейное кино. Экранизировать телевизионную классику 1960-х про чудаковатую семейку Мюнстеров, парадирующих всех классических монстров Universal, Зомби мечтал уже очень давно. И то, с каким креативом и страстью он подошел к этой по‑своему очаровательной маленькой глупости, не может не воодушевлять. Неожиданно лучший хеллоуинский фильм года для семейного просмотра.

«Добыча» / Prey

Еще один яркий камбэк выдался у Хищника. «Добыча» Дэна Трахтенберга самобытно переосмысляет франшизу, сбивая пафос оригинального боевика со Шварценеггером до уровня атмосферного стелс-хоррора с элементами ретро-футуризма. Теперь космическому воину противостоит не мускулистый солдат с пулеметом наперевес, а маленькая сноровистая девчонка с томагавком из индейского племени команчи.

«Маленький Николя» / Le Petit Nicolas

Оригинальная по форме биография в виде рисованной авторской анимации рассказывает о дружбе художника и писателя, которые вместе придумали маленького Николя. Во Франции детские рассказы об этом веселом непоседе не уступали по популярности самому Астериксу. Мультфильм получился красочным, красивым и очень смешным — идеально подойдет для зрителей всех возрастов.

«Прорваться в НБА» / Hustle

Прожженный фанат баскетбола и один из самых известных комиков на планете Адам Сэндлер наконец сыграл роль мечты — баскетбольного скаута в духоподъемной спортивной комедии. И сыграл он выше всяких похвал. Не важно, увлекаетесь вы спортом или нет, «Прорваться в НБА» эффектно заставит вас переживать за его героев, как фанаты переживают за свою команду в финале мирового первенства.

«Тори и Локита» / Tori et Lokita

Бельгийские мастера социального кино вернулись с еще одной лаконичной, но бьющей наотмашь драмой о неравенстве и кризисе человечности в современном мире. Беженцы Тори и Локита притворяются братом и сестрой, чтобы получить вид на жительство, но жизнь им продолжает подкидывать проблемы. Лучший фильм братьев Дарденн со времен «Двух дней, одной ночи».

«Близко» / Close

Молодой и талантливый Лукас Донт тоже родом из Бельгии, но «Близко», фильм-обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля и возможный претендент на «Оскар», всего лишь его вторая работа. А по качеству уже не уступает и половине фильмов братьев Дарденн! Это нежная и душераздирающая история дружбы двух 13-летних ребят, чьи жизненные пути трагически расходятся самым неожиданным образом.

«Сверхъестественное. Знаки» / Something in the Dirt

Легенды копеечного жанрового кино Аарон Мурхед и Джастин Бенсон в этом году представили свой самый безумный инди-эксперимент. «Сверхъестественное. Знаки» — это конспирологический детектив / сатирический параноидальный неонуар с элементами бадди-комедии, сай-фай-хоррора, мокьюментари и даже мамблкора. Честно говоря, лучше вам это самим увидеть. Словами весь авторский энтузиазм и жанровую гибкость фильма тут явно не передать.

«Топ Ган: Мэверик»

Практически безупречный в техническом плане киноаттракцион, от которого захватывает дух так, словно это тебя посадили в кабину самолета, а не актера в кадре. Заслуга в этом, конечно, Тома Круза. Он, как главный адреналиновый наркоман с голливудских холмов, вдохновил всю команду на съемку реальных полетов с носа истребителя, отсюда у сиквела «Топ Гана» заслуженное звание самого зрелищного боевика года.

«Варвар» / Barbarian

Бронировать жилье через интернет — обычное дело в современном мире. Такое же привычное, как сходить в магазин. Режиссер Зак Креггер черпает идею для своего виртуозно скомпонованного из трех актов хоррора как раз из рядового опыта бронирования ночлега через Airbnb. Но что, если в этом доме живет кое-кто еще? Непредсказуемость — одна из сильнейших сторон «Варвара».

«Скорая» / Ambulance

Ветеран экшен-жанра и самый взрывоопасный режиссер на планете обрел второе дыхание (во многом благодаря съемке с дронов) и снял безудержный боевик про ограбление банка с Джейком Джилленхолом. Майкл Бэй признается в любви к Лос-Анджелесу, отдает дань уважения Майклу Манну, Тони Скотту и персонально «Скорости» Яна де Бонта. Двухчасовая экранизация самой безумной погони из GTA в кинематографической форме.

«Род мужской» / Men

Главную головоломку года придумал Алекс Гарленд. Его фолк-хоррор «Род мужской» — это заковыристая притча с библейскими мотивами и языческой символикой о девушке (Джесси Бакли), уехавшей за город, чтобы восстановиться после пережитой трагедии. Кино, которое хочется либо полюбить, либо возненавидеть. Третьего не дано.

«Треугольник печали» / Triangle of Sadness

Остроумную сатиру Рубена Эстлунда, кажется, высоко оценила вся Европа: сначала «Треугольник печали» победил на Каннском кинофестивале, затем стал триумфатором у Европейской академии. И не зря! Кино про крушение круизного лайнера, набитого богачами разных мастей и управляемого капитаном-марксистом (Вуди Харрельсон), хлестко высмеивает межклассовые отношения в современном обществе.

«Всё везде и сразу» / Everything Everywhere All at Once

«Всё везде и сразу» следует двум основным трендам 2022 года — отчетливой трехактовой структуре и теме мультивселенных — и доводит до совершенства каждый из них. От неуплаты налогов до путешествия по альтернативным мирам всего лишь один шаг из лифта. Режиссеры Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт переосмысляют «Матрицу» и используют мультивселенную как метафору того, сколько ролей за жизнь человеку приходится менять, чтобы сохранить семью.

«Территория» / The Territory

Отважный документальный фильм, спродюсированный Дарреном Аронофски и награжденный призами «Сандэнса», забрасывает зрителя прямиком в бразильские джунгли. Несколько активистов пытаются противостоять государственной программе вырубки лесов, потому что там до сих пор живут коренные племена, но правительство, уже разработавшее план застройки, готово идти на самые подлые методы выселения. Режиссер Алекс Притц беспристрастно освещает обе стороны конфликта.

«Мучения на островах» / Pacifiction

Один из самых сказочно красивых фильмов года — это практически трехчасовые «Мучения на островах» Альберта Серры. Французский инспектор прибывает на Таити с проверкой, подозревая, что полинезийцы могут незаконно проводить опыты с ядерным оружием. Серра сначала наслаждается гедонистическими скитаниями своего героя по тропическим курортам, а затем рассуждает о радиоактивном вреде колониализма в духе работ Маркеса.

«Пэрл» / Pearl

В жанровом кинематографе 2022 года произошло одно важное событие: неожиданно для всех родилась хоррор-трилогия Тая Уэста. Началось все с весьма типичного подросткового слешера «Х», где группа порнографов в конце 1970-х отправилась на ранчо снимать кино для взрослых и тут же поплатилась. Затем вышел «Пэрл», приквел «Х», но стилистически совершенно иной — фильм ужасов, снятый в духе и цветовой гамме классического «Волшебника из страны Оз». Третья часть появится в следующем году, но и там в главной роли Мия Гот, во многом за счет выдающейся игры которой «Пэрл» ярко выделяется из толпы.

«Кусочек неба» / Drii Winter

Швейцарская драма из конкурсной программы Берлинского кинофестиваля, во‑первых, несказанно живописна. На фоне Альпийских гор разворачивается история любви неотесанного трудяги и миловидной владелицы местного бара. Во‑вторых, «Кусочек неба» — это непростая в эмоциональном плане поэма о скоротечности жизни. Кино о смерти, которое еще сильнее заставляет почувствовать вкус жизни.

«Тихоня» / The Quiet Girl

Девочку из неблагополучной семьи отправляют на лето к далеким родственникам, о которых она даже не слышала. Дедушка с бабушкой, не испытавшие радости понянчить внучку, рады приезду девочки и оказывают ей такую заботу, которой она никогда не знала. Трогательная ирландская драма о самых незабываемых летних каникулах в жизни ребенка, которая наверняка разобьет вам сердце на финальных титрах.

«Преступления будущего» / Crimes of the Future

В «Видеодроме» Кроненберг провозгласил: «Да здравствует новая плоть!» 40 лет спустя он триумфально вернулся после очередного прощания с режиссурой, чтобы наконец завершить свою трилогию (в промежутке была «Экзистенция») деформации плоти и разума под гнетом технологий. В его «Преступлениях будущего» искусство нашло новую форму выражения — через хирургию. Мрачная, гипнотическая антиутопия от мастера телесных ужасов.

«Три тысячи лет желаний» / Three Thousand Years of Longing

Прагматик-нарратолог (Тильда Суинтон) встречает в Стамбуле любвеобильного джинна (Идрис Эльба) и устраивает с ним теплый разговор по душам в номере отеля про то, как испокон веков мир ничему не учится. Джордж Миллер всегда был одаренным рассказчиком историй, и его новый фильм — трогательная и очень красивая ода визуальному повествованию. «Блокбастер в бутылке» года!

«Вулкан любви» / Fire of Love

Французские вулканологи Катя и ее муж Морис Поль Крафт любят больше друг друга только вулканы. Эта страсть их в итоге и погубила. Но прежде они наснимали кучу невероятных по красоте кадров, которые режиссер Сара Доса смонтировала в завораживающий авангардный документальный фильм, по стилю напоминающий о поэтичных работах Мекаса, Рене и Варды. Лавстори года.

«Все, что дышит» / All That Breathes

Победитель документальных конкурсов «Сандэнса», Канн и еще десятка престижных смотров, картина Шаунака Сена «Все, что дышит» окунает зрителя в дисгармонию между человеком и животным миром. Фильм рассказывает о двух братьях, собственноручно занявшихся спасением популяции черных коршунов, которые падают из-за чрезмерно загрязненного воздуха Нью-Дели пугающе часто. Это созерцательное и лиричное кино, полное любви к братьям нашим меньшим, а еще и портрет индийской столицы, в которой крысы, бездомные собаки, белки, свиньи, кошки и лошади — это часть городского ландшафта. Лучший документальный фильм года.

«В ритме ча-ча-ча» / Cha Cha Real Smooth

На первый взгляд, это просто милый, сентиментальный ромком с «Сандэнса» с очаровательной Дакотой Джонсон, но чем дольше смотришь всего-навсего второй фильм талантливого Купера Рэффа, тем отчетливее видишь его проницательность как кинематографиста. «В ритме ча-ча-ча» — маленький, жизненный, остроумный фильм, теплотой которого можно согреть миллион сердец.

«Тар» / Tar

Актерский бенефис Кейт Бланшетт совпал с долгожданным возвращением в режиссуру Тодда Филда, выпустившего за 21-летнюю карьеру только три (зато каких!) фильма. «Тар» освещает достаточно нишевую тему — мир классической музыки, но за счет магнетизма Бланшетт от происходящего невозможно оторваться. Тот самый уровень актерской игры, после которого начинаешь верить, что Лидия Тар существует на самом деле.

«Решение уйти» / Decision to Leave

Южнокорейский неонуар Пак Чхан-ука хоть сюжетно и напоминает «Головокружение» Хичкока да «Основной инстинкт» Верховена, все же остается самобытным, филигранно срежиссированным образцом жанрового кино. Детектив влюбляется в подозреваемую. Зритель одурманен их игрой в кошки-мышки. Все это обрамляется изысканной операторской работой, которую переплюнуть в 2022-м, кажется, так никому и не удалось.

«Аполлон-101/2: Приключения космического века» / Apollo 10 ½: A Space Age Adventure

Ричард Линклейтер изобрел машину времени и приглашает всех зрителей в свое детство — в Хьюстон 1969 года, одержимый полетом на Луну. С огромным вниманием к деталям и в чудесной ротоскопической анимации Линклейтер воспевает красоту повседневности, как в своих лучших фильмах. Получилось душевно, искренне, мечтательно и с надеждой на светлое будущее.

«Нет» / Nope

Третий фильм Джордана Пила доказывает, что успех прошлых двух не был случайностью. В этот раз режиссер проводит параллели между созданием большого зрительского шоу с поимкой НЛО, а заодно признается в любви к картинам Стивена Спилберга — в частности, к фильмам «Челюсти» и «Близкие контакты третьей степени». Сай-фай года.

«Блондинка» / Blonde

Эндрю Доминик взялся за деконструкцию мифа о Мэрилин Монро и снял провокационную, жестокую, блестящую драму о создании и фрагментации личности. Ана де Армас неотразима в этом экспрессионистском портрете иконы женской красоты. Ни одна картина 2022 года не вызвала так много споров, как «Блондинка». В этом, бесспорно, часть ее шарма.

«RRR: Рядом ревет революция» / RRR

Экшен-фильм года. Мюзикл года. Романтическая комедия года. Историческая драма года. Дружба года. Все это и много чего еще — индийский мировой хит о двух национальных героях, которые в 1920-х повели народ на бунт против английских колонизаторов. Три часа совершенного экранного безумия, пафоса и юмора, драйвовых танцев и эпических сражений. После такого фильмы Marvel покажутся совсем уж детским лепетом.

«Варяг» / The Northman

Брутальный скандинавский эпос от непомерно талантливого Роберта Эггерса всем преподал урок, каким должен быть авторский блокбастер. Быт викингов, глубокое погружение в атмосферу Средневековья, сценарий, пропитанный фольклором и традициями северных народов. Грим, локации, операторская работа, аутентичный саундтрек, актерские перформансы — все в «Варяге» продумано до мельчайших деталей и вместе образует монолитный слиток чистого кинематографа.