При жизни Джексона Поллока его арт-дилер Пегги Гуггенхайм не могла продать ни одной его картины дороже нескольких тысяч долларов, а после трагической смерти художника в автокатастрофе в 1956 году цены на его работы за несколько лет выросли в разы — до сотен тысяч долларов за картину. В 2007 году работа №5 ушла с молотка на аукционе Sotheby’s за рекордные $140 млн, став не только самым дорогим в мире, но и первым произведением послевоенного искусства, занявшим это место.

Как так вышло?

Джексон Поллок, №5, 1948, частная коллекция, Нью-Йорк

Первостепенную роль сыграло плотное многолетнее сотрудничество Поллока со знаменитой галеристкой Пегги Гуггенхайм. Они познакомились в апреле 1943 года на «Весеннем салоне для молодых художников», который Пегги проводила в своей галерее. Она долго не хотела принимать работы Поллока и считала их «ужасными». За творца вступился сначала советник Пегги, Говард Путцель, назвав его «гением», а затем — Пит Мондриан, входивший в состав жюри, отбиравшего финалистов. Изучая картину Поллока «Стенографическая фигура» (1942), он сказал, что «может быть, это самая захватывающая картина, которую я видел за долгое-долгое время здесь или в Европе».

Джексон Поллок, «Стенографическая фигура», 1942, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

Пегги прислушалась к рекомендациям коллег и подписала контракт с Поллоком. Она покупала его картины, пристраивала их на выставки и договаривалась с именитыми специалистами о положительных рецензиях на его творчество. Так Поллок получил хвалебное интро к каталогу первой персональной выставки в галерее «Искусство этого века» в 1943 году от Джеймса Суини, искусствоведа, куратора в Музее современного искусства (МоМА), будущего директора Музея Соломона Гуггенхайма.

Более занятный инфоповод подкинула статья в The Nation (от 27 ноября 1943 года) Клемента Гринберга — одного из наиболее влиятельных американских арт-критиков и теоретиков абстрактного экспрессионизма. Он написал, что восхищается методом живописи Поллока и впервые назвал его «величайшим американским художником со времен Миро».

После этого художника пригласили на интервью для статьи «Пять американских художников» в Harper’s Bazaar (1944) и проиллюстрировали ее картиной Поллока «Волчица» 1943 года. После публикации МoМА купил картину за $600. Это было первое полотно Поллока, появившееся в музее. (The Complete Reprint of Physique Pictorial: 1951 — 1990 (Taschen Verlag, 1997)

Джексон Поллок, «Волчица», 1943, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

Интерес прессы к Поллоку, наряду с другими американскими художниками того времени, подкреплялся и потребностью политической пропаганды США в успехе на мировой культурной арене. В 1946 и 1947 годах после поездок в Европу некоторые члены конгресса США были удивлены, что искусство их страны там воспринимается довольно негативно. Казалось, что подобный имидж — дело рук исключительно коммунистической пропаганды. В январе 1948 года сенат принял закон Смита — Мундта, целью которого было вывести национальное американское искусство на мировой уровень и противопоставить свою «мягкую силу» агрессивному маркетингу красных. США было нужно движение, которое смело бы с первых полос известные европейским «измы» того времени (дадаизм, абстракционизм, сюрреализм), заменив их чем-то сугубо американским. Так, абстрактный экспрессионизм получил в США мощную политическую поддержку, в том числе национальных музеев.

Поллок не первый в Америке начал писать картины в этом стиле. Например, одним из пионеров был Марк Тоби. А само определение «абстрактный экспрессионизм» придумал Альфред Барр в отношении живописи Кандинского и впервые использовал этот термин в своей истории абстракционизма (опубликована в каталоге выставки «Кубизм и абстрактное искусство» в 1936 году). Тем не менее именно «живопись действия» Поллока, его «капельная» техника, или «дриппинг» (нанесение краски на холст не кистью, а палочками, которые Поллок окунал в банки с краской и затем разбрызгивал ее, примешивая к изображению мусор и пепел), сделала направление узнаваемым.

Все дело опять же в грамотной поддержке прессы. В 1947 году вышла статья Time, откровенно насмехавшаяся над новым модным направлением и называвшая «хламом» работы в том числе Поллока. Но в ней также приводилась цитата Гринберга в контексте, что «вот это» называется «величайший американский художник». Однако черный пиар — тоже пиар, и он дал толчок популярности Поллока.

Вишенкой на торте стала статья Life 1949 года с лидом «Джексон Поллок — величайший из ныне живущих американских художников?». Вообще, это было заигрывание со статьей Time и продолжением тренда на иронизирование над стилем художника. Это даже не первое упоминание Поллока в Life: журналисты уже писали о нем октябре 1948 года в рамках «круглого стола о современном искусстве». Но это была первая статья, посвященная целиком Поллоку и проиллюстрированная его портретами авторства Арнольда Ньюмана. Если в стране кто-то не слышал о Джексоне Поллоке, после этой публикации о художнике узнали все: тираж Life составлял около пяти миллионов.

По словам американского художника-абстракциониста Милтона Резника, лидер абстрактного экспрессионизма Виллем де Кунинг прокомментировал статью и фотографии Джексона так: «Он похож на парня с заправки».

На тот момент у американцев художники ассоциировались в основном с далекими от обычной жизни чопорными людьми в классических костюмах, что в большей степени сформировалось из-за переехавших в США во время войны европейских мастеров. А тут фотографии грязного Поллока с сигаретой в зубах. Что могло быть более американским? Именно фотографии Ньюмана в Life, которые массово начали перепечатывать другие издания, сделали Поллока национальным культурным героем.

Журнал Life, 8 августа 1949 года

После статьи Life цены на Поллока поползли вверх. Общая стоимость проданных работ за 1950 год дошла до почти четырнадцати тысяч долларов. Чтобы осознать масштаб: в начале 1950-х более половины американцев зарабатывали $4000 в год.

В 1956 году Поллок трагически погибает в автокатастрофе. К национальной славе лидера американского искусства добавляется классическая арт-дилерская история формирования стоимости работ.

Еще в декабре 1955 года арт-дилер Сидни Дженис пытался продать «Осенний ритм» Музею современного искусства за $8000, но предложение было отклонено из-за высокой цены. После смерти Поллока музей Метрополитен купил «Осенний ритм» за $30 тысяч.

Поллок всю жизнь боролся с алкоголизмом, наркозависимостью и, как следствие, еще и с депрессией. Почти образцовая формула для удержания высоких цен: чем трагичнее биография автора, тем дороже произведение.

Если же вернуться к №5, самой дорогой картине Поллока вне рейтингов, то ее рекорд был побит в конце 2015 года, когда миллиардер и основатель хедж-фонда Citadel Investment Group Кеннет Гриффин приобрел у фонда Дэвида Геффена (один из основателей DreamWorks) картину Поллока №17а 1948 года за $200 миллионов.

Джексон Поллок, 17а, 1948, Чикагский институт искусств, Чикаго, частная коллекция Кена Гриффина Gennadiy Kats