1

Картина «Семь самураев» вышла в 1954 году, и, хотя к этому времени Акира Куросава уже более десяти лет работал в индустрии, она была первым фильмом режиссера, посвященным японским воинам — несмотря на все стереотипы о кинематографе Страны восходящего солнца. После успеха ленты стало понятно, что эта тема интересна зрителям (и достойна эксплуатации), и Куросава взялся за съемку «Телохранителя» и «Отважного самурая».

Кадр из фильма «Телохранитель»

2

На момент начала продакшена «Семи самураев» стоимость большинства японских блокбастеров не превышала $100 тыс. Куросаву же такие ограничения перестали устраивать давно: в 1950 году он уже выбил на съемки криминальной драмы «Расемон» в два с половиной раза больше. Новая же лента побила все мыслимые (и немыслимые) рекорды из-за особенного внимания режиссера к деталям. Отстроенные на свежем воздухе локации обошлись в баснословные 500 тыс. — невероятная сумма по тем временам.

Кадр из фильма «Семь самураев»

3

Японская кинокомпания Toho, занимавшаяся производством «Семи самураев», настолько не верила в то, что фильм окупится (мы уже говорили, что финансовые рамки для Куросавы не существовали?), что несколько раз пыталась остановить съемки — но безуспешно. К счастью для нас, в итоге настойчивому режиссеру все-таки удалось убедить продюсеров в перспективности проекта.

Логотип киностудии Toho

4

Тоcиро Мифунэ, исполнивший одну из главных ролей и не год сотрудничавший с Куросавой, называл «Семь самураев» лучшей из собственных работ, а самурая Кикутие — ролью, в которой он мог быть «самим собой». Актер признавался, что почти всю жизнь помнил реплики любимого героя (интересный факт: чтобы вжиться в образ своего персонажа, во время съемок он смотрел документальные фильмы о львах в дикой природе).

Тоcиро Мифунэ

5

В романтических сценах между Кацусиро (Исао Кимура) и Сино (Кэйко Цусима) режиссер снова захотел добиться максимальной естественности. Для создания сияющего влюбленного взгляда героини он использовал специальные зеркала, которые располагались на земле под определенным углом и отражали яркий свет в глаза актрисы. Финальные сцены действительно получились особенными, но искусство по традиции потребовало жертв: из-за такого находчивого решения Куросавы Цусиме потом пришлось мучиться с испорченным зрением.

Кэйко Цусима в роли Сино

6

Шесть из семи самураев были основаны на реальных исторических личностях. Например, образ мастера меча Кюдзо во многом оказался вдохновлен Миямото Мусаси — ронином и одним из самых известных японских фехтовальщиков (иронично, что актер Сэидзи Миягути, сыгравший его, до этого ни разу не прикасался к холодному оружию). Исключением стал Кикутие, созданный сценаристами с нуля — кстати, именно поэтому Тоcиро Мифунэ и разрешили импровизировать на съемочной площадке.

Миямото Мусаси

7

При создании батальных сцен команде решительно не повезло: незадолго до съемки пошел сильный снег — и съемочной группе пришлось поливать площадку водой, чтобы его растопить. Но на этом злоключения не закончились: по сценарию эти эпизоды должны были проходить под проливным дождем (для усиления драматического эффекта, конечно). Поскольку зима находилась в самом разгаре, грязь постоянно индевела, а актеры чуть не примерзали к земле.

Кадр из фильма «Семь самураев»

8

Куросава часто монтировал ночью, за что был прозван командой «величайшим монтажером в мире». Сам же режиссер назвал это практической необходимостью — в отличие от большинства киноделов, которые тратили огромное количество времени на постпродакшен, он себе такого позволить не мог (видимо, задержки во время съемок все-таки сыграли свою роль).

Кадр из фильма «Семь самураев»

9

В сцене, где бандиты сжигают мельницу Гисаку, съемочная группа сначала накрывала ее тканью, чтобы не портить всю конструкцию, но в отснятых материалах хорошо выходил только дым, а не сам огонь. В итоге, чтобы получить нужные кадры полыхающего сооружения, декорации пришлось перестраивать три раза (очередная история про то, что скупой платит дважды).

Кадр из фильма «Семь самураев»