Куклы детям не игрушка. Чем пугает хоррор «М3ГАН», о котором все говорят?

Еще вчера все обсуждали танец Уэнсдэй, а уже сегодня пытаются повторить движения робота М3ГАН, делают на нее жуткие косплеи в сети, SNL придумывают скетчи с участием Обри Плазы, и даже объявление номинантов на «Оскар» не обошлось без упоминания М3ГАН. Успех подкрепляется впечатляющими для крошечного бюджета кассовыми сборами и анонсом сиквела. Неужели страшной куклой опять кого-то можно напугать? Или дело отнюдь не в страхе? Разбираем на микросхемы новую золотую жилу для Джейсона Блума и его ныне культовой студии Blumhouse Productions.
Куклы детям не игрушка. Чем пугает хоррор «М3ГАН», о котором все говорят?
Universal Pictures

Подсоединяя провода

Десятилетняя Кэди (Вайолет Макгроу) вместе с родителями попадает в снежный буран, закончившийся страшной автомобильной аварией. Выживает только девочка. В то же время на другом конце страны ее тетя Джемма (Эллисон Уильямс) разрабатывает прототип новой технологичной игрушки и еще не знает о случившейся трагедии и о том, что ей в скором времени предстоит стать опекуном Кэди. Как общаться с ребенком, Джемма не представляет, но отдавать любимую племянницу родителям ее отца тоже не собирается — по крайней мере, сестра бы этого не захотела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
МЗГАН
Universal Pictures

Джемма по своей натуре трудоголик, в вопросах выражения эмпатии она холодная и отстраненная, впрочем, как и ее роботы. Внезапно она придумывает, как совместить работу с уходом за Кэди, и создает из неудавшегося прототипа механическую куклу М3ГАН, призвание которой — стать лучшим другом любому ребенку и всеми усилиями оберегать его. Робот сразу же находит общий язык с Кэди и обещает заботиться о ней. Даже если для этого придется поубивать всех вокруг.

Переключение жанров

Поначалу М3ГАН прекрасно справляется с обязанностями няни: учит ребенка сливать за собой унитаз, поет ей на ночь Titanium Сии в качестве колыбельной, защищает от злобной соседской собаки. Другими словами, прелесть, а не кукла. Размеренное начало фильма напрочь исключает элементы хоррора, отчего может показаться, что перед нами не совсем фильм ужасов, а малобюджетный сай-фай, в котором ощущение тревоги вызывают лишь безграничные возможности технологического прогресса. Как будто мы смотрим эпизод старого доброго «Черного зеркала» (до того момента, как Чарли Брукер окончательно исписался).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«М3ГАН»
Universal Pictures

Техногенный ужас — один из главных факторов фильма, почему в целом устаревший концепт «М3ГАН» все еще выглядит актуальным. По отдельности концепт устарел сразу в двух жанрах: после несчитаных «Аннабелей» как хоррор и еще в 1968 году, когда искусственный интеллект восстал против человека в «Космической одиссее», как мотив научной фантастики. Но в симбиозе получилось свежо — во многом за счет внешнего облика (без сомнения, жуткого) и поведения М3ГАН. Она здесь не кажется садистской куклой, как, например, Чаки. Все ее действия — это ответные реакции: на буллинг, жестокость, насилие.

В этом плане М3ГАН похожа на Пиноккио. Созданная людьми, она, словно губка, впитала всю человеческую жестокость (пусть в самом фильме это и выражено банально — через злых детей и безразличных взрослых, зато наглядно) и теперь готова преподать людям самый доходчивый урок толерантности. Хочешь, чтобы к тебе хорошо относились? Тогда и ты к людям относись хорошо. А если начнешь шишкой колоть безобидного ребёнка, то и нечего удивляться, когда тебе за это уши оторвут. Буквально.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Родительский контроль

«М3ГАН» — это творение студии Джейсона Блума, об истории успеха которой по-честному нужно писать отдельную статью, но это в другой раз. Фильмы производства Blumhouse раньше ассоциировались с малобюджетными хоррорами и слешерами второго сорта и выглядели особо невзрачно на фоне обласканных критиками «умных» хорроров от студии A24. Но со временем Blumhouse заработала признание и уважение любителей жанрового кино. Большую роль в этом сыграла бизнес-модель студии, основанная на риске и мультизадачности (маленький бюджет, открытие новых имен, полное доверие авторам).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«М3ГАН»
Universal Pictures

Запуск «М3ГАН» тоже казался рискованной затеей: очередной сюжет о зловещей кукле, основанный на идее, возможно в шутку оброненной Джеймсом Ваном за кружкой пива, вряд ли изначально казался будущим хитом. Но затем в режиссеры наняли малоизвестного, но талантливого новозеландца Джерарда Джонстоуна, на счету которого уже был замечательный комедийный хоррор «Привязанные к дому», и он снял «М3ГАН» по рецепту успеха Blumhouse Productions. Его фильм — образец жанрового минимализма с набором сцен, у которых большой потенциал завируситься в сети. Если на данном этапе все сделано правильно, с остальным разберется уже интернет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом, конечно, перед нами далеко не новое слово в жанре, всего-навсего очередная мимолетная сенсация, о которой забудут к выходу следующего, чуть более изобретательного хоррора. «М3ГАН» даже не страшная, чтобы вернуться к ней спустя какое-то время с целью пощекотать себе нервы. Зато посыл в фильме есть, и, пожалуй, это именно то, ради чего «М3ГАН» все же стоит посмотреть. Помни, человек: на технику можно скинуть что угодно — уборку дома или приготовление пищи, но никак не воспитание ребенка.