Стоп, спето: история музыки в российских сериалах 2000-х и 2010-х

В эпоху бума подписных киносервисов музыка в сериалах перестала играть значимую роль и стала скорее обслуживающим персоналом для картинки и сюжета, нежели самодостаточным явлением (признайтесь, сколько раз вы послушали трек Леди Гаги Bloody Mary в отрыве от танца Уэнсдей?). Раньше же, напротив, саундтреки сериалов, особенно песни из заставок, определяли их лицо, становились хитами и уходили в народ. В России это было особенно хорошо заметно на примере канала СТС, где в начале 2000-х случился настоящий бум сериалов, отметившихся музыкальным оформлением. Поскольку один из них — «Папины дочки» — возвращается в эфир, мы вспоминаем текст Антона Вагина о роли музыки в сериалах.

20 лет назад эфирная сетка СТС представляла собой преимущественно трансляцию множества зарубежных фильмов и сериалов 1980–1990-х годов, тогда как продуктов собственного производства практически не было. Все радикально изменилось в 2005 году с приходом на СТС Вячеслава Муругова, бывшего креативного продюсера REN-TV, который запускал на этом телеканале такие сериалы, как «Солдаты», «Студенты», «Туристы» и другие. Опыт Муругова должен был пригодиться и на СТС, где он возглавил департамент производства телевизионных сериалов, в котором и родились все те картины, которые определят имидж телеканала на ближайшие годы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2006-м Вячеслав Муругов вместе с продюсером Константином Кикичевым создает компанию «Киноконстанта», главной задачей которой было производство эксклюзивных сериалов для СТС. Еще за несколько лет до этого для телеканала начала производить сериалы другая кинокомпания — «Амедиа», однако заметная часть ее продукции была адаптацией зарубежных произведений: «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Кто в доме хозяин?» и «Люба, дети и завод». «Киноконстанта» же изначально создавалась для производства оригинальных сериалов, и первым из них стал сериал «Кадетство», вышедший в 2006 году.

Сериал «Кадетство»
«Кадетство» (2006-2007)
Михаил Фомичев/ТАСС

На протяжении года каждая из 160 серий встречала зрителей песней «Наперегонки с ветром» группы «Корни», которую написал ее участник Павел Артемьев. Сегодня он вспоминает, что сочинил трек чуть ли не моментально: «Я, помню, встречался с [генеральным продюсером СТС Александром] Цекало в ресторане "Ваниль", по-моему, где мне рассказали про то, что они планируют сделать, какую историю, какая там фабула. И как-то уже на обратном пути с этой встречи я, по-моему, минут за 20 песню и придумал: как она будет звучать, припев и какие-то наметки куплетов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Артемьева, его очень вдохновила история, рассказанная в сериале: «Я, признаюсь честно, сериал не смотрел целиком никогда, пару серий видел, но он был на тот момент такой трогательный, хороший, жизненный. И мне как-то хотелось подчеркнуть, что там такое пространство, где все существуют на равных, поэтому такой припев получился». Однако продюсерам сериала песня понравилась не сразу, а процесс ее утверждения показался 23-летнему Павлу крайне долгим: «Наверное, уже сейчас я понимаю, что бывает гораздо дольше. Мне казалось, что есть такая песня точная, чего они сразу не соглашаются? Но это, наверное, какое-то юношеское эго во мне играло». Была у песни и альтернативная версия: «Я сделал еще один вариант, который Муругову и Цекало показался хуже, и осталась "Наперегонки с ветром". Там был другой припев. Я не вспомню, о чем он был, но он имел меньше отношения к происходящему на экране».

Выбор «Корней» для открывающей сериал заставки был чем-то само собой разумеющимся: молодая группа, популярная среди юных зрителей, соответствующая духу сериала про учеников кадетского корпуса. А вот выбор автора музыки, которая звучала внутри серий, был куда менее очевиден. Им стал певец Александр Айвазов, прославившийся в 1990-х благодаря своим хитам «Лилии» и «Бабочка-луна». К концу 1990-х в его карьере наступило некоторое затишье, в связи с чем он решил поэкспериментировать со своим стилем: «В 2000 году я хотел попробовать себя в другом жанре и записал совершенно альтернативную музыку. Я сделал песни в формате поп-рока. Мне нравился такой стиль, и он на тот момент был очень востребованным и популярным. Это все было записано с живыми музыкантами, немножечко утяжеленные гитары. Это должно было быть отдельным проектом совершенно, с новой вывеской».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Айвазов записал целый альбом в новом для себя стиле, однако в итоге он так и не увидел свет и лег в стол: «Так вышло, что дальше, к сожалению, эта пластинка не пошла никуда. Но я раздал максимальному количеству своих друзей на лейблах музыкальных и радиостанциях. И проект как таковой не пошел. Зато прошло небольшое количество времени, и мне звонит [продюсер "Кадетства" Сергей Арланов]. Говорит, что у нас проект вот такой и нас заинтересовала ваша музыка, что меня очень удивило». Иными словами, эксперимент Айвазова с молодежным поп-роком увенчался успехом, и его песни зазвучали для аудитории, которая в большинстве своем и знать не знала про его прошлые заслуги. «Тогда мне было важно, что моя музыка задействована в таком крупном проекте, который был на тот момент, наверное, лучшим проектом на телевидении, самым смотрибельным и рейтинговым. Публика сериала была гораздо моложе, чем моя публика. Они совершенно плохо представляли, кто такой Саша Айвазов», — вспоминает он. Главным же хитом певца, прозвучавшим в сериале, стала песня «Кто тебе сказал», которая превратилась в один из главных песенных мотивов «Кадетства». Вместе с тем в сериале можно услышать множество инструментальных фрагментов, которые тоже были взяты из того самого неизданного альбома Айвазова: «Там настолько все было записано музыкально интересно, были какие-то вступления, проигрыши. Это всё мои готовые произведения, кусочками просто разрезаны. Я, конечно, лоббировал, чтоб побольше именно песен туда вошло. Но, так как у компании и канала были свои взгляды на этот проект, я здесь был просто одним из небольших звеньев».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, в «Кадетстве» звучала не только музыка Артемьева и Айвазова. Музыкальным оформлением сериала занималась компания «Киномарт», «дочка» лейбла и продюсерского центра Velvet Music. Вспоминает бывшая руководительница компании Надежда Исаева: «В основном, конечно, мы выполняли роль поставщиков музыки. Так как сериалы были ориентированы на молодежную аудиторию, планировалось использовать хиты молодых исполнителей того времени. "Киномарт" беспрепятственно могла пользоваться каталогом "Вельвет Мьюзик" и рассматривать таких исполнителей, как Елка, "Uma2rmaH", "Чи-Ли", "Винтаж", "ВИА Гра". Ну и конечно же, других молодых исполнителей мы тоже привлекали, таких как Che Francisco, "Конец фильма", "Вдруг", "Малибу", "Ранетки". Среди последних была и певица Мика Ньютон, которая спела один из главных хитов "Кадетства" — песню "Белые лошади". "У нас на тот момент был партнер в Украине — [продюсерский центр] Falyosa Family. Одна из его первых артисток была Ани Лорак, он ее продюсировал. А потом вот у него появилась Мика Ньютон", — говорит Исаева. По ее словам, последнее слово в подборе музыки к "Кадетству" было за креативным продюсером сериала Сергеем Арлановым: "Он давал нам задание. Например, подобрать песни в роковом или лирическом стиле, прослушивал всю музыку, которую мы ему подбирали, ну и использовал уже то, что точно ложилось на картинку".

Сериал «Папины дочки»
«Папины дочки» (2007-2013)
СТС
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через год после старта «Кадетства» на СТС прошла премьера еще одного хита производства «Киноконстанты» — сериала «Папины дочки». Его музыкальным оформлением также занимался «Киномарт», и на сей раз для роли автора песни из заставки сериала была выбрана группа из каталога Velvet Music — «Uma2rmaH». Как вспоминает Надежда Исаева, идея предложить написать трек вокалисту группы Владимиру Кристовскому появилась сразу: «Для него это было очень близко и актуально, потому что у него как раз в то время было три дочки. И в таком женском царстве жил, он ее очень быстро написал, фактически про себя пел».

Сам Кристовский также вспоминает, что ему сразу понравилась идея написать трек для «Папиных дочек»: «Мне эта тема очень близка, я же многодетный отец. Как я могу не написать такую песню? А кто еще, если не я?» Однако вот о том, насколько легко шла работа над песней, у него совсем другие воспоминания: «Это была достаточно длительная работа: я что-то писал, потом вносили правки, я переделывал. Угодить режиссеру было непросто. Это был процесс, не просто я вот написал, они сразу приняли и сказали спасибо». Для Кристовского, который за пару лет до «Папиных дочек» написал заглавную тему фильма «Ночной дозор», сочинение песен на заказ вообще всегда было отдельным удовольствием: «Почему-то мне это очень нравится. Мне это всегда интересно, как на спор: сможешь песню про космонавтику написать? Почему-то это для меня очень интересный процесс. Поэтому я с удовольствием всегда берусь за такие предложения — писать на заказ». Интересно, что, по словам Кристовского, он писал для «Папиных дочек» бесплатно: «Мне ничего за эту работу не заплатили. Просто сказали: "Мы же друзья, напиши" — ну я и написал. Получилась очень успешная история. Киношники нам сняли клип, а песня звучала на титрах в какой-то серии».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Ночной дозор»
«Ночной дозор» (2004)
Гемини фильм
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К 2011 году «Папины дочки» начали довольно сильно отличаться от того, чем они были в начале: некоторые актеры ушли, персонажи заметно повзрослели, изменился даже визуальный стиль сериала. 15-й сезон стал для него своего рода перезапуском, в связи с чем его создатели решили поменять и заставку сериала. Новую песню написал музыкант и телеведущий Александр Пушной, однако почему ее так и не утвердили, история умалчивает. Сам Пушной говорит о том опыте следующее: «Я не помню, почему не приняли. Я, когда пишу заставки к телевизионным программам, вообще жутко демпингую, то есть делаю это практически бесплатно. Мне главное, чтоб людям понравилось, и они это взяли. Но в данном случае, по-моему, что-то пошло не так. Оля Никифорова, моя подруга, написала очень хороший текст, да и песня была нормальная. По-моему, даже кто-то из девчонок, которые играют в этом сериале, слышал эту версию и сказал: "Круто-круто, давайте сделаем", но в итоге не срослось».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но на одних заставках музыка в «Папиных дочках» не заканчивалась. Значительная роль в сериале была отведена образу певца Сергея Лазарева, по которому фанатела старшая «папина дочка», Маша Васнецова. Как отмечает Лазарев, сам он для этого ничего особо не делал: «На самом деле, меня мало кто спрашивал. Как-то вот решилось, что они выбирали какого-то кумира молодежи, и тогда я был таковым кумиром молодого поколения. И вот решили, что мой постер будет висеть у Маши Васнецовой в сериале. Они, естественно, утвердили, спросили меня, не против ли я, я сказал: "Да, не против" — и все». Помимо бесконечных плакатов с артистом в комнате Маши и признаний в любви к нему, в сериале можно было регулярно слышать трек Лазарева TV Or Radio с его альбома 2007 года TV Show. Вот что говорит певец о том, почему в «Папиных дочках» звучала именно эта композиция: «[Продюсеры сериала] обратились просто к рекорд-компании, [попросили] песню, которая бы могла быть очень позитивной, легкой. На тот момент у меня выходила песня TV Or Radio, и мы решили предложить ее. То есть это было такое совместное решение: нам хотелось, чтоб была именно эта песня, потому что тогда она была хитом и нам хотелось, чтоб она была на слуху. Она легкая, позитивная, с классным запоминающимся мотивом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И если Маша Васнецова была апологетом поп-мейнстрима, то музыкальные вкусы ее сестры Даши радикально отличались. Образ стереотипного готического подростка создатели «Папиных дочек» подчеркивали с помощью музыки украинской рок-группы «Шмели». Именно их песни, прежде всего «Печаль прекрасна», чаще всего звучали, когда нужно было показать пример того, что слушает Даша. О том, как вроде бы совершенно неформатные песни оказались в сериале, вспоминает основатель «Шмелей» Александр Шмелев: «В те далекие времена был у нас друг Андрей Питон. Он занимался нашими концертами, гастролями и прочими делами. Однажды он сказал, что хотят взять наши песни в какой-то новый сериал. В тот период отношение к сериалам у нас было... Никак мы к ним не относились. Возможно, потому, что не видели еще для нас приемлемых. Поначалу мы были не в восторге. Но он как-то нас уговорил. Посмеялись и согласились. Тем более напрямую с создателями сериала мы даже не встречались. Отнеслись к этому просто как к приколу». Кроме того, по словам Шмелева, гонорар за использование их песен группа не увидела: «Честно говоря, договор даже не читали. Денег именно за этот проект мы не получали. Возможно, получал наш друг Андрей, тот, кто был посредником, и вложил в правильные действия, не в курсе. Мы всегда доверяем своим людям и не проверяем. Уверены: если и были некие суммы, то они пошли на правильные дела группы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, «Шмели» не были единственными немейнстримными артистами, звучавшими в сериалах СТС. Так, в «Кадетстве» можно было услышать группы «Друзья» и Che Francisco, а в «Папиных дочках» — группу Akado. Надежда Исаева вспоминает: «[Эти группы] появились в сериале "Папины дочки" благодаря активным поискам моих молодых сотрудников компании, которым было дано поручение найти исполнителей, чьи песни подошли бы для сценок в сериале с участием Даши — ярой поклонницы готики. Так мы начали сотрудничать с продюсерским центром "Арбат-Легион", в каталоге которого и были эти группы». Как отмечает Исаева, «в то время [сериалы] были достаточно важным шагом в промо для того, чтобы куда-то двинуться дальше, особенно для молодых артистов. Хотя не всегда это срабатывало, потому что там кусочек песенки, бывало, вставят, а он не совсем как-то заметен. Но в любом случае это хорошая платформа, потому что, помню, мне артисты потом стопками присылали музыку».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако участие в сериале играло на руку не только начинающим артистам, но и именитым. Для группы «Корни» песня «Наперегонки с ветром» стала этапной в карьере, отмечает Павел Артемьев: «На тот момент, безусловно, она помогла группе. Она была очень узнаваема. Это тоже определенное поколение детей, выросших на этом. Конечно, это было супервыигрышно для группы "Корни". На каких-нибудь больших концертах всегда можно было с первых аккордов понять, что за песня, и молодежь подпевала. Это, конечно, приятно всегда». Александру Айвазову удалось завоевать сердца молодежи, однако в итоге он понял, что ему с ней не по пути: «Я тогда мониторил соцсети, и эта песня с большим отрывом лидировала и обгоняла все мои мегахиты, такие как "Лилии" и "Бабочка-луна". Но после этого опыта я понял, что существует уже сложившаяся публика у любого исполнителя, которая все равно является костяком. Все равно мой слушатель гораздо старше, и это нормально абсолютно». По словам Сергея Лазарева, «песня TV Or Radio как-то ассоциировалась с "Папиными дочками", это помогло, безусловно, стать песне более узнаваемой. Несмотря на то что она на английском языке, тем не менее, в общем-то, она хорошо набрала популярность. И действительно, очень многие девочки, которые смотрели этот сериал, — они тоже фанатели от меня, и, в общем-то, это все было в тему, в кассу». Владимир Кристовский, в свою очередь, замечает, что «до сих пор "Папины дочки" — очень популярная песня, потому что эти девочки, которые смотрели сериал, когда им было пять лет, а сейчас им 20, — они очень веселятся, когда слышат эту песню. Поэтому мы на больших мероприятиях, в городах, на площадях больших — мы стараемся играть эту песню. Теперь не для детей, а для ребят, которые росли на этом сериале». А группа «Шмели» не особенно почувствовала последствия от участия в «Папиных дочках»: «Мы как-то серьезно и не отнеслись к этому событию. Подписали и забыли. Потом звонили и писали, спрашивали, в курсе ли мы, что в сериале наши песни. Мы вспомнили и даже посмотрели несколько серий первого сезона. Услышали два небольших кусочка наших песен на заднем плане. Сериал понравился в целом, актеры все отличные. Насчет количества слушателей и новых поклонников никаких ощущений не было. Иногда кто-то с улыбкой отмечал факт нашего участия в проекте — и все».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2008 году на фоне общего экономического кризиса у компании «Киномарт» сократилось число заказов по оформлению телесериалов. Тогда же выходят последние заметные сериалы «Киноконстанты», переименованной к тому моменту в «КостаФильм», — «Ранетки» (2008) и «Кремлевские курсанты» (2009). После этого на СТС практически перестали появляться сериалы, мелодии из заставок которых становились бы сверхпопулярными и уходили в народ. Однако в 2012 году на телеканале вышел сериал «Кухня», который показал альтернативную точку зрения на то, как можно делать саундтреки.

Сериал «Кухня»
«Кухня» (2012-2016)
Yellow, Black and White

В «Кухне», снятой компанией Yellow, Black and White, не было привычной песни, открывающей сериал. В ней почти не звучала русская музыка. Напротив, в саундтреке сериала преобладала музыка зарубежных артистов, причем зачастую далеко не самых известных. Например, одной из самых популярных композиций «Кухни» стала песня камерунской певицы Ирмы I know. Как отмечает музыкальный продюсер Yellow, Black and White Иван Канаев, использование зарубежных треков помогало подчеркивать тот или иной акцент в сцене без отвлечения на текст композиции: «Иногда при использовании русскоязычных песен возникает конфликт между текстом песни и эмоциональным состоянием сцены, а в "Кухне" с важностью финальных закадровых монологов это был сложный компромисс. Плюс ко всему многие жанры в российской музыке просто не встречаются, нельзя сказать, что мы ограничивали наличие русской музыки, но хотели использовать полную палитру». Кроме того, по задумке создателей сериала саундтрек «Кухни» должен был подчеркивать то, что этот сериал — нечто качественно новое для отечественного телевидения. «Саундтрек был одним из штрихов по созданию общей картины эксклюзивного, качественного и в какой-то степени эстетского произведения. Не было задачи "задавить хитами" — просто все стремились найти и применить лучшее, оригинальное, неожиданное музыкальное решение для каждой сцены», — говорит Канаев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иными словами, музыка перестала перетягивать на себя внимание и теперь скорее дополняла те или иные сцены, нежели определяла их. Такой подход не мог не привести к увеличению времени работы над саундтреком сериала. Вот что вспоминает Иван Канаев об этом процессе: «Приемка музыки по одной серии длилась чуть ли не дольше, чем монтажный период, все решения принимались коллективно, бывали "споры о вкусах", сложные обоснования обязательного наличия или отсутствия какого-то конкретного музыкального произведения, иногда поиск сложного компромисса между выходом за рамки бюджета и качественным уровнем сцены / серии. Процесс казался очень сложным и мучительным, но, как оказалось, во-первых, это всем нравилось, потому что на глазах происходил процесс преображения и становления, а во-вторых, такой подход был оправдан небывалым успехом как самого саундтрека, так и проекта в целом».

Что «Кухня» унаследовала от своих предшественников на СТС, так это поддержку малоизвестных отечественных музыкантов. По словам Канаева, «в саундтреке "Кухни" российская инди-сцена получила хорошую возможность для продвижения своего творчества. В разное время у нас звучали On-The-Go, Шура Кузнецова, Артем Пивоваров, Мария Чайковская и многие другие. Какие-то песни после того, как прозвучали в сериале, стали народными хитами, многие после эфиров сериала входили в различные топы и плейлисты стриминговых сервисов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В итоге «Кухня», просуществовав четыре года, действительно стала уникальным сериалом для российского телевидения, чей саундтрек по уровню разнообразия до сих пор никто не переплюнул. Сегодня же отечественные сериалы, за редким исключением, увы, не могут похвастаться ни запоминающимися песнями из их заставок, ни нестандартным подходом к подбору песен. Но кто знает, что ждет нас впереди, особенно с учетом все сильнее надвигающегося тренда на ностальгию по 2000-м, когда музыка в сериалах порой играла более важную роль, чем актеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ