«Морозко» (1964)

Инна Чурикова, роли

Дебют Инны Чуриковой в игровом кино состоялся еще во время учебы — в 1960 году. Чурикова сыграла в фильме «Тучи над Борском» — знаковой картине советской «антирелигиозной» волны. Это была скромная эпизодическая роль в несколько крупных планов — разойтись особенно негде. Под знаком эпизодичности прошел ранний этап в карьере актрисы — «Где ты теперь, Максим?», «Стряпуха», «Старшая сестра». Через несколько лет после дебюта она даже появилась у Данелии в «Я шагаю по Москве», но по-настоящему заявила о себе в «Морозко» Александра Роу. Там она воплотила образ Марфуши — персонажа, как известно, отрицательного, злого двойника Настеньки.

Несмотря на второстепенность роли, Чурикову заметили: в кадре она, не щадя зубов, грызла орехи, мерзла на натурных съемках и ела лук вместо яблок (говорят, в стране был дефицит). Театрализованный, сказочно утрированный «Морозко» требовал соответствующей игры — выпуклой, нарочно избыточной, чтобы юным зрителям было хорошо понятно, кто есть кто. Спустя годы актриса эту роль вспоминала с неудовольствием: она настолько не нравилась себе в образе Марфуши, что подумывала завязать с карьерой в кино. История распорядилась иначе: Чурикову заметили, не за горами была ее первая главная роль.

«В огне брода нет» (1968)

Роли Инны Чуриковой

Эпизодические образы раннего периода — это обязательно нескладные, неровные, где-то даже грубые девушки, не слишком вдохновляющие. Таня Теткина из «В огне брода нет» — героиня во многом другая. Искрящаяся светом, воодушевленная, «психическая», как говорит один из героев фильма. Чурикова играет невзрачную на первый взгляд санитарку, которая однажды обнаруживает тягу к живописи. Таня влюбляется, ищет в творчестве выход для своих чувств, а на фоне идет Гражданская война, революция, которую Таня не вполне понимает, подходит к концу. Черно-белое решение фильма снижает важность формальных изысков, традиционно присущих костюмному историческому кино, и заставляет в первую очередь оценить психологизм актерской игры. Наивность, сомнения, и вместе с тем слепая решимость умереть за дело всеобщего благополучия — Чурикова находит в простоватом, немного примитивном (сообразно картинам самой Тани) портрете неожиданный нерв.

Хотя главная героиня и кажется поначалу очередной простушкой, в финале картины Таня Теткина выходит на трагический пафос и практически философский масштаб (чего стоит только вынесенный в название афоризм, который в пылу разговора нашла героиня). Впрочем, «В огне брода нет» важен не только для карьеры Чуриковой, но и для режиссера Глеба Панфилова. Для него это был дебют в полнометражном кино (до того он занимался в основном документалистикой), открывший режиссера миру: фильм, возводящий крамолу на священный нарратив о Гражданской войне, получил главный приз синефильского фестиваля в Локарно. В Чуриковой же режиссер нашел свою главную музу и будущую супругу. Дуэт Чурикова-Панфилов (для наглядности его можно сравнить, например, с дуэтом Скорсезе и Де Ниро), пожалуй, один из самых ярких в истории отечественного кино. Свои главные роли Чурикова сыграет именно в фильмах супруга.

«Начало» (1970)

Инна Чурикова, роли

Выйди «Начало» сегодня, мы бы назвали его «метакино», кино о кино. Чурикова в нем вновь появляется в образе мечтательной провинциалки Паши Строгановой, грезящей о карьере в кино. Паша перебивается неблагодарными ролями, но однажды ее талант разглядывает столичный режиссер и предлагает сняться в роли Жанны д’Арк. В фильме есть два плана: сложная личная жизнь Паши (она влюбляется в женатого мужчину) и съемки исторического фильма. У Панфилова образ Жанны д’Арк носит двойственный смысл. История Жанны во многом история самой Паши. Будучи выходцем из низов (Жанна, напомним, родилась в крестьянской семье), Паша неожиданно для себя становится героем большой истории — личной трагедии и сакрального исторического сюжета. Кроме того, образ Жанны д’Арк иконографически важен для истории кино. Самый известный вариант Жанны д’Арк принадлежит Рене Фальконетти в «Страстях Жанны д’Арк» Дрейера. Работа над фильмом и режиссерские методы настолько вымотали актрису, что эта роль стала ее последней в кино. Панфилов, разумеется, был знаком с фильмом Дрейера и чувствовал связь между картинами.

Есть мнение, что «Начало» — автобиографическая картина об отношениях Панфилова и Чуриковой, и история Жанны д’Арк в таком случае вносит в них трагическое звучание. Как бы то ни было, вторая совместная работа Чуриковой и Панфилова стала заметным событием. Если дебютный фильм режиссера увидел ограниченный круг зрителей (он так и не добрался до большого проката), то «Начало» перевело и Панфилова и Чурикову в высшую лигу. Картина была отмечена на фестивале в Венеции «Серебряным львом» (вторая по важности награда смотра, которая вручается режиссеру), а сама Чурикова стала актрисой года по версии авторитетного издания «Советский Экран». Страна открыла для новый драматический талант.

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

Тот самый Мюнхгаузен

Всякий, кто видел «Того самого Мюнхгаузена» Захарова, знает, что в нем безоговорочно солирует Олег Янковский. Это и не удивительно: барон Мюнхгаузен магнетически притягательный герой, на редкость харизматичный. Инна Чурикова в фильме играет баронессу фон Мюнхгаузен, нелюбимую супругу барона. С Марком Захаровым Чурикова уже работала в театре — например, над мюзиклом «Тиль». Захаров, будучи в первую очередь театральным режиссером, перенес театральную вычурность на экран (чего стоит только лестница в небо), поэтому ему нужен был в первую очередь не тяжелый драматизм, а яркая типажность. Неслучайно многие артисты, которых Захаров пригласил в фильм, были уже знакомы ему по работе в театре.

Баронесса — одна из немногих женских партий в фильме, так что Чуриковой нужно было играть на фоне мужчин. И каких мужчин! «Тот самый Мюнхгаузен» в этом смысле практически матч всех звезд: помимо Янковского, в фильме играют Игорь Кваша, Леонид Броневой, Ярмольник, Катин-Ярцев. У многих, в том числе и у Чуриковой, сравнительно небольшие роли, поэтому актерам приходилось интенсифицировать свое присутствие на экране — вкладывать максимум усилий в минимум хронометража. В фильмографии Чуриковой баронесса фон Мюнхгаузен — вероятно, один из самых ярких (траги)комических образов. Неспроста даже сегодня он один из самых памятных в карьере актрисы. Для Чуриковой это не последняя комедийная роль: в 1990-х она сыграет у Меньшова в «Ширли-Мырли», а уже в поздний период своего творчества снимется у Жоры Крыжовникова в «Самом лучшем дне» и «Стране Оз» Василия Сигарева.

«Тема» (1987)

Инна Чурикова, роли

«Тема», с одной стороны, — самый крупный триумф в карьере Чуриковой-Панфилова, а с другой — самый крупный провал. Сухие факты: фильм взял «Золотого медведя», главный приз Берлинского фестиваля, но пролежал на полке почти десять лет, в итоге так и не найдя своего зрителя в прокате. «Тема» — картина о советском драматурге Киме Есенине (Панфилов уже одной этой подробностью обозначает едко-сатирическую интонацию), который отправляется в провинцию для поиска вдохновения. По замыслу функционеров из Госкино, это должен был быть антидиссидентский фильм, а в итоге получилось декадентское кино о безъязычии и одновременно порожнем многословии советской интеллигенции.

«Тему» принято относить к кинематографу «морального беспокойства», отечественному варианту «реализма кухонной раковины» — фильмам-сценкам из удручающей повседневности советского гражданина. Чурикова в фильме появляется в образе искусствоведа Сашу, которая водит экскурсии в местном музее. Она единственная в панфиловском мельтешении персонажей как бы приподнимается над рутиной и может сказать Есенину «правду в глаза». «Тема» формально претендует на мелодраматричность, но жанровые признаки нарочно смазаны в пользу ядовитой сатиры: первое свидание Саши и Есенина проходит на кладбище. Саша — одна из множества трагических, несчастных женщин в чуриковской галерее. Хотя Чурикова уже много лет как выросла из нескладных Марфушек и Тань Теткиных, неустроенность ее героинь никуда не делась.

«Васса» (1983)

Инна Чурикова, роли

«Васса Железнова» Максима Горького обычно находится в тени его более ранних драматургических опытов — «Мещан» или хрестоматийного «На дне». Пьесу Горький написал в 1930-х, и это была для эпохи пятилеток и стремительной индустриализации несвоевременная литература. Васса Железнова (в панфиловской интерпретации — просто Васса) — владелец пароходной компании, богатая купчиха. Действие разворачивается в 1913 году — предвоенном времени, за несколько лет до радикального слома системы. Горький разглядел в падении дома Железновых неминуемое крушение старого уклада.

В этом смысле «Васса» Панфилова столь же несвоевременное кино, как и книжный оригинал Горького: оно тоже предвосхищает скорую смену укладов и наступление новых купцов. Васса — в чем-то сестра Якобины фон Мюнхгаузен. Эта железная леди, женщина с мертвой хваткой. Театра у Панфилова едва ли не больше, чем кино. Кинематография «Вассы» строгая, холодная, в композиции кадра много симметричных решений. Такова и заглавная героиня в исполнении Чуриковой: непроницаемая и как будто неживая. Смерть она встречает за письменным столом — и как будто не умирает, а застывает на рабочем месте.

«Военно-полевой роман» (1983)

Инна Чурикова, роли

Если выбирать один-единственный фильм для знакомства с драматическим талантом Инны Чуриковой, то пусть это будет «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского. Для Чуриковой этот фильм — одно из самых крупных персональных достижений, за роль в нем актриса получила на Берлинале «Серебряного медведя». Жанрово это честная мелодрама о любовном треугольнике в декорациях сталинской Москвы. Фронтовик Саша через несколько лет после окончания войны встречает свою возлюбленную — санитарку Любу. Саша уже женат (его супругу Веру играет Инна Чурикова), но чувства к Любе вспыхивают вновь. «Военно-полевой роман» — во многом привычное застойное советское кино о разочарованности и эрозии семейных идеалов в послевоенное время. Роль Веры — драматически точно нюансированная, на полутонах, без ненужной экспрессии. Хотя финал фильма и обещает возможное обновление (в том числе и политическое — Оттепель), сложно избавиться от ощущения, что жизнь героини Чуриковой, обманутой жены, за кадром сложится трагически.

«Курьер» (1986)

Инна Чурикова, роли

Судьба Веры в «Военно-полевом романе» пугающе типичная. Другой «типичный» образ Чурикова воплотила в культовом перестроечном «Курьере». Актриса сыграла маму Ивана, главного героя картины. «Материнская» линия в фильме не ключевая, но обозначает важный симптом эпохи — разрыв родственных связей. Фильм начинается с развода родителей Ивана (семейные ценности вновь ослабляются), и героине Чуриковой приходится искать нового единения с сыном. В Иване Лидия Александровна видит возможность в первую очередь для собственной реализации, на него — единственная жизненная ставка, отсюда и узнаваемые материнские волнения. У нее ведь тоже когда-то были мечты и стремления, которые рухнули под тяжестью пошлой преподавательской жизни.

«Курьер» кажется импровизированным финалом арки Паши Строгановой из «Начала» Панфилова. Актерские амбиции разменены на простой быт. У Шахназарова Чурикова играет тихо, нарочито незаметно, чтобы не оттенять центральную историю — становление Ивана. Но разверни историю чуть в другую сторону — получилась бы «Жанна Дильман» по‑советски.

«Курочка Ряба» (1994)

Инна Чурикова, роли

Вернувшись из Голливуда, Андрей Кончаловский снял неожиданный (и, по правде, не слишком нужный) сиквел своего раннего фильма — «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», важной оттепельной картины, без которой обычно не обходится ни один список лучших отечественных фильмов. Хромоножка Ася постарела, Союз развалился, пришли демократия и частная собственность. «Курочка Ряба» — фантасмагорическая картина о российской глубинке, болезненный фарс о начале новых времен, по меркам современного зрителя фактически «чернуха».

Ия Саввина, исполнительница роли Аси в оригинальном фильме, как гласит предание, прочитав сценарий, посчитала его оскорбительным и отказалась от роли. Инне Чуриковой нужно было заменить Саввину. Ее интерпретация Аси — это, в сущности, другой персонаж, никакого лиризма и сентиментальности в ней нет. Она не выпускает изо рта папиросу, матерится, проламывает четвертую стену, вслух рассуждает о судьбах страны и, напившись, разговаривает с курицей. Эта курица, как в сказке, сносит золотое яичко, которое меняет жизнь Аси. Конечно, Кончаловский снимал сказку, но сказка эта грустная: любви в ней места нет. Счастливому будущему, впрочем, тоже.

«Ширли-мырли» (1995)

Инна чурикова, роли

Другая фарсовая картина, в которой снялась Чурикова в 1990-х, — это «Ширли-мырли» оскаровского лауреата Владимира Меньшова. Благодаря Юрию Дудю (Минюст признал его иноагентом — «Правила жизни») сегодня эту картину вспоминают чаще, чем раньше, а ведь это ни много ни мало наше «Криминальное чтиво», настоящий русский постмодернизм без грима и глянца, снятый живым классиком, от которого ждали, видимо, совсем не разухабистого би-муви. «Ширли-мырли» — виртуозный авантюрный роман, фильм обо всем на свете, о новой России вообще. Захочешь пересказать — не сможешь. Сюжет строится вокруг похищения аномального якутского алмаза, местного аналога золотого яичка, который может не только закрыть внешний долг государства, но и обеспечить всем гражданам России трехлетний отдых на Канарах. Чурикова вновь играет мать — на этот раз афериста Кроликова, который и украл алмаз. Эта смешная и пустяковая роль как будто не к лицу стройной и уже сложившейся к тому моменту фильмографии актрисы.

Но это появление в «Ширли-мырли» важный эстетический жест, призванный не допустить творческого закостенения, и возможность перепридумать себя. По ходу дела градус абсурда заметно поднимается, и выясняется, что Прасковья Алексеевна вовсе не мать Кроликову, а совы — не то, чем кажутся. Вот эта кажимость материнства, наверное, лучше всего описывает творческий путь Инны Чуриковой: она стала символической матерью уже не для одного поколения зрителей. Свою последнюю роль актриса сыграла в «Иване Денисовиче» своего мужа Глеба Панфилова, где сыграла Старицу, в образе которой угадывается фигура божественной матери. Таких разноплановых артистов, наверное, больше нет, звезды сегодня зажигаются совсем другие. С ее уходом российское кино осиротело.