Объединенные Арабские Эмираты

История

В  конце 1980-х по  национальному телевидению ОАЭ начали транслировать первые художественные фильмы. Пара телефильмов и  сериал не  могли утолить жажду зрителей, поэтому страна в  конце концов начала производить полнометражные картины. В  2002 году на  кинофестивале в  Абу-Даби был объявлен первый киноконкурс, который стимулировал локальных режиссеров. После него в  2004-м эстафету принял Дубайский международный кинофестиваль, где демонстрировались в  основном короткометражные ленты.

Национальный дебют случился в  следующем году, когда во  всех кинотеатрах ОАЭ вышла драма Хани Аль Шабани «Сон». Этот эмиратский фильм открыл эру широкого проката блокбастеров и  привлек внимание к  местному кинорынку со  стороны Болливуда и  Лолливуда. Но, помимо коммерческого направления, в  ОАЭ также развивается независимый кинематограф, и  специально для показов арт-хауса были открыты кинотеатры The Scene Club и  Cinema Akil.

Для повышения темпов кинопроизводства в  регионе в  2005 году был построен комплекс Dubai Studio City. Чтобы регулировать локальный контент, исполнительный совет ОАЭ в  2012 году создал Дубайскую комиссию по  кино и  телевидению (DTFC). Она же выдает разрешения на  съемку в  Дубае продюсерам из  других стран, которые приезжают сюда за  богатой натурой. Например, экранизация гоночной видеоигры Gran Turismo Нила Бломкампа или эпизод «Мира Дикого Запада» снимали в  Дубае.

  1. «Аравийские пески» (2008) — Маджид Абдулразак
  2. «Город жизни» (2009) — Али Мустафа
  3. «Морская тень» (2011) — Наваф Аль Джанахи
  4. «Поднимаясь в  небеса» (2015) — Саид Салмин ал-Мурри
  5. «История теней» (2017) — Тарик Аль Казим

Саудовская Аравия

История

Королевство Саудовская Аравия познакомилось с  кино в  1930-х. В  рамках сотрудничества с  американской нефтяной компанией California-Arabian Standard Oil (впоследствии Saudi Aramco) в  Дахране были построены жилые комплексы для иностранных сотрудников, в  них и  располагались домашние кинозалы. Конечно, это был эксклюзив, но  интерес простых жителей страны к  киноискусству был силен, и  уже в  1950-х в  разных городах начали появляться подпольные кинотеатры. Показы хаотично проходили то  во  внутренних дворах домов, то  в  спортивных клубах, то  в  зданиях посольств. Посещать показы, на  которых демонстрировались турецкие, египетские и  индийские фильмы, можно было только мужчинам. Хотя с  точки зрения ислама кино не  считалось недопустимым, посещение кинотеатра не  соответствовало культурным нормам.

Полноценная киноиндустрия начинает формироваться в  Саудовской Аравии только в  1960-х. Главным экраном страны становится телевидение с  его «киновечерами», а  первыми актерами — участники университетских театров. Критики до  сих пор спорят, какой фильм можно считать первым саудовским. На  это звание претендуют короткометражка «Муха» (1952), драма «Раскаяние» (1965) и  историческая лента «Убийство города» (1976) о  ливанской гражданской войне.

После трагедии 1979 года в  Мекке, когда в  результате теракта погибли 255 человек и  еще 560 были ранены, в  стране усилились волнения и  возросла активность религиозных консерваторов. Они обвинили во  всем кинематограф, так как он  противоречил учению ислама и  имел тлетворное влияние на  людей. Под их  давлением в  1983-м правительство полностью запретило кинотеатры. Тогда люди переключились на  телевидение и  видео, отдав предпочтение зарубежным фильмам. В  1990-х на  правительственном канале появилось сатирическое скетч-шоу Tash ma Tash, и  в  отношении законодательных и  религиозных норм наметилось потепление. Позже получили широкое распространение спутниковое ТВ и пуб­личный интернет. Саудовский сайт-кинофорум Cinemac сыграл важную роль в  воспитании целого поколения будущих критиков, сценаристов и  режиссеров страны.

Возврат к  полноценной киноиндустрии наметился лишь в  начале 2000-х. Сначала появились короткометражки с  сомнительными сценариями и  актерами, снятые на  любительские камеры. Но  после первых полнометражных фильмов и  открытия IMAX-зала (пусть и  для образовательных картин) тенденция усилилась. Уже в  2015-м в  стране появился собственный кинофестиваль, а  в  2016 году — Netflix. Кроме того, местные режиссеры начали активно осваивать YouTube и  выкладывать свои фильмы в  общий доступ. Наконец, в  2018 году запрет на  кинотеатры был снят и  на  саудовских экранах официально дебютировала киновселенная Marvel с «Черной Пантерой». Сегодня Саудовская Аравия является самым прибыльным кинорынком Среднего Востока, который продолжает расширяться вопреки недавней пандемии.

  1. «Ваджда» (2012) — Хайфа Аль-Мансур
  2. «Барака встречает Барака» (2016) — Махмуд Саббаг
  3. «Последний визит» (2019) — Абдулмохсен Алдхабан
  4. «Идеальный кандидат» (2019) — Хайфа Аль-Мансур
  5. «Вплотную» (2020) — Абдулазиз Альшлахей

Катар

История

В  1970 году в  Катаре появилась первая кинокомпания Qatar Cinema, а  также было открыто несколько кинотеатров, показывавших зарубежные фильмы. После основания в  2010 году Института кино в  Дохе Катар смог привлечь внимание продюсеров из  других стран. В  программе института предусмотрены инициативы для создания и  развития местной индустрии. Его основные инструменты — гранты, открытые семинары, творческие лаборатории и  другие мероприятия для привлечения катарских талантов и  кинодеятелей из  других стран региона.

Так, в  Катаре несколько лет проводился международный фестиваль Doha Tribeca Film Festival, но  затем он  передал эстафету локальным мероприятиям Qumra и  Ajyal Film Festival. В  последние годы Институт кино в  Дохе сместил фокус на  юных зрителей, пытаясь с  детства пробудить интерес к  кино у  местных жителей. Отчасти поэтому в  жюри Ajyal Film Festival входят дети, а  руководство Qumra ежегодно распределяет гранты среди наиболее перспективных проектов.

Сегодня спрос на  контент в  Катаре высок как никогда, при этом он  одинаково распределен между онлайн-сервисами и  кинотеатрами. Только в  2017 году в  стране за  полгода открылось 50 кинотеатров, а  число зрителей выросло на  35% по  всей стране. Дистрибуцией занимаются не  только местные компании, но  и  региональные прокатные сети Novo, Vox и  Gulf Media. В  Катаре не  так много художественных фильмов, снятых местными режиссерами, поэтому катарские продюсеры часто инвестируют в  проекты из  других стран, которые получают престижные награды на  международных фестивалях.

  1. «По  часовой стрелке» (2010) — Халифа Аль Мураихи
  2. «Черное золото» (2011) — Жан-Жак Анно
  3. «Лестница в  Дамаск» (2013) — Мохамад Малас
  4. «Перетягивание каната» (2021) — Амиль Шивджи
  5. «Анималия» (2023) — София Алауи

Ливан

История

Всего через два года после дебютного показа в  Париже в  декабре 1895-го братья Люмьер отправились в  путешествие с  популяризацией кинематографа. Одним из  городов в  их  кинотуре был Бейрут, столица Ливана. Новое искусство было встречено жителями и  правителями с  восторгом, поэтому уже в  1909-м в  столице открылся первый кинотеатр от  компании Pathe Freres. Среди иностранцев, развивающих киноиндустрию в  стране, был первый оператор братьев Люмьер Александр Промио. Он  содействовал развитию кинотеатральной сети в  Бейруте. После поражения Турции в  Первой мировой войне и  выделения в  отдельную территориальную единицу Ливан попал под управление администрации Французского мандата Сирии, что не  могло не  сказаться на  государственной политике в  отношении кино. Пытаясь конкурировать с  Голливудом, Франция требовала, чтобы все фильмы в  прокате дублировались на  французский язык.

К  концу 1920-х в  кинозалах Бейрута проходили не  только сеансы, но  и  собрания политических партий. В  это же время на  экранах появился первый полностью ливанский фильм — «Приключения Элиаса Мабрука» (1929), снятый итальянцем Джордану Пидутти. История о  мигранте, который возвращается в  родную страну после неудачной поездки в  Америку, пронизана ностальгией, определившей одну из  главных тем ливанского кинематографа. В  1930-х кино стало таким популярным, что студенты даже устраивали марши протеста против дорогих билетов.

После обретения Ливаном независимости в  1943 году создатели фильмов начали активно исследовать местные традиции, фольклор и  сельскую жизнь. Невероятный экономический подъем превратил Бейрут в  финансовую столицу Восточного Средиземноморья и  предложил продюсерам хорошую альтернативу Египту, в  котором прежде снималось большинство фильмов для арабского мира. Появление банков и  лояльное отношение к  иностранному капиталу позволили создать в  регионе отличную базу для кинопроизводства. Так, в  1952 году в  Бейруте открылись киностудии Haroun Studio и  Al-Arz Studio, оснащенные по  последнему слову техники, а  уже в  1958-м драма ливанского режиссера Джорджа Нассера «Куда теперь?» попала в  официальную программу Каннского кинофестиваля.

Следующее десятилетие считается золотой эрой ливанского кино. После национализации индустрии в  соседнем Египте множество режиссеров, продюсеров и  дистрибьюторов перебрались в  Ливан. Бейрут становится центром производства не  только всех домашних картин, но  также большинства египетских и  сирийских, а  Ливан — второй крупнейшей киноиндустрией в  арабском мире, а  также привлекательной локацией для иностранных компаний. В  1965 году на  базе Национального киноцентра в  Бейруте при участии ЮНЕСКО был основан Центр связи с  арабским кинематографом, ставший настоящим хабом для всех соседних стран. Индустрия продолжала развиваться огромными темпами, и  в  1971 году в  столице государства прошел первый международный кинофестиваль.

Однако вторая гражданская война, начавшаяся в  1975 году, внесла свои корректировки. На  протяжение всех 1970-х главными темами были вооруженные и  политические конфликты и  всеобщая растерянность. Фокус режиссеров сместился на  независимые и  документальные фильмы, поскольку они старались запечатлеть дух времени. В  начале 1980-х появились коммерческие фильмы, которые, правда, были калькой с  голливудской продукции категории B.

После подписания мирных соглашений в  1990 году Ливан понемногу начал возвращать былую славу главного центра кинопроизводства в  регионе, не  отвлекаясь на  моду на  ТВ-проекты в  соседних странах. В  шести университетах Бейрута появились факультеты кино и  телевидения, что привлекло в  страну студентов из  арабских стран. Несмотря на  то  что сегодня в  Ливане нет никаких государственных инициатив, индустрию развивают частные компании, например Abbout, Orjouane Productions, The Attic, Nе а  Beyrouth и  Boo Pictures. Они привлекают коллег из  Европы и  вместе создают экосистему для формирования независимого кинематографа. Отчасти поэтому современные ливанские фильмы повествуют о  местных проблемах, но  в  западной эстетике, что подкупает зрителей.

  1. «Послание» (1976) — Мустафа Аккад
  2. «Воздушный змей» (2003) — Ранда Чахал Сабаг
  3. «Оскорбление» (2017) — Зияд Дуэри
  4. «Капернаум» (2018) — Надин Лабаки
  5. «1982» (2019) — Валид Муанесс

Иран

История

Кинематограф Ирана считается одним из  старейших в  мире. После посещения Парижа в  1900 году официальный фотограф правителя Персии и  по  совместительству первый иранский режиссер Мирза Ибрагим Хан Аккас Баши привез в  страну кинокамеру. Поначалу Баши снимал частные и  религиозные церемонии во  дворце и  визиты шаха в  Европу, а  первый публичный кинопоказ в  Тегеране он  организовал уже в  1904 году. Благодаря покровительству королевской семьи иранский кинематограф начал стремительно развиваться: в  1910-х в  стране открылись кинотеатры, а  уже в  1920-х появились киношколы. В  следующее десятилетие режиссеры активно осваивали жанр немого кино, а  к  1949 году на  базе главного музея страны было сформировано Национальное киносообщество Ирана.

Самым плодотворным временем в  Иране были 1960-е: к  концу десятилетия было снято 65 коммерческих фильмов. Некоторые картины были по‑настоящему прорывными: режиссеры демонстрировали образ сильной женщины, играющей не  последнюю роль в  иранском обществе, а  также романтизировали рабочий класс. Так появился один из  самых популярных жанров — трагическая драма с  элементами экшена. К  1970-м киноиндустрия достигла своего пика. В  1973-м был учрежден Тегеранский кинофестиваль, режиссеры запустили иранскую «новую волну», которая придерживалась традиций нуара и  французского одноименного жанра.

После Исламской революции 1979 года кинематограф перешел к  восхвалению древних традиций и  подчеркиванию несостоятельности ценностей, которые навязывали западные страны. В  1980-х прокат наводнили пропагандистские и  патриотические фильмы, заявляющие об  успехе Исламской революции и  победоносной войне с  Ираком. Хотя первый высший руководитель Рухолла Хомейни высоко ценил то, как точно фильмы показывают жизнь простых иранцев, многие режиссеры и  актеры покинули страну. Именно этот исход помог независимому иранскому кинематографу добиться мирового признания, и  на  международных кинофестивалях фильмы из  Ирана стали частью регулярного репертуара. В  середине 1980-х вести об  успехах «кинобеженцев» долетели до  руководства страны, и было принято решение за  три года повысить качество иранского кино. Были уволены режиссеры, придерживавшиеся старых порядков, а  в  фильмах появились новые темы. Теперь, помимо цензуры, политики и  свободы, сюжеты были посвящены проблемам в  браке и  семье, уязвимости женщин. Так была запущена вторая иранская «новая волна».

Сегодня в  Иране выходит до  130 оригинальных релизов в  год. Основная аудитория — зрители до  25 лет, которым нравятся мело­драмы, комедии и мультфильмы. Хотя антипатия к  кинопродукции Запада со  стороны правительства сохраняется, фильмы свободно демонстрируются в  кинотеатрах и  по  ТВ. Население Ирана активно пользуется спутниковыми каналами, физическими и  цифровыми носителями, так что говорить о  культурной блокаде страны не  приходится. Но  многие иранские режиссеры по‑прежнему не  могут вернуться и  продолжают снимать фильмы о  родине и  получать престижные награды, находясь за  границей.

  1. «Вкус вишни» (1997) — Аббас Киаростами
  2. «Дождь» (2001) — Маджид Маджиди
  3. «Офсайд» (2006) — Джафар Панахи
  4. «Развод Надера и  Симин» (2011) — Асгар Фархади
  5. «Убийца «Священный Паук»» (2022) — Али Аббаси