В мире Барби (Марго Робби) вода из душа не льется, ступни не гнутся, а пластиковые волны не разбиваются о берег. В мире Барби она главная, утром Кен (Райан Гослинг) должен быть уверен, что днем он свидится со своей тайной любовью. В мире Барби все идеально, пока в один день непортящееся молоко скисает, вафли на завтрак сгорают, на ногах появляется целлюлит, а в голове — мысли о смерти. Растерянная Барби обращается за помощью к Странной Барби (Кейт Маккиннон), и та объясняет, что все куклы ментально и физически связаны со своими хозяйками. Поэтому Барби вместе с Кеном отправляется в Лос-Анджелес, где оба познают прелести и ужасы патриархата. Он влюбляется в маскулинную культуру США и задумывает познакомить других Кенов с ней, а она слышит объективирующие комплименты и встречается с дирекцией компании Mattel, состоящей исключительно из мужчин.

Фильм «Барби». Рецензия

Почти три недели назад агент режиссера Греты Гервиг заявил изданию The New Yorker, что Гервиг хочет стать не просто самой успешной женщиной-режиссером, а скорее крупным студийным постановщиком. Поэтому «Барби» — это только первый большой шаг в карьере автора к большим бюджетам, она уже заключила сделку с Netflix по ребуту экранизаций серии фантастических романов «Хроники Нарнии». «Барби» — хорошая проверка для любого режиссера, играющего в мире многочисленных нулей на счетах, потому что задача крайне непроста. Ему нужно снять очевидно рекламный проект и убедить аудиторию, что на протяжении двух часов она смотрит не длинный проморолик. Гервиг это частично удается.

Фильм «Барби». Рецензия

Создатели «Барби» решили защититься от критики многочисленными шутками: одна часть из них иронизируют над коммерческой составляющей фильма, вторая же издевается над патриархатом и феминизмом-на-продажу. Вот современные школьницы называют Барби «фашисткой», примером нереалистичной женской «красоты», а вот мужчины — главы компании Mattel коммерциализируют экзистенциальный кризис Барби, продавая Депрессивную Барби. Шутки точные, только все они упираются в стеклянный потолок институциональной критики. «Барби» — это выверенный до каждой секунды проект, существующий внутри капиталистской и патриархальной цепи, а потому неспособный на яркое и острое заявление. Похожий с «Барби» юмор можно найти в недавнем продолжении «Матрицы: Возрождение» (2021) — он так же стыдливо прикрывал беспомощность авторов проекта перед тем фактом, что они согласились снять кино только ради пополнения собственных карманов. «Барби» — кино не ленивое, фильм дает фору в изобретательности большинству картин Marvel, актеры старательно дурачатся на экране, а Грета Гервиг пытается наполнить жизнью мертвый, в корне проблематичный мир Барби.

Фильм «Барби». Рецензия

При создании картины по мотивам бренда авторы столкнулись с проблемой: визуально узнаваемый мир есть, но у него нет никакой истории. Поэтому пошли по стопам франшизы «История игрушек» (1995−2022): Барби также скатывается в экзистенциальный кризис после осознания, что никому не нужна. Владелицей Барби оказывается не девочка-подросток, а ее мать-одиночка Глория (Америка Феррера), секретарша компании Mattel, втайне рисующая дизайны кукол. Именно она ставит Барби на благостный путь феминизма и поддерживает ее в борьбе с Кенами, перестраивающими Барбиленд под себя. Монолог Ферреры об эмансипации важен и ценен, актриса уже со сцены премии TED открыто говорила о расизме и мизогинии в Голливуде, вот только на экране схожие слова превращаются в поучительную прокламацию, прямую экспликацию основных идей произведения.

Фильм «Барби». Рецензия

Грета Гервиг поступает умно, постепенно отодвигая линию взаимоотношений Барби и ее хозяйки на второй план и выводя на авансцену проблему самоопределения. В намеренно гиперболизированном мире «Барби» почти каждый мужчина — потенциальный абьюзер и узурпатор, а потому единственный счастливый путь для куклы, осознавшей ужасы патриархата, состоит в либерализации и продвижении идей феминизма среди сестер. Соглашаться или нет с критикой общества Греты Гервиг — личное дело каждого зрителя, важнее, какую социальную систему режиссер репрезентирует. В Барбиленде никто не планирует друг с другом договариваться, куклы не верят в равенство, поэтому при победе любой из сторон кто-либо будет униженным и пораженным в правах. Грета Гервиг не стесняется личных симпатий и не предлагает демократичный путь разрешения конфликта, а вместо этого развешивает на персонажей ярлыки, связанные с их гендерной идентичностью. Барби прекрасны, потому что они созданы по образу и подобию женщин, а Кены плохи, потому что повторяют токсичные паттерны мужчин — в розовом мире «Барби» куклы и люди существуют внутри непоколебимой черно-белой морали. Поэтому в Барбиленде Барби были и будут главными, Кен же и останется куклой второго сорта, только после нотаций уверившей в мнимую независимость. Так смешная сказка с закадровым добрым голосом рассказчицы превращается в кошмар — то же самое произошло с анимационной «Душой» (2020) Пита Доктера, где до рождения люди обитают в бюрократической диктатуре. В «Барби» диктатура гендерно-бинарная, раскрашенная в розовые цвета и с натянутой, высокомерной улыбкой.