«Май, декабрь»: хулиганский рассказ о женском противостоянии с Натали Портман и Джулианной Мур

В Каннах показали новый фильм режиссера Тодда Хейнса («Вдали от рая», «Кэрол», «Темные воды») — мелодраму, сюжет которой строится вокруг истории о скандальных отношениях зрелой женщины с 13-летним одноклассником сына. Сразу после премьеры права на фильм за $11 млн приобрел Netflix, что стало первой крупной сделкой фестиваля.
«Май, декабрь»: хулиганский рассказ о женском противостоянии с Натали Портман и Джулианной Мур
Gloria Sanchez Productions/Killer Films

Киноиндустрия прозрачно требует от режиссеров больше историй про женщин, и те в целом совсем не против их рассказать. Некоторые все еще ограничиваются довольно примитивным «ура-феминизмом» про сильных и независимых, как, например, участник основного конкурса Каннского фестиваля фильм «Подстрекательница» Карима Айнуза о Екатерине Парр, последней жене короля Англии Генриха VIII. Другие же идут по следам картины «Тар» Тодда Филда и представляют женщин как более сложноорганизованных существ, которые могут быть неприятными и даже злыми. Так, режиссер «Кэрол» Тодд Хeйнс в новой работе «Май, декабрь» с наслаждением рисует портрет двух очень непростых героинь, между которыми оказывается безвольный мужчина средних лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Май, декабрь»
«Май, декабрь»
Gloria Sanchez Productions/Killer Films

Актриса Элизабет Берри (Натали Портман), снявшаяся в паре популярных ТВ-шоу, отправляется в Саванну, чтобы подготовиться к роли в независимом фильме. Она должна сыграть Грейси Атертон-Ю (Джулианна Мур), героиню таблоидов, которая двадцать лет назад поразила всю Америку романом с семиклассником. Отсидев в тюрьме за совращение несовершеннолетнего, Грейси вышла замуж за свою жертву, Джо Ю (Чарльз Мелтон), родила ему двоих детей и продолжила жить с новой семьей как ни в чем не бывало. Однако воспоминания о былой «славе» так ее не оставили, поэтому бывшая героиня таблоидов согласилась принять Элизабет в своем доме и подробно рассказать о себе, чтобы актриса отразила на экране самую правдивую версию Грейси.

Смотреть

Хейнс по привычке делает фильм максимально стилизованным. «Май, декабрь» с его романтически размытым изображением, экстремальными крупными планами, лиловой дымкой и громкой, подавляющей все вокруг мелодраматической музыкой Марсело Зарвоса («Чудо», «Темные воды») похож на лучшие образчики мыльных опер из девяностых. И в данном случае режиссер доводит этот стиль до абсурда для пущего комедийного эффекта, намекая на искусственность и глупость всего происходящего, как в дешевом реалити-шоу. Правда, в отличие от очередной ТВ-программы, ценой развлечения становятся разрушенные человеческие жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сначала кажется, что с виду благополучная семья Атертон-Ю оставила прошлое позади и обрела шаткий покой, нарушаемый только посылками с фекалиями от злостных недоброжелателей. Однако визит Элизабет, которая с каждым новым осторожным вопросом копает все глубже и глубже, сразу же выявляет все их слабые места. Грейси не без кокетства рассказывает о том, что ее сын Джорджи (Кори Майкл Смит) учился в одном классе с ее мужем, а ее внуки выпускаются из того же класса, что и ее дети от второго мужа. При этом она резко реагирует на попытки гостьи выяснить хоть что-нибудь о ее настоящем.

Gloria Sanchez Productions/Killer Films

Грейси в дьявольски точном исполнении любимой актрисы Хейнса Джулианны Мур балансирует между двумя противоположностями: женщиной-подростком, избалованной вниманием и воспринимающей весь мир с широко открытыми глазами, и манипулятивным матриархом, которая примет игру только по своим правилам. Для Элизабет это идеальный предмет для изучения. Вскоре из актрисы она превращается чуть ли не в частного детектива, расспрашивая о мельчайших подробностях жизни Атертонов-Ю у их знакомых, бывшего мужа Грейси, ее старшего сына (которые, кажется, так и не оправились от шока) и даже у владельца зоомагазина, где 36-летняя Грейси соблазнила 13-летнего Джо. Это уже не просто подготовка к роли, но попытка залезть под кожу, спровоцировать и вывести на чистую воду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Gloria Sanchez Productions/Killer Films

Натали Портман, которая в последнее время не очень жалует нас ролями, идеальна в роли насквозь фальшивой актрисы, мастерски манипулирующей своей аудиторией. Маниакальная Грейси и скользкая Элизабет постоянно смотрят в отражение друг друга, пытаясь найти ключ к своей оппонентке. В центре противостояния — к его большой неудаче — оказался безвольный Джо, который так и застыл в сознании 13-летнего мальчика. Мелтон хорошо изображает его постоянную потерянность, как будто он живет на автомате. Неловкие затяжки сигаретой на встрече с молчаливым отцом, такие же неловкие затяжки первым в жизни косяком во время разговора с сыном, полное нежелание замечать попытки Элизабет его соблазнить. Режиссер использует несколько тяжеловесную метафору с гусеницами, которых Джо выращивает и затем отпускает красивых бабочек на волю. Сам же он застрял в фазе куколки и только под конец начинает понимать, что он, как и Грейси, так и не проработал внутри их более чем странный роман.

Gloria Sanchez Productions/Killer Films
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Май, декабрь» — увлекательное и, главное, очень веселое изучение характеров. Однако, как только герои начинают постепенно раскрываться, Хейнсу почему-то резко становится скучно и он бросает их на полпути. Из-за «мыльного» стиля и внушительного клифхенгера в конце картины она больше напоминает пилотную серию какого-нибудь престижного и дорогого сериала HBO. Точнее, теперь «Май, декабрь» покажут на Netflix: стриминговый гигант купил права на фильм за $11 млн. Правда, обычный зритель, который не так увлечен смутными культурными референсами и игрой с жанрами, вряд ли простит режиссеру отсутствие удовлетворительной концовки. Кто знает, может быть, Джо никогда не сможет расправить крылья, но решать судьбу героя придется нам самим.