Пустота, игры с огнем и дзюдо: каким был художник Ив Кляйн

Вы могли не знать его имени, но вы точно видели этот цвет — гипнотизирующий глубокий синий. Он его изобрел. «Это будет голубое и только голубое, чему я посвящу свою жизнь!» — говорил Ив Кляйн. Сегодня мастеру нематериального искусства могло исполниться 95 лет. Рассказываем несколько интересных фактов из его биографии.
Пустота, игры с огнем и дзюдо: каким был художник Ив Кляйн
Legion media

«Основы дзюдо»

Родители Ива, Мари Рэймонд и Фред Кляйн, были художниками. Здесь можно предположить, что это обстоятельство сразу определяет карьеру молодого Кляйна или как минимум круг его увлечений. Но Ив Кляйн пошел совсем другим путем. Он учился в Высшей школе торгового мореходства и Национальной школе восточных языков, интересовался литературой, джазом и боевыми искусствами, особенно дзюдо, которое практиковал на протяжении всей жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время визита в Японию в 1950 годах Кляйн усовершенствовал технику, став не только обладателем черного пояса четвертого дана, но и первым европейцем, поднявшимся до этого звания. Вернувшись в Париж в середине 1950-х, он открыл клуб дзюдо и написал книгу «Основы дзюдо». Дзюдо было для художника духовной дисциплиной, и этот опыт глубоко повлиял на его работы.

Ив Кляйн
Ив Кляйн
Charles Wilp / BPK, Berlin © The Estate of Yves Klein c/o ADAGP, Paris

Поэт пустоты

«По сути, истинным художником будущего будет бессловесный поэт, который ничего не напишет, но, не формулируя, в тишине, будет рассказывать об огромной и безграничной картине», — считал Ив Кляйн. Он был мастер нематериального искусства и воплощал свои идеи и в музыке. Так, в 1949 году он написал «Монотонную симфонию», или симфонию «Монотонная тишина». Звук, ре-мажорный аккорд, создаваемый оркестром и хором, начинался внезапно, в полную силу и наполнял пространство в течение 20 минут, а затем обрывался так же внезапно, как и начинался, но аплодисментов не следовало: участники оркестра оставались сидеть на своих местах, не играя и даже не двигаясь, «исполняя» тишину ровно столько же.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Монохромы Кляйна

«Розовый монохром»
«Розовый монохром»
Legion media
«Голубой аккорд»
«Голубой аккорд»
Legion media

Первый публичный показ работ Кляйна состоялся в Club des Solitaires в Париже — тогда художнику было 27 лет. Каждая картина была выкрашена в один цвет: ни рисунка, ни вариации тона. Картины ничем не отличались друг от друга, кроме размеров холста и цвета краски, некоторые были обрамлены простой плоской лепниной, у других вообще не было рамы. Казалось, в их исполнении не было никакого мастерства, и, кажется, подобной провокации в искусстве не возникало со времен дадаизма — тем не менее выставка прошла незамеченной. С этого момента Кляйн решил использовать в своем творчестве только синий цвет.

International Klein Blue

International Klein Blue
International Klein Blue
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несколько месяцев этот ультрамариновый пигмент был центром исследований Ива Кляйна, а итогом стал International Klein Blue (IKB) — краска синего цвета, запатентованная художником в 1960 году. Кляйн считал, что этот цвет имеет качество, близкое к чистому пространству, и связывал его с нематериальными ценностями, которые находятся за пределами того, что можно увидеть или потрогать. Одержимый своим открытием, Кляйн зарегистрировал имя в Национальном институте промышленной собственности. Точная формула IKB так и не была раскрыта. Цвет никогда не продавался, и только сам Кляйн мог его использовать. Что и сделал, создав почти 200 картин.

«Живые кисти»

«Антропометрия синей эры»
«Антропометрия синей эры»
Sotheby's

В марте 1960 года в Международной галерее современного искусства в Париже прошел перформанс «Антропометрия синей эры». Здесь прозвучала та самая симфония, написанная Кляйном в 1949 году. Атмосфера в галерее была сдержанной, с формальным дресс-кодом — вечернее платье и костюмы были обязательны. В десять часов девять музыкантов молча вошли, сели на стулья, за ними последовал Кляйн в смокинге, с белым галстуком-бабочкой и Мальтийским крестом ордена рыцарей Святого Себастьяна. Художник пригласил несколько обнаженных женщин и предложил им покрыть себя краской IKB. Девушки касались бумаги разными частями тела, катались по полу, двигались. Перформанс стал переходом от видимого искусства к невидимому, от материального к духовному.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игры с огнем

«Живопись огня»
«Живопись огня»
Alamy/Legion Media

Ив Кляйн исследовал не только границы цвета и пустоты, но и стихии. Он был глубоко потрясен разлетевшимися по всему миру ужасающими фотографиями Хиросимы, на которых были неузнаваемые изображения тел. В 1961 году Кляйн создал серию «Живопись огня», в которой пытался запечатлеть следы огня на различных поверхностях. Художник учился управлять огнем в испытательном центре Gaz de France в Сен-Дени, где наличие различного оборудования позволяло ему регулировать мощность пламени. Он находился под присмотром пожарных, когда «рисовал» свои работы из огнемета. Так он нашел еще один нематериальный источник, который стал его новой кистью.

По аналогии со своим искусством, Ив Кляйн стремился придать своей жизни форму монотонно-безмолвной композиции: «Моя жизнь должна быть похожа на мою симфонию 1949 года — устойчивый звук без приступов и без конца, одновременно ограниченный и вечный. Я хочу, чтобы обо мне сказали: "Он существовал — следовательно, он существует!»