Что нужно знать о Йозефе Биндере – пионере дизайна современных плакатов

3 марта 1898 года – день рождения Йозефа Биндера, австрийского графического дизайнера и художника, стоявшего у истоков современной плакатной графики. Он вдохновлялся кубистами, считал, что цвет и форма неотделимы друга от друга и вывел искусство плаката на новый уровень. «Правила жизни» совместно с командой школы визуальной культуры и современных профессий BBE рассказывает главное о дизайнере и показывает его главные работы.
Что нужно знать о Йозефе Биндере – пионере дизайна современных плакатов
Legion-Media / Правила жизни

Йозеф Биндер изучал живопись в Венской школе искусств и ремесел у Бертольда Леффлера, современника таких основоположников модерна, как Коломан Мозер, Йозеф Хоффман и Альфред Роллер. Все они преподавали в одной школе и хотели возглавить художественное обновление после Первой мировой войны, которое должно было повлиять на рекламу и коммерческое искусство. С таким преподавательским составом студент не только стал квалифицированным литографом и типографом, но и получил свежий взгляд на дизайн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После выпуска Биндер первое время работал в студии ESBETA, а в 1924 открыл свою студию и вступил в долгое сотрудничество с компанией Julius Meinl – ведущим венским импортером кофе и чая. Для Julius Meinl он придумал логотип и упаковку, разрабатывал кампании. Видение молодого дизайнера еще тогда отметили ведущие профильные издания.

Julius Meinl
Julius Meinl
Legion-Media

В тридцатые годы уже состоявшийся дизайнер переехал в США: в 1933-м и Биндера пригласили читать лекции в Чикагском институте искусства и в Школе искусств в Миннеаполисе. Его работы выставлялись на выставках плаката в Нью-Йорке и Токио, а в 1936 году Биндер и его жена Карла переехали в Нью-Йорк, где успех его недавно созданной студии стремительно рос. В США дизайнер прославился благодаря своим рекламным кампаниям Ballantine’s Beer, A&P Coffee, United Airlines и купальников Jantzen.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Рекламный постер United Air Lines. San Francisco By Joseph Binder, 1957
Рекламный постер United Air Lines. San Francisco By Joseph Binder, 1957
Alamy/Legion Media
Рекламный постер United Air Lines. Chicago By Joseph Binder, 1957
Рекламный постер United Air Lines. Chicago By Joseph Binder, 1957
Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Рекламный постер Йозефа Биндера для Jantzen
Рекламный постер Йозефа Биндера для Jantzen
Alamy/Legion Media
Рекламный постер United Air Lines. Pacific Northwest By Joseph Binder, 1957
Рекламный постер United Air Lines. Pacific Northwest By Joseph Binder, 1957
Alamy/Legion Media
Рекламный постер United Air Lines. Southern California By Joseph Binder, 1957
Рекламный постер United Air Lines. Southern California By Joseph Binder, 1957
Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1934 году вышла книга Биндера «Цвет в рекламе», где он объединил свои теоретические и практические дизайнерские наработки. Первая глава начиналась со слов: «Цвет — главное средство создания эффекта для художника-плакастиста. Цвет оказывает решающее влияние, и по этой причине необходимо четко понимать его законы». А пару лет спустя в American Magazine of Art вышла его статья «О развитии современного стиля», где он продвигает новый подход, основанный на обобщении и подавлении формы. Биндер считал, что чрезмерный реализм в рекламе, который доминировал в США в то время, нужно ставить на рельсы современного дизайна. В то время его миссия была сложной: американской рекламой управляли копирайтеры, которые предпочитали слово изображению и не доверяли современным графическим подходам. Но Биндеру удалось склонить американских бизнесменов на свою сторону.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Книга Йозефа Биндера «Цвет в рекламе», 1934
Книга Йозефа Биндера «Цвет в рекламе», 1934
Legion-Media

Философия Биндера основывалась на том, что «художник должен развивать современный стиль вместо того, чтобы потворствовать реалистической репрезентации прошлого и тратить время на тщетные попытки имитировать ушедшие времена». Он верил, что рекламный посыл следует передавать самым коротким и впечатляющим способом : «Задача художника — найти способ передать понятную форму объекта в двухмерном пространстве. Реализм нужно оставить фотографии, а художник не должен конкурировать с камерой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Всемирная выставка в Нью-Йорке 1939 года. «Мир завтрашнего дня» Йозефа Биндера
Всемирная выставка в Нью-Йорке 1939 года. «Мир завтрашнего дня» Йозефа Биндера
Alamy/Legion Media

Биндер много работал и с национальной айдентикой США. В 1939 году он создал знаменитый символический образ для Всемирной выставки в Нью-Йорке, на котором изображены Трилон и Перисфера, представленные как воплощение совершенства. А с 1948 по 1963 год Биндер отвечал за призывные кампании американского военно-морского флота. Именно эти работы оказались самыми знаменитыми в творческой карьере дизайнера и определили будущее современного графического стиля Америки. Среди его самых известных заказов — плакат «Воздушный корпус армии США», получивший первый приз в конкурсе Музея современного искусства, — считается образцом минимализма в плакатной графике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Рекламный постер Йозефа Биндера
Рекламный постер Йозефа Биндера
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце 50-х Биндер все так же имел огромный успех в рекламной сфере, но стал переключаться на искусство. Его постеры и картины выставлялись в Нью-йоркском музее современного искусства MoMA. Дизайнер лишь немного не дожил до открытия своей выставки в Венском музее прикладных искусств — он умер от сердечного приступа в 1972 году. В 1996 году была учреждена Премия Йозефа Биндера — международный конкурс для дизайнеров и иллюстраторов, созданный австрийской организацией designaustria. И хотя плакат как жанр появился еще в конце XIX века за несколько лет до рождения дизайнера, именно работы Биндера определили современный графический стиль плакатных изображений.

Дизайн афиши Музыкально-театрального фестиваля. Musik- und Theaterfest der Stadt Wien. Вена. 1924. Работа Йозефа Биндера.
Дизайн афиши Музыкально-театрального фестиваля. Musik- und Theaterfest der Stadt Wien. Вена. 1924. Работа Йозефа Биндера.
Imagno/Getty Images
Дизайн афиши Музыкально-театрального фестиваля. Musik- und Theaterfest der Stadt Wien. Вена. 1924. Работа Йозефа Биндера.
Дизайн афиши Музыкально-театрального фестиваля. Musik- und Theaterfest der Stadt Wien. Вена. 1924. Работа Йозефа Биндера.
Wien Museum/Imagno/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
You're Darn Tootin' We'll Keep 'Em Shootin' Poster by Joseph Binder
You're Darn Tootin' We'll Keep 'Em Shootin' Poster by Joseph Binder
Swim Ink 2, LLC/CORBIS/Corbis via Getty Images