Сточилось перо: почему сценаристы выходят на протесты в США?

​​В Лос-Анджелесе продолжается крупнейшая забастовка сценаристов за последние 15 лет (11,5 тыс. человек вышли на пикеты). Быстро объясняем, в чем дело.
Сточилось перо: почему сценаристы выходят на протесты в США? 
«Правила Жизни»

Что случилось?

Гильдия сценаристов (WGA), представляющая интересы телевизионных и киносценаристов, и Альянс продюсеров кинофильмов и телевизионных продуктов (AMPTP) каждые три года перезаключают договор о порядке отчисления денежных средств сценаристам от студий. Предыдущий договор действовал до 1 мая, переговоры о новых условиях начались в конце марта. У сценаристов и продюсеров было два месяца, чтобы прийти к компромиссу по таким пунктам, как, например, повышение минимальных гонораров сценаристов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По подсчетам Variety, минимальная зарплата телесценариста — $7412 в неделю. В среднем работа над ТВ-шоу длится 35–40 недель, то есть автор получает чек на сумму от $259 420 до $296 480. Стриминговые сериалы короче телевизионных — сценаристы заняты от 20 до 24 недель и зарабатывают от $148 240 до $177 888 в целом. Бастующих эти суммы не устраивают: дело в том, что при заключении предыдущего договора (в 2019-2020 годах) минимальная ставка была $6967 в неделю. С учетом инфляции это $8184. Сценаристы требуют повысить нынешнюю ставку на 10%, чтобы не просесть из-за инфляции. Повысить зарплату нужно и шоураннерам. Сейчас их ставка за 60-минутный сценарий — $41 773, а за получасовой — $28 403. Эти суммы нужно увеличить на 11%, чтобы вернуться к уровню выплат 2020 года.

Штатные сценаристы (работающие на стартовой позиции на ТВ-шоу) получают в неделю минимум $4546 и тоже требуют повысить зарплату на 10%.

В остальном бастующие требуют:

— увеличить размер страховки и взносы в пенсионный фонд;

— расширить штат мини-сценарных комнат (не менее шести авторов для шоу до одобрения сценария и от шести до 12 авторов на шоу, получившие одобрение, так называемый зеленый свет, от студии). Сейчас мини-комнаты состоят из двух-трех авторов, которые вместе c шоураннером разрабатывают несколько вариантов сценария для пилота, чтобы показать продюсерам, как может развиваться шоу;

— ограничить использование ИИ в работе над сценариями (WGA требует прописать в базовом соглашении, что нейросети не будут переписывать сценарии, становиться авторами, а студии не будут использовать тексты авторов для обучения ИИ).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые из бастующих уверены: когда у студий появится возможность заменить людей машиной, они тут же ею воспользуются.

Сценарист Олег Маловичко («Мажор», «Нулевой пациент», «Химера») говорит, что, хоть пока нейросети не представляют реальную угрозу профессии, ситуация может измениться в любой момент, учитывая взрывообразный характер развития технологий. «А вообще, искусственный интеллект уже понемногу отнимает работу у начинающих сценаристов — генерирует концепции, даже пишет диалоги в определенном формате. В случае с нейросетями сценаристы бьют скорее на опережение», — говорит Маловичко.

Как забастовка сказывается на индустрии?

В первую очередь забастовка отразилась на late-night show: на паузу встали SNL, Jimmy Kimmel Live, CBS The Late Show и Tonight, а также Late Night на NBC.

Приостановлена работа над сценарием приквела «Игры престолов» — «Рыцаря Семи Королевств» и съемки финального сезона «Очень странных дел». Еще на стопе съемки «Сорвиголовы», второго сезона сериала «Разделение», новых сезонов сериалов «Шершни», «Начальная школа "Эббот", "Кобра Кай" и многих других. Бастующих поддерживают Аманда Сайфред, Джимми Фэллон, Дрю Бэрримор, Наташа Лионн, Питт Дэвидсон.

Почему не удается договориться?

Во-первых, из-за принципиально новой системы производства и потребления контента. Раньше все задействованные в производстве фильмов получали роялти и бонусы бокс-офиса от кинотеатральных сборов — сейчас эта статья исчезла. Студии не делятся доходами от стриминга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Стриминг-революция и ковид во многом изменили систему получения доходов в киноиндустрии США, в то время как система их распределения осталась старой», — подтверждает Олег Маловичко.

Во-вторых, студии еще не оправились от ковида, нанесшего мощный удар по прокату. По словам Маловичко, студии вынуждены резать штат, зарплаты и бонусы из-за убытков, которые они понесли, вложившись в имиджевые проекты стриминговых платформ в неподходящее время: «В частности, они сокращают время нахождения сценариста на проекте в авторской комнате, низводя его положение со штатного сотрудника до фрилансера с коротким контрактом». Результат — оригинальные сценарии не пишутся, стриминги обходятся контентом с готовыми сценариями и возлагают большие надежды на иностранный контент (так, Netflix планирует вложить $2,5 млрд в одну только Южную Корею).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«В пользу сценаристов, однако, работает сама система производства в Голливуде, когда следующий сезон популярного шоу должен писаться сейчас, немедленно, как можно быстрее, капитализируя успех первого, почти с колес, — продолжает собеседник "Правил жизни". — Поэтому уже остановилась работа над продолжениями и ответвлениями целого ряда студийных флагманов, и это болезненный удар по производителям».

Более того, если AMPTP согласится на условия WGA, права начнут качать другие профсоюзы, в первую очередь Гильдия актеров, контракт с которой у AMPTP заканчивается 30 июня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем закончились предыдущие забастовки?

Самая громкая забастовка сценаристов была в 2007 году, длилась 100 дней и обошлась индустрии в более чем $2 млрд убытков, а Дэниелу Крейгу пришлось дописывать сценарий «Кванта милосердия» на пару с режиссером Марком Форстером.

Тогда сценаристы добились отмены уникальной версии «Лиги справедливости» Джорджа Миллера с Арми Хаммером в роли Бэтмена, сокращения сезонов топовых сериалов («Доктор Хаус», «Сплетница», «Теория большого взрыва», «Во все тяжкие», «Сверхъестественное»).

Всего сценаристы выходили на забастовки шесть раз: в 1960, 1973, 1981, 1985, 1988 и в 2007 годах. Забастовка 1988-го оказалась самой затяжной и длилась пять месяцев.

Возможна ли забастовка сценаристов в России?

Олег Маловичко отрезает: «Нет». Прежде всего, нет аналога WGA — профсоюза, объединяющего и организовывающего сценаристов. Продюсерам, по его словам, в этом смысле намного проще: у топовых представителей индустрии существуют негласные договоренности, например, о потолке оплаты труда сценариста (впрочем, легко нарушаемые).

Во-вторых, сценаристов в России нет как отдельного класса. «Никто не говорит: "Мы, сценаристы". И это не их вина, а симптом развития индустрии в целом и ее локальных, скажем, особенностей — сильного участия государства, прямого или опосредованного, через субсидии и холдинги, в производстве; неполной привязки успешности проекта к результатам проката в кино, на платформе и ТВ, вообще непрозрачной ситуации с расходами и доходами в индустрии», — объясняет Маловичко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В-третьих (и это главное), российские студии могут нанимать авторов хоть откуда, не ограничиваясь членами определенной гильдии, как в США.

В целом, собеседник «Правил жизни» считает подобную параллель неуместной: «Забастовка WGA — это явление, обусловленное экономическим укладом США, результат эволюционного развития отрасли и социальных и бизнес-структур на протяжении десятилетий. Ничего подобного у нас, понятное дело, нет».