Серия фильмов про разношерстных бандитов, сошедшихся волей судьбы, всегда отличалась от привычного контента вселенной Marvel. Вышедшая девять лет назад первая часть «Стражей Галактики» стала отдушиной. Новые притягательные герои, ни к чему не привязанный сюжет, смелый юмор, необычный космический сеттинг со своей мифологией привели к тому, что Джеймс Ганн первым из всех работающих на Кевина Файги режиссеров получил полную творческую свободу.

Сейчас, когда Marvel практически изжил себя, выпуская столько фильмов и сериалов подряд, что даже самые преданные фанаты устали наблюдать за стремительным падением качества контента, Джеймс Ганн снова спасает ситуацию. После неровной четвертой фазы и провального начала пятой (она открылась очередным «Человеком-муравьем») «Стражи Галактики 3» больше похожи на письмо с извинениями от боссов Marvel — за страдания зрителей, по инерции отслеживающих релизы студии после «Мстителей: Финал».

Ганн, уверяющий, что знал с самого начала, чем закончится история стражей, не подвел и снял достойное завершение самой эмоциональной трилогии КВМ. Третья часть вышла безумно трогательной, искренней и стала настолько душевным прощанием с героями, что за просмотром ком подползет к горлу даже у самых прожженных циников.

«Стражи галактики—3»

Стражи ведут автономный образ жизни на космической станции «Забвение». Там они обосновались после вылазок на мероприятия вселенского масштаба (например, войны с Таносом) и коротких, несуразных приключений с Тором (показаны в «Любви и громе»). Уже на «Забвении» они праздновали Рождество (прошлогодний спецвыпуск пустяковый, но очень уютный!), а теперь каждый занят своим делом. Питер Куилл (Крис Пратт) все еще переживает утрату Гаморы (Зои Салдана) и находит утешение на дне бутылки. Грут (Вин Дизель) заметно вырос, Мантис (Пом Клементьефф) и Дракс (Дэйв Батиста) помогают с обустройством станции, Небула (Карен Гиллан) копается в гараже. За всем этим мы наблюдаем глазами енота Ракеты (Брэдли Купер), прогуливающегося под Radiohead в наушниках и с плеером Куилла по «Забвению». Буквально через пару минут всеобщую гармонию нарушит золотой человек Адам Уорлок (Уилл Поултер), готовый убить всех на своем пути, чтобы поймать Ракету и доставить модифицированного енота к его создателю.

«Стражи галактики—3»

Наконец сюжетный фокус «Стражей Галактики» переместился со Звездного лорда (заметно, что и Пратт исчерпал себя в этом образе) на Ракету, самого по себе достаточно харизматичного героя, но с нераскрытой до этого момента предысторией. В третьей части мы узнаем его трагическое прошлое. Оказывается, он был частью селективного эксперимента Высшего эволюционера (Чукуди Ивуджи), мечтавшего вывести идеальную расу разумных и покорных существ. Одной из таких рас стали суверены — золотые люди из второй части, вырастившие затем в капсуле Адама Уорлока. Но за годы экспериментов эволюционера лишь Ракета оставался уникальным экземпляром, способным творить что-то совершенно новое.

Триквел поднимает тему насилия над животными, акцентируется на гуманных ценностях, но при этом не забывает и о семейных. Ганн решил все же додавить линию Питера Куилла, потерявшего мать, отца и даму сердца, и вспомнил про его земного деда. Дракс демонстрирует отцовские качества, Небула не забывает о сестре, какой бы стервой она ни стала, в общем, «Стражи» всегда были о том, что семья — это нечто большее, чем кровное родство. Душещипательные флешбэки Ракеты этот мотив только закрепляют.

«Стражи галактики—3»

Одна из насущных проблем последних фильмов Marvel — спецэффекты отвратительного качества. Было много разоблачающих статей о том, как студия экономит на графике и недоплачивает графическим дизайнерам. После четвертого «Тора» и «Квантомании» появились опасения и по поводу грядущих «Стражей», ведь эта серия фильмов всегда славилась визуальным пиршеством и красочной, проработанной графикой. К счастью, Джеймс Ганн проконтролировал и это дело: финальная глава приключений команды Звездного лорда сияет ярче прежнего и может похвастаться рекордным количеством пластичного грима. В кои-то веки хочется похвалить фильм Marvel за колоссальную работу художников и гримеров: дизайн инопланетян не уступает «Звездным войнам» в золотые годы, а футуристические локации вышли броскими, в лучших традициях Mass Effect.

Согласно проверенной истине, если к любому экшен-фильму добавить песню Beastie Boys, то он тут же станет более эффектным. Ганн — главный меломан вселенной Marvel (а теперь еще и DC) — за три фильма приучил фанатов к хорошей музыке, тщательно подбирая саундтрек к каждой части, к каждой сцене, к каждому настроению. Можно, конечно, действовать и как Тайка Вайтити: набрать базовые хиты Guns N' Roses и переключать их друг за другом по ходу фильма (как в «Любви и громе»), но все-таки Ганн к музыке подходит с особым трепетом. Его курированные плейлисты ко всем трем картинам можно слушать в отрыве от фильмов и получать удовольствие. Однако удовольствие совсем иного порядка (кинематографическое) — это наблюдать за тем, с какой виртуозностью Ганн накладывает песни на видеоряд. Благодаря его заслугам к композициям Come and Get Your Love, The Chain и No Sleep Till Brooklyn теперь намертво прикрепились ассоциации со «Стражами Галактики».

Не исключено, что «Стражи Галактики. Часть 3» — лишь системная ошибка и Marvel продолжит клепать посредственное зрелище. В таком случае это фильм-аутсайдер с огромной душой, снятый главным режиссером — покровителем всех аутсайдеров супергеройского кино. «Стражи Галактики», возможно, еще вернутся в том или ином виде, но это точно не будет похоже на нынешнюю трилогию, потому что «Стражи Галактики» — ­это в первую очередь Джеймс Ганн. И как же здорово, что ему все-таки позволили завершить эту историю ровно так, как она этого заслуживала: с чувством, музыкой и долгим, теплым коллективным объятием.